признание решения комиссии ГУ УПФР незаконным



Дело № 2-5 (2011)                                                    Р Е Ш Е Н И Е

                                       Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                             <адрес>

<данные изъяты> районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи               ФИО11

при секретаре                               ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, включении в специальный стаж определенного периода работы и назначения пенсии с момента обращения, суд

                                         У С Т А Н О В И Л:

     ФИО2 обратилась в суд с иском, в котором просит признать решение ГУ УПФР по <адрес> об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, обязать УПФР по <адрес> засчитать ей в стаж период работы в качестве фельдшера оргметодкабинета МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей пенсию со дня подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

      Свои исковые требования она мотивирует тем, что согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ она была переведена с должности медсестры на должность фельдшера оргметодкабинета <данные изъяты> ЦРБ, где и работает по настоящее время в должности старшего фельдшера с теми же должностными обязанностями, что были и ранее.

В ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась в ГУ УПФР по <адрес> о назначении ей досрочной пенсии по старости как медицинскому работнику проработавшему в сельской местности более 25 лет, однако решением комиссии по назначению пенсий от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано, так как период работы в качестве фельдшера оргметодкабинета ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ комиссией по назначению пенсий в специальный стаж не был засчитан, так как согласно списка должностей, утвержденного Правительством РФ №1066 от 22.09.1999 года должность фельдшера оргметодкабинетом не была предусмотрена. Принятое комиссией решение, об отказе в назначении ей пенсии, она считает незаконным, так как она выполняла одну и туже работу как до ДД.ММ.ГГГГ так и после ДД.ММ.ГГГГ, однако данные периоды комиссией ГУ УПФР были включены в её специальный стаж как медицинского работника сельской местности в льготном исчислении, в связи с чем просит суд обязать ответчика, засчитать в ее стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии вышеуказанный период. При обращении в ГУ УПФР по <адрес> ее медицинский стаж составлял более 25 лет и поэтому просит суд назначить ей пенсию со дня подачи заявления о назначении пенсии.

Представитель истца ФИО7 исковые требования поддержал по основания изложенным в исковом заявлении и кроме того пояснил, что его доверительница с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени работает на одном и том же месте в МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и выполняет одни и те же обязанности. До ДД.ММ.ГГГГ занимаемая ею должность именовалась «фельдшер оргметодкабинета», а с 2005 года «старший фельдшер», хотя её должностные обязанности не изменились. Он считает, что ФИО2 занимает должность главного фельдшера, предусмотренную Номенклатурой должностей утвержденных приказом Минздрава РФ от 24 апреля 2003 г. № 160, однако до августа ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ её работа была засчитана УПФР в специальный стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии медицинскому работнику, а заявленный истцом период не был включен ответчиком в специальный стаж в связи с тем, что должность фельдшера оргметодкабинета отсутствует в списке должностей, дающих право медицинскому работнику на досрочное назначение пенсии по старости утвержденных Постановлением Правительства РФ №106 от 22.09.1999 г., однако требования Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

      Представитель ГУ УПФР РФ по <адрес> ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ иск ФИО2 не признала и пояснила, что действительно, в соответствии с действующим законодательством, досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности. Согласно трудовой книжки, представленной ФИО2, в медицинский стаж ей не был засчитан период ее работы в качестве фельдшера оргметодкабинета МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию в связи с лечебной деятельностью, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года, должность фельдшера оргметодкабинета не предусмотрена, в связи с чем данный период ей не был включен в специальный стаж. На момент подачи заявления о назначении пенсии стаж истца в льготном исчислении составил только 20 лет 6 месяцев и 12 дней, поэтому ей и было отказано в назначении пенсии

      Представитель третьего лица на стороне ответчика МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» ФИО5 исковые требования истца признала и пояснила суду, что ФИО2 как ранее, так и в настоящее время осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения.

     Свидетель ФИО6, главный врач МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» пояснила суду, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в ЦРБ в одной и той же должности с одними и теми же должностными обязанностями. До 2005 года её должность наименовалась «фельдшер оргметодкабинета», а с 2005 года приказом Минздрава РФ от 24.04.2003 г. №160 с последующими изменениями от 08.09.2005 г. была утверждена номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и ее должность стала наименоваться «старший фельдшер», хотя её должностные обязанности не изменились за весь период её работы и они аналогичны должностным обязанностям главной медицинской сестры. Работа ФИО1 заключается в организации работы среднего и младшего медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий, МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», являющихся её структурными подразделениями, оказании консультативной и методической помощи фельдшерам ФАП, контроль за их лечебной деятельностью. Никаких нареканий со стороны руководства ЦРБ к работе ФИО2 нет.

      Выслушав стороны, представителя третьего лица, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

      Ответчиком не оспаривается, и подтверждается сведениями в протоколе комиссии ответчика, что ФИО2 на ДД.ММ.ГГГГ имела специальный стаж 20 лет 6 месяцев 12 дней, при необходимом 25 лет для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Таким образом, предметом спора по данному делу является включение в спецстаж истца периода работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.

      Согласно трудовой книжки истца и справки МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 работала в должности фельдшера оргметодкабинета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в должности старшего фельдшера оргметодкабинета с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

     Из штатного расписания МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» следует, что в учреждении должность истца поименована как «старший фельдшер».

       В соответствии с ч.1 ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.

      Согласно ст.39 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

     Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах.

     Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости, достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства.

     Так, ст.81 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» предусматривалось, что пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа.

     ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. (п.п.20 п.1 ст.27).

      Как Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» предусматривалось (ст.83), так и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривается, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений(организаций),с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы(деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

      Так, в соответствии со ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», Правительством РФ 29 октября 2002 года было принято Постановление № 781, которым утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

      Таким образом, исковые требования ФИО2 могут быть удовлетворены, если она в спорный период работала в учреждении и на должности, поименованных в указанном Списке, а льготное исчисление стажа в этот период предусмотрено указанными Правилами.

      Согласно п.5 указанных выше Правил, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев, применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

       а).лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа(рабочем поселке),год работы в сельской местности или в поселке городского типа(рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;

      В соответствии с вышеуказанным Списком, пенсия по п.п.20 п.1 ст.27 вышеуказанного ФЗ назначается в частности при работе в больницах всех наименований и в должностях: главной медицинской сестры и старшего фельдшера.

      Работа истца в спорный период имела место в МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», то есть в больнице, поэтому условие для включения спорного периода в спецстаж по наименованию учреждения, имеется.

       В период принятия Правительством РФ 29 октября 2002 года Постановления № 781 действовало Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 43 от 27 августа 1997 года (утратившее силу с 1 декабря 2008 года) «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения РФ», в котором были указаны тарифно-квалификационные характеристики по должности главной медицинской сестры. Учитывая это обстоятельство, Правительство РФ, включая в соответствующий список должность главной медсестры, руководствовалось указанными Постановлением № 43, определяя сложность выполняемой работы.

        Постановлением Минтруда РФ от 22 апреля 2003 года №21 были введены тарифно-квалификационные требования по должности главной медицинской сестры(главного акушера, главного фельдшера). Указанное свидетельствует о том, что Правительство РФ отождествило наименование должности главной медсестры и главного акушера, главного фельдшера.

      Сравнивая должностные обязанности истца по делу, о которых поясняли суду она сама, и свидетели по делу, а также обязанности и квалификационные требования истца, указанные в ее должностной инструкции с тарифно-квалификационными характеристиками главного фельдшера, определенными в вышеуказанном Постановлении Минтруда, суд приходит к выводу, что они аналогичны. Таким образом, суд приходит к выводу, что наименование должности, занимаемой ФИО2, ее работодателем определено не в соответствии тарифно-квалификационными требованиями, которые действовали в период принятия Правительством РФ Постановления № 781. Фактически наименование должности истца должно определяться как «главный фельдшер».

      Должность истца не может определяться как «старший фельдшер» и по той причине, что согласно п.8 тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения, утвержденных тем же Постановлением № 43, установление должностного наименования «старший» возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных занимаемой должностью, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Из указанного следует, что ФИО2, если бы она занимала должность старшего фельдшера, должна была выполнять обязанности фельдшера и одновременно иметь в подчинении других фельдшеров. В том же нормативном акте определены характеристики фельдшера, но истец не выполняет их по занимаемой должности, и в ее подчинении находятся не только фельдшеры, но и работники амбулатории, санитарки.

      Таким образом, суд приходит к выводу, что истец, объективно, занимает должность главного фельдшера, которая, согласно позиции Правительства РФ, тождественна должности главной медицинской сестры, поименованной в соответствующем Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 781.

      Кроме того, указание в штатном расписании и в приказе о назначении на должность старшего фельдшера, не может служить основанием считать, что занимаемая ФИО2 должность не включена в соответствующий Список, так как это является только указанием на финансирование медицинского персонала из средств местного бюджета.

      Организационно-методический кабинет, как указано в Положении о нем, имеющемся в деле, создано как структурное подразделение больницы и предназначено для организации труда среднего и младшего медперсонала ФАП и амбулаторий, а также организации методической работы в ЛПУ района, то есть он создан по предметному и тематическому признакам.

      На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истец в заявленный период выполнял трудовые обязанности в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и подсчет стажа истцу должен производился из расчета как один год 3 месяца за 1 год фактической работы. Так как заявленный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет более 6 лет в календарном исчислении, в льготном исчислении более 8 лет, а специальный стаж, признанный ответчиком составил более 20 лет суд считает необходимым исковые требования ФИО2 в соответствии с вышеприведенным законодательством, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                         

                                               Р Е Ш И Л:

          

      Иск ФИО1 удовлетворить.

      Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес>, включить ФИО2 в специальный стаж для назначения пенсии по старости, как лицу осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, период её работы в качестве фельдшера оргметодкабинета МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

      Решение может быть обжаловано сторонами в <данные изъяты> областной суд через <данные изъяты> районный суд в течении 10 дней.

                                              

Судья: