Дело № 2-845/2012 г. копия
Решение
Именем Российской Федерации
г. Малоярославец Калужской области 25 июля 2012 года
Малоярославецкий районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Артёмовой Г.С.,
при секретаре Горбуновой Я.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании в части постановления ФИО3 муниципального образования ФИО4 поселения «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности»,
установил:
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с заявлением о признании бездействия ФИО3 муниципального образования ФИО4 поселения «<адрес>» по неопубликованию постановления ФИО3 муниципального образования ФИО4 поселения «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ (ред. ФИО1 ФИО4 поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № (ред.ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ №) «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» в установленном законом порядке для всеобщего сведения незаконным, обязании ФИО3 муниципального образования ФИО4 поселения «<адрес>» опубликовать (обнародовать) для всеобщего сведения указанное постановление, признании противоречащими законам абзаца 2 пункта 2.2, пункта 9.1., абзаца 2 пункта 9.4, пункта 11.1, пункта 12.1, пункта 14.1, 6.2, 10.2, 10.4 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, утвержденного постановлением ФИО3 муниципального образования ФИО4 поселения «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. ФИО1 ФИО4 поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №), обязании ФИО3 муниципального образования ФИО4 поселения «<адрес>» привести Положение в соответствие с нормами действующего законодательства путем исключения из него коррупциогенных факторов.
По мнению прокурора, абзац 2 пункта 2.2, пункт 9.1, абзац 2 пункта 9.4, пункт 11.1, пункт 12.1, пункт 14.1 не соответствуют Гражданскому Кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу МО ГП «<адрес>», из анализа которых следует, что к полномочиям представительного органа местного самоуправления относится лишь установление общего порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, конкретные ФИО1 об отчуждении муниципального имущества должны приниматься исполнительным органом местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований прокурор также указал, что пункт 6.2 Положения содержит коррупциогенный фактор, поскольку не содержит в себе однозначного понимания и позволяет устанавливать исключения из общих правил по усмотрению органа местного самоуправления в нарушение законов, пунктом 10.2 Положения предусмотрены дополнительные условия, отличные от общего порядка возникновения права, установленного законом, пункт 10.4 Положения противоречит Закону о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела от прокурора поступили уточненные требования, согласно которых прокурор просит признать противоречащими действующему законодательству и недействующими с момента вступления ФИО1 суда в законную силу абзац 2 пункта 2.2, пункт 9.1., абзац 2 пункта 9.4, пункт 11.1, пункт 12.1, пункт 14.1 в части, согласно которой согласие на отчуждение муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными предприятиями, дается администрацией города на основании ФИО1, пункт 6.2, пункт 10.2 в части, согласно которой по истечении срока аренды арендаторы муниципального нежилого фонда, арендовавшие данное имущество более трех лет, имеют преимущественное право на заключение договора на новый срок, Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, утвержденного постановлением ФИО3 муниципального образования ФИО4 поселения «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. ФИО1 ФИО4 поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №).
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО7 уточненные требования поддержала.
ФИО2 муниципального образования ФИО4 поселения в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания. В своем отзыве на заявление прокурора указал, что требования прокурора не подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям. Оспариваемый прокурором нормативный правовой акт был опубликован в газете «<адрес>». Абзац 2 пункта 2.2, пункт 9.1., абзац 2 пункта 9.4, пункт 11.1, пункт 12.1, пункт 14.1 Положения соответствуют действующему законодательству, не содержат коррупциогенных факторов и не нарушают чьих-либо законных интересов. Пункт 6.2 Положения не допускает какого-либо иного толкования, кроме как четкого понимания диспозиции и не порождает какого-либо дополнительного условия отличного от общего порядка возникновения права, установленного законом. В части заявленного прокурором требования о признании п. 10.2 Положения противоречащим действующему законодательству не возражал, указал, что в этой части требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Выслушав объяснение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением ФИО3 муниципального образования ФИО4 поселения «<адрес>» № ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (далее - Положение). Указанное постановление опубликовано в газете "<адрес>" ДД.ММ.ГГГГ, N 143. В данное постановление внесены изменения ФИО1 муниципального образования ФИО4 поселения «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ (опубликовано в газете "<адрес>" ДД.ММ.ГГГГ, N 126), № от ДД.ММ.ГГГГ (опубликовано в газете "<адрес>" ДД.ММ.ГГГГ, N 143), № от ДД.ММ.ГГГГ (опубликовано в газете "<адрес>" ДД.ММ.ГГГГ, N 137).
Согласно абзацу 2 пункта 2.2 Положения Администрация города вправе распоряжаться муниципальным имуществом только на основании постановлений ФИО3, за исключением случаев: предусмотренных пунктом 10.1 настоящего Положения; распоряжения движимым имуществом на сумму, не превышающую 200000 рублей на момент совершения сделки.
Пунктом 6.2 Положения предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться в собственность физическим лицам бесплатно или за плату в соответствии с федеральным законодательством, законодательством <адрес> и нормативно-правовыми актами ФИО3.
В соответствии с п.9.1 Положения муниципальная собственность закрепляется без изменения вида или статуса собственности на праве оперативного управления строго целевым назначением за муниципальным казенным предприятием постановлением Главы администрации на основании ФИО1 ФИО5, если это имущество используется для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, предназначенных для нужд муниципального образования, реализуемых по государственным ценам, и ценам устанавливаемым муниципальным представительным органом в целях ФИО1 социальных задач.
Согласно абзацу 2 пункта 9.4 Положения Администрация города по согласованию с ФИО3 вправе изъять излишнее неиспользуемое либо используемое неэффективно или не по назначению имущество, переданное в оперативное управление казенному предприятию.
Пунктом 10.2 Положения предусмотрено, что по истечении срока аренды арендаторы муниципального нежилого фонда, арендовавшие данное имущество более трех лет, имеют преимущественное право на заключение договора на новый срок.
Пунктом 11.1 Положения предусмотрено, что передача муниципального имущества в безвозмездное пользование осуществляется администрацией города на основании постановления ФИО3 в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 12.1 Положения передача в залог муниципального недвижимого имущества осуществляется администрацией города на основании ФИО1
Согласно п.14.1 Положения согласие на отчуждение муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными предприятиями, дается администрацией города на основании ФИО1.
Доводы прокурора о том, что абзац 2 пункта 2.2, пункт 9.1., абзац 2 пункта 9.4, пункт 11.1, пункт 12.1, пункт 14.1 в части, согласно которой согласие на отчуждение муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными предприятиями, дается администрацией города на основании ФИО1, Положения противоречат действующему законодательству суд находит необоснованными.Оспаривая названные пункты Положения, прокурор ссылается на их несоответствие действующему законодательству: ст.209 ГК РФ, пп.3 ч.1 ст.14, ч.10 ст.35, ч.1 ст.37, ч.1 и 2 ст.51Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), ст. 26, ст. 54 Устава МО ГП «<адрес>».
Согласно ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пп.3 ч.1 ст.14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Пунктом 5 части 10 ст. 35 Закона N 131-ФЗ установлено, что определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по ФИО1 вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 37 данного Закона).
Согласно ст.51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 26 Устава ФИО4 поселения «<адрес>» в компетенции представительного органа ФИО4 поселения находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Статья 54 Устава ФИО4 поселения «<адрес>» предусматривает, что органы местного самоуправления ФИО4 поселения самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления ФИО4 поселения. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти <адрес>) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Представительный орган ФИО4 поселения устанавливает порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности.
Оспариваемые прокурором абзац 2 пункта 2.2, пункт 9.1., абзац 2 пункта 9.4, пункт 11.1, пункт 12.1, пункт 14.1 в части, согласно которой согласие на отчуждение муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными предприятиями, дается администрацией города на основании ФИО1, Положения требований действующего законодательства не нарушают, поскольку ФИО5 в пределах ее полномочий определен порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности: возможность распоряжаться администрацией ФИО4 поселения муниципальным имуществом в определенных Положением случаях только на основании постановления ФИО3, возможность передачи администрацией ФИО4 поселения муниципального имущества в безвозмездное пользование на основании постановления ФИО3, необходимость получения администрацией ФИО4 поселения согласования ФИО5 на изъятие излишнего неиспользуемого либо используемого неэффективно или не по назначению имущества, переданного в оперативное управление казенному предприятию, возможность закрепления постановлением Главы администрации муниципальной собственности без изменения вида или статуса собственности на праве оперативного управления строго целевым назначением за муниципальным казенным предприятием на основании ФИО1 ФИО5, возможность передачи администрацией города муниципального недвижимого имущества в залог на основании ФИО1, а также возможность дачи согласия администрацией города на отчуждение муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными предприятиями на основании ФИО1. Законодательство Российской Федерации не устанавливает какие-либо требования к порядку управления и распоряжения муниципальным имуществом, определяемому представительными органами местного самоуправления. Следовательно, установление такого порядка оставлено законодателем на усмотрение представительного органа местного самоуправления.
В силу ч.2 ст.28 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В то время как оспариваемый прокурором пункт 6.2 Положения предусматривает предоставление земельных участков в собственность физическим лицам бесплатно в соответствии с нормативно-правовыми актами ФИО3, что противоречит вышеуказанным нормам Земельного Кодекса РФ и в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействующим в указанной части.
Согласно ч.1 ст.621 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
Пункт 10.2 Положения предусматривает наличие преимущественного права на заключение договора на новый срок по истечении срока аренды у арендаторов муниципального нежилого фонда, арендовавших данное имущество более трех лет, исключая тем самым наличие преимущественного права у арендаторов такого имущества, арендовавших данное имущество менее трех лет, что противоречит ч.1 ст.621 ГК РФ, которая не содержит указание на срок нахождения имущества в аренде для возникновения у арендатора преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок. В связи с этим данный пункт в указанной части подлежит признанию недействующим со дня вступления ФИО1 суда в законную силу.
Согласно части второй статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора <адрес> удовлетворить частично.
Признать пункт 6.2 в части, предусматривающей предоставление земельных участков в собственность физическим лицам бесплатно в соответствии с нормативно-правовыми актами ФИО3, пункт 10.2 в части, предусматривающей наличие преимущественного права на заключение договора на новый срок по истечении срока аренды у арендаторов муниципального нежилого фонда, арендовавших данное имущество более трех лет, Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности, утвержденного постановлением ФИО3 муниципального образования ФИО4 поселения «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, недействующими со дня вступления в законную силу ФИО1 суда.
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
ФИО1 может быть обжаловано в Калужский областной суд через Малоярославецкий районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия ФИО1 судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись Г.С.Артёмова
Копия верна. Судья Г.С.Артёмова