Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <данные изъяты> районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО8 при секретаре ФИО2, с участием прокурора <данные изъяты> ФИО3, главы администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> <адрес> ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес>, У С Т А Н О В И Л: Прокурор <данные изъяты> района обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельсовета, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, мотивируя свои требования тем, что к вопросам местного значения поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. Однако в ходе проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения выявлено, что в нарушение требований правил, стандартов, технические норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения, на территории <адрес> дорожное полотно не очищено от снега В судебном заседании прокурор <данные изъяты> ФИО3 свое заявление, а также его обоснование поддержал и просит требование прокуратуры удовлетворить. Поскольку состояние дорожного полотна в зимнее время года существенно влияет на безопасность дорожного движения, ФИО3 просит установить администрации <данные изъяты> сельсовета срок для исполнения решения суда - десять дней. Глава администрации <данные изъяты> сельсовета ФИО4 требование прокурора считает законным и обоснованным. Суду пояснила, что работа по очистке дорог от снега в <адрес> <данные изъяты> сельсовета не всегда ведется планомерно, поскольку не хватает техники и денежных средств. Выслушав прокурора <адрес>, главу администрации <данные изъяты> сельсовета, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. № 196-ФЗ предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: -приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении над экономическими результатами хозяйственной деятельности; -приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; -соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; -программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с ч. 4 ст. 6 данного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. за № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Однако, указанные нормы закона администрацией Николаевского сельсовета не соблюдаются. В соответствии с разделом 1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221), введенного в действие 1 июля 1994 года (далее по тексту ГОСТ, установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Стандарт распространяется: - до 01.01.95 на находящиеся в эксплуатации федеральные автомобильные дороги, магистральные дороги и улицы городов и других населенных пунктов; - с 01.01.95 на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Автомобильные дороги, дороги и улицы городов и других населенных пунктов по их транспортно-эксплуатационным характеристикам объединены в три группы: Группа А - автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения; группа Б - автомобильные дороги с интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения; группа В - автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - улицы и дороги местного значения. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения. Согласно разделу 3 ГОСТа проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Пунктом 3.1.6. ГОСТа установлены сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик. Согласно пункта 3.1.7. ГОСТа на дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м. После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств. Указанные дороги по улицам в <адрес>, относящиеся к ведению <данные изъяты> сельсовета <адрес>, являются муниципальными дорогами местного значения. Обязанность по их содержанию и обеспечению соответствия состояния дороги в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на администрацию <данные изъяты> сельсовета. В ходе проверки, проведенной прокуратурой <данные изъяты> совместно с представителем ОГИБДД ОВД по <адрес> установлено, что в нарушение вышеуказанных требований на <адрес> имеются снежные заносы, не соответствующие требованиям ГОСТа Р 50597-93 и которые до настоящего времени не ликвидированы. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам и техническим нормам на территории <данные изъяты> сельсовета возложена на администрацию <данные изъяты> сельсовета. Невыполнение данной обязанности администрацией сельсовета может привести к серьезным последствиям, причинению материального ущерба физическим и юридическим лицам. Отсутствие финансирования и денежных средств суд не может признать уважительной причиной для освобождения администрации <данные изъяты> сельсовета от предписанных законом обязанностей. При таких обстоятельствах суд считает требования прокурора <данные изъяты> законными и обоснованными, а заявление - подлежащим удовлетворению. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Пункт 7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ устанавливает, что по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, в размере 200 рублей. Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Таким образом, суд считает необходимым взыскать с администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> в доход государства государственную пошлину, от которой освобожден прокурор. На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора <данные изъяты> о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документами. Обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета очистить от снега дорожное полотно по улицам села <адрес> в десятидневный срок. Администрации <данные изъяты> сельсовета сообщить в <данные изъяты> районный суд и в прокуратуру <данные изъяты> об исполнении решения не позднее, чем в течение месяца со дня получения решения. Взыскать с администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> в доход государства государственную пошлину в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через <данные изъяты> районный суд в течение 10 дней со дня его принятия. Судья: подпись ФИО9