Дело № 10-1(2011)
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
с. Малая Пурга УР 18 января 2011г.
Судья Малопургинского районного суда УР Уржумов Б.А.,
с участием государственного обвинителя помощника прокурора Малопургинского района УР Бишева А.В., осужденной Орловой О.Н., защитника адвоката Качелкина Р.В., представившего удостоверение № 200 и ордер № 009, при секретаре Самариной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционному представлению прокурора Малопургинского района Ибатуллина Р.Т. и апелляционной жалобе адвоката Качелкина Р.В. на приговор мирового судьи судебного участка Малопургинского района УР от 25 ноября 2010г. в отношении Орловой О.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, <адрес>, УАССР, проживающей по адресу: УР, <адрес>, <данные изъяты> <данные изъяты> ранее несудимой, осужденной приговором мирового судьи судебного участка <адрес> Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст. 159 УК РФ к 1 году исправительных работ с удержанием 10% от заработка в доход государства.
У С Т А Н О В И Л:
Приговором мирового судьи судебного участка Малопургинского района Удмуртской Республики от 25.11.2010 года Орлова О.Н. осуждена по ч.1 ст. 159 УК РФ к 1 году исправительных работ с удержанием 10% заработка в доход государства.
Не согласный с данным приговором прокурор Малопургинского района УР Ибатуллин Р.Т. представил в суд апелляционное представление указывая на то, что приговор суда в отношении Орловой О.Н. не может считаться законным и подлежит изменению, ввиду нарушения УПК РФ, неправильного применения УК РФ, несправедливости приговора вследствие его чрезмерной суровости.
Судом, верно, установлены фактические обстоятельства уголовного дела, которые правильно отражены в приговоре, обоснованно действия осуждённой квалифицированы частью 1 ст. 159 УК РФ.
Согласно требованиям ст. 159 ч.1 УК РФ.
В соответствии с санкцией инкриминированного Орловой деяния, исправительные работы - более строгий вид наказания, чем обязательные работы, и назначаются только в качестве основного вида наказания. Согласно ч. 1 ст. 50 УК РФ исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы.
Определяя наличие основного места работы, следует исходить из положений Трудового кодекса РФ о том, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора (ст. 16 ТК РФ). Но основным местом работы следует считать и работу лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, т.е. самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).
Как следует из материалов уголовного дела и обвинительного акта, Орлова осуществляет самостоятельную коммерческую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, чему суд не дал надлежащую оценку и незаконно определил ей более строгий вид наказания.
При таких обстоятельствах, приговор в отношении Орловой О.Н. подлежит изменению в части определения вида и размера наказания.
Прокурор просит суд приговор мирового судьи судебного участка Малопургинского района УР от 25.11.2010 года в отношении Орловой О.Н. изменить ввиду нарушения УПК РФ, неправильного применения уголовного законов. Вынести в отношении Орловой О.Н. приговор с определением менее строгого вида наказания.
Защитник Орловой О.Н. адвокат Качелкин Р.В. представил в суд апелляционную жалобу указывая на то, что Орлова О.Н. не совершала инкриминируемого ей деяния. Вина её ничем не подтверждена и не доказана.
Допрошенные в судебном заседании свидетели подтверждают показания Орловой О.Н., что 06 апреля 2010 года, она не была трудоустроена, заявление о приеме на работу и соответствующий приказ оформлены задним числом.
По факту получения субсидии Орлова О.Н. отчиталась, и никаких вопросов о нецелевом использовании средств не возникло. Все средства израсходовала согласно бизнес-плана. Единственная ошибка подзащитной, что подписала бумаги о приеме на работу задним числом, и все это по просьбе руководителя ООО « Иж-лес». Просит суд Орлову О.Н. оправдать за отсутствием в её действиях состава преступления.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, судом сделан следующий вывод.
Мировым судьей уголовное дело рассмотрено в общем порядке судебного разбирательства без нарушения норм УПК РФ.
Мировым судьей установлено, что Орлова О.Н. приказом ГУ УР «Центр занятости населения <адрес>» от 26 февраля 2009 года № 948, была признана безработной.
16 февраля 2009 года была составлена карточка персонального учета гражданина, ищущего работу № 09-000247, в которой Орлова О.Н. поставила свою подпись о том, что занятости (трудовой деятельности, в том числе временной, по совместительству, работы по договору гражданско-правового характера, регистрации индивидуальным предпринимателем, очных курсов обучения в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования) и дополнительного дохода (льготной пенсии, стипендии, денежных и других видов дохода) не имеет, а в случае их появления обязуется сообщить.
Постановлением Правительства УР от 25.01.2010 № 10 принято «Положение о порядке предоставления в 2010 году бюджетных средств на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики». К исполнителям Программы относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане из числа безработных и ищущих работу, зарегистрированные в органах службы занятости.
18 февраля 2010 года Центром занятости в лице работника центра занятости населения, осуществляющего функцию предоставления государственной услуги Э., Орловой О.Н., как безработной, предложено получить данную услугу по содействию самозанятости, с чем она согласилась и начала сбор требуемой для этого документации.
05 апреля 2010 года Орлова О.Н., написала заявление о приеме на работу в ОО «Иж-Лес», и, согласно приказу № 09 от 05 апреля 2010 года была принята в указанную организацию на работу в АУП на должность главного бухгалтера, о чем был заключен трудовой договор № 09 от 05 апреля 2010 года с установленным окладом в размере 15 000 рублей.
Орлова О.Н., из корыстных побуждений, с целью хищения денежных средств, в виде получения финансовой помощи при предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, о своем трудоустройстве и заключении трудового договора с ООО «Иж-лес» в Центр занятости не сообщила, и продолжила оформление требуемых документов с целью использования для мошенничества.
06 апреля 2010 года, в соответствии с Протоколом № 4 заседания комиссии по отбору получателей финансовых средств из бюджета Удмуртской Республики, проводимой с участием Орловой О.Н., заявление на получение ей как безработной финансовых средств из бюджета Удмуртской Республики, комиссией удовлетворено, и в последующем между Орловой О.Н. и Центром занятости заключен договор № 39 от 06 апреля 2010 года о предоставлении бюджетных средств на оказание содействия самозанятости.
В результате действий Орловой О.Н. у нее незаконно возникло право на получение финансовой помощи при предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных, хотя фактически на тот момент она была трудоустроена. 28 апреля 2010 года она обратилась в Центр занятости о перечислении финансовой помощи на расчетный счет, открытый в Универсальном дополнительном офисе № 141 Удмуртского отделения № 8618 Сбербанка России. На основании этого приказом директора Центра занятости от 28 апреля 2010 года № 3017, Орловой О.Н. была оказана финансовая помощь на сумму 950 рублей из средств федерального бюджета. На основании приказа от 28 апреля 2010 года № 3018, Орловой О.Н. оказана финансовая помощь в размере 58 800 рублей из средств федерального бюджета. На основании приказа от 28 апреля 2010 года № 3019 Орловой О.Н. оказана финансовая помощь в размере 8 820 рублей из средств бюджета Удмуртской Республики. Всего на расчетный счёт Орловой О.Н. были перечислены деньги из государственного бюджета на сумму 68 570 рублей, которые она незаконно получила в своё распоряжение и в дальнейшем использовала в личных целях.
Подсудимая Орлова О.Н. в судебном заседании вину в предъявленном обвинении не признала. Показала, что с февраля 2009 года состояла на учете в Центре занятости как безработная. В феврале 2010 года составила свой бизнес-план, предоставила требуемые документы. 6 апреля 2010 года была комиссия по отбору получателей финансовых средств по программе самозанятости, где ее бизнес-план одобрили, заявление о выдаче финансовых средств удовлетворили. В тот же день она заключила договор, оформила документы.
В конце марта 2010 года ей позвонил Т. (директор ООО «Иж-Лес»), пригласил на работу. Она ему пообещала, что придет на предприятие, как только найдет возможность, и будет помогать в ведении бухгалтерского учета. Пришла на предприятие числа 9-10 апреля для ознакомления. На работу вышла 4 мая 2010 года. Приказ о приеме на работу от 5 апреля 2010 года, трудовой договор были составлены задним числом. Табеля учета рабочего времени на предприятии несколько раз изменяют.
Виновность Орловой О.Н. доказана исследованными в суде доказательствами.
12 октября 2010 года произведена выемка документов Центра занятости, которые постановлением от 14 октября 2010 года признаны вещественными доказательствами и приобщены к уголовному делу. (л.д. 82-85)
Согласно Карточке персонального учета гражданина, ищущего работу, 16 февраля 2009 года Орлова О.Н. поставлена на учет в центре занятости в качестве безработной. При этом Орлова О.Н. сообщила, что занятости (трудовой деятельности, в том числе временной, по совместительству, работы по договору гражданско-правового характера, регистрации индивидуальным предпринимателем, очных курсов обучения в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования) и дополнительного дохода (льготной пенсии, стипендии, денежных и других видов дохода) не имеет, а в случае их появления, обязуется сообщить (л.д. 3).
6 апреля 2010 года Орлова О.Н. обратилась в центр занятости населения с заявлением о заключении договора на оказание финансовой помощи для организации предпринимательской деятельности. С условиями договора ознакомлена, согласна и обязуется выполнять. Имеется ее подпись (л.д. 13).
6 апреля 2010 года с Орловой О.Н. заключен договор о предоставлении бюджетных средств на оказание содействия самозанятости (л.д. 14).
15 апреля 2010 года Орлова О.Н. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, копия свидетельства представлена в Центр занятости 28 апреля 2010 года (л.д. 17).
28 апреля 2010 года издан приказ о прекращении выплаты Орловой О.Н. пособий по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного (л.д. 24).
29 апреля 2010 года платежными поручениями №№ 37, 401, 402 на счет Орловой О.Н. перечислены денежные средства на общую сумму 68570 рублей (л.д. 25-27).
Согласно Положению «О порядке предоставления в 2010 году бюджетных средств на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в УР», утвержденному Постановлением Правительства УР от 25 января 2010 года № 10, бюджетные средства на возмещение затрат, связанных с самозанятостью безработных граждан, предоставляются гражданину при условии признания гражданина в установленном порядке безработным с правом получения пособия по безработице.
Орлова О.Н., обязанная сообщить факт трудоустройства в Центр занятости, свою обязанность не выполнила, факт трудоустройства в ООО «Иж-Лес» 5 апреля 2010 года скрыла. Уже не являясь в статусе безработной, получила бюджетные средства на возмещение затрат, связанных с самозанятостью безработных граждан.
Доводы Орловой О.Н. о том, что она в ООО «Иж-Лес» начала работать не с 5 апреля 2010 года, а с 4 мая 2010 года, опровергаются материалами уголовного дела, показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей.
5 апреля 2010 года Орлова О.Н. подала заявление о приеме на работу в ООО «Иж-Лес», и в этот же день с ней заключен трудовой договор, издан приказ о приеме на работу, заключен договор о полной материальной ответственности (л.д. 29-30, 32).
В табеле учета использования рабочего времени указано, что Орлова О.Н. приступила к работе 5 апреля 2010 года.( л.д.34-36)
В заявлении о приеме на работу, в договорах имеется ее собственноручная подпись с указанием даты «5 апреля 2010 года». (л.д.29)
9 апреля 2010 года Орлова О.Н. в ООО «Иж-Лес» получила в качестве аванса 5000 рублей (л.д.41)
В жалобе в прокуратуру Малопургинского района о невыплате заработной платы, Орлова О.Н. сама указывает, что работала в ООО «Иж-Лес» с 5 апреля 2010 года по 30 июня 2010 года (л.д. 45).
Судом, верно, установлены фактические обстоятельства уголовного дела, которые правильно отражены в приговоре, обоснованно действия осуждённой квалифицированы частью 1 ст. 159 УК РФ мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана.
Таким образом, суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого приговора, но приговор подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно требованиям ст.307 УПК РФ и позиции Верховного суда РФ «О судебном приговоре» суды обязаны строго выполнять требования закона о необходимости мотивировать в приговоре выводы по вопросам, связанным с назначением уголовного наказания.
В описательно-мотивировочной части приговора судом не указаны мотивы, по которым он пришел к выводу о назначении наказания в виде исправительных работ, а не иного наказания в соответствии с санкцией ст. 159 ч.1 УК РФ.
В соответствии с санкцией инкриминированного Орловой деяния, исправительные работы - более строгий вид наказания, чем штраф и обязательные работы, и назначаются только в качестве основного вида наказания. Согласно ч. 1 ст. 50 УК РФ исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы.
Как следует из материалов уголовного дела и обвинительного акта, Орлова осуществляет самостоятельную коммерческую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, чему суд не дал надлежащую оценку и незаконно определил ей более строгий вид наказания.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 383 УПК РФ суд не в полной мере учел личность осужденной и назначил чрезмерно суровое наказание.
При таких обстоятельствах апелляционное представление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме, а апелляционная жалоба адвоката без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.3 ст.367 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Приговор мирового судьи судебного участка Малопургинского района УР от 25 ноября 2010года изменить.
Считать Орлову О.Н. осужденной по ч.1 ст.159 УК РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере пять тысяч рублей.
В остальной части приговор мирового судьи судебного участка Малопургинского района УР от 25 ноября 2010года оставить без изменения.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд УР в течение 10 суток со дня его провозглашения. В случае подачи кассационнойжалобы осужденная Орлова О.Н. вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотренииуголовного дела судом кассационной инстанции в течение 10 суток со дня вручения копии приговора.
Председательствующий: Б.А.Уржумов