дело 11-16 /2012/
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
с. Малая Пурга Удмуртской Республики 11 июля 2012 года
Малопургинский районный суд УР в составе:
председательствующего судьи Вершинина И.Б.,
при секретаре Самариной Т.В.,
с участием истца Иванова В.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Иванова В.А. на решение мирового судьи судебного участка Малопургинского района УР от 02.05.2012 г. по иску Иванова ФИО6 к Министерству обороны РФ и администрации муниципального образования «Малопургинский район» о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда,
Установил:
Иванов В.А. обратился в суд с апелляционной жалобой на решение мирового судьи судебного участка Малопургинского района УР от 02.05.2012 г. по иску Иванова В.А. к Министерству обороны РФ и администрации муниципального образования «Малопургинский район» о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда, мотивировав следующим. Иванов В.А. обратился с иском к Министерству обороны РФ и администрации МО «Малопургинский район» о возмещении ущерба и компенсации морального вреда, мотивируя тем, что в результате чрезвычайной ситуации, связанной с пожаром и действием взрывной волны на складах войсковой части 86696 в с. Пугачёво Малопургинского района с последующей детонацией и взрывами в период с 3 по 5 июня 2011 года был причинен ущерб его имуществу - сломался телевизор «Toshiba Regza». Администрация МО «Малопургинский район» оценила телевизор на сумму 12 555 рублей. Однако согласно товарному чеку № 763 от 27.10.2010 года стоимость телевизора составляет 35 000 рублей. Просил взыскать разницу в размере 22 445 рублей с Министерства Обороны РФ, как с владельца источника повышенной опасности. Кроме того, просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей. В исковых требованиях истцу отказано в полном объеме. Истец просит решение мирового отменить и принять новое решение, мотивируя тем, что возмещение вреда регулируется не Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.08.2011г. №292 «О реализации мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате пожара с последующими взрывами боеприпасов на складах Министерства обороны Российской Федерации, расположенных в районе с. Пугачево муниципального образования «Малопургинский район», а главой 59 Гражданского кодекса РФ «Обязательства вследствие причинения вреда». Полагает размер материальной выплаты 12 554 руб. 81 коп. не компенсирует в полном объеме причиненный ущерб, т.к. стоимость телевизора согласно товарному чеку составляет 35 000 руб.
В судебном заседании:
Истец Иванов В.А. апелляционную жалобу поддержал в полном объеме, объяснил, что ранее получил материальную помощь за повреждение имущества, но её недостаточно, ранее не смог представить отчет об определении рыночной стоимости восстановительного ремонта ЖК телевизора «Toshiba Regza», так как не знал о своем праве на проведение оценки. Полагает, что его права подлежат защите в рамках ГК РФ.
Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился.
Представитель администрации МО «Малопургинский район» в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв на жалобу, в котором указал, что мероприятия по ликвидации ситуации, сложившейся в результате пожара с последующими взрывами боеприпасов на складах Министерства обороны РФ, расположенных в районе с. Пугачево МО «Малопургинский район» осуществляется в соответствии с постановлением Правительства УР от 22.08.2011 г. «О реализации мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате пожара с последующими взрывами боеприпасов на складах Министерства обороны РФ, расположенных в районе с. Пугачево МО «Малопургинский район». Финансирование мероприятий осуществлялось за счет дотации из федерального бюджета на основании распоряжения Правительства РФ от 28.07.2011 г. № 1296-р. На основании данного постановления истцу оказана материальная помощь в размере 12555 руб. размер материальной помощи определяется Комиссией на основании статданных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по УР в июне 2011 г. Средняя цена на телевизор цветного изображения по данным Удмуртстата составляет 12554 руб. 81 коп., поэтому требования к администрации МО «Малопургинский район» удовлетворению не подлежат.
Суд, выслушав истца и исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы представителей ответчиков.
Согласно письму Удмуртстата от 4.08.2011 года «О средних потребительских ценах», средняя стоимость телевизоров цветного изображения по состоянию на июнь 2011 года составляет 12554,81 руб.
Согласно платежному поручению № 5943 от 23 марта 2012 года сумма ущерба перечислена Иванову В.А. в полном объеме.
Согласно п.32. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания. Потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
В силу ст.1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В результате взрывов снарядов в войсковой части 86696 в селе Пугачево Малопургинского района, распоряжением Правительства УР от 03.06.2011 N 421-р "О введении режима чрезвычайной ситуации" с 00.00 часов 3 июня 2011 года на территории Удмуртской Республики введен режим чрезвычайной ситуации.
Режим чрезвычайной ситуации отменен с 14.00 часов 5 июня 2011 года распоряжением Правительства УР от 05.06.2011 N 422-р "О снятии режима чрезвычайной ситуации". С учетом изложенного, в соответствии с п.1 ст.61 ГПК РФ, возникновение чрезвычайной ситуации в с. Пугачево Малопургинского района УР с ночь со 2 на 3 июня 2011 года по 14.00 часов 5 июня 2011 года в связи со взрывами боеприпасов, расположенных на территории в/ч.86696 с. Пугачево, признается судом общеизвестным и не подлежащим доказыванию.
С учетом изложенного, в соответствии с п.1 ст.61 ГПК РФ, возникновение чрезвычайной ситуации в с. Пугачево Малопургинского района УР в ночь со 2 на 3 июня 2011 года в связи со взрывами боеприпасов, расположенных на территории в/ч.86696 признается судом общеизвестным и не подлежащим доказыванию.
Источником повышенной опасности признается любая деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного и иного назначения, обладающих такими же свойствами.
В соответствии с приложением №1 ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых имеются взрывчатые вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и газов.
Имущественная ответственность за вред причиненный, действиями таких источников, наступает как при целенаправленном их использовании, так и при самопроизвольном проявлении их вредоносных свойств.
Взрыв представляет собой быстрое, одномоментное выделении энергии в результате физических, химических или ядерных изменений вещества. При этом всегда происходит расширение объема исходного вещества или продуктов его превращения, в связи с чем, развивается очень высокое давление, вызывающее разрушение и перемещение окружающей среды. Результат – ударная волна. Деформация или разрушения объектов происходят в результате воздействия на их конструкции или элементы конструкций сформировавшегося фронта ударной волны.
Особенность правил ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, заключается в том, что для ее возложения необходимо наступление вреда и наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда. Установление вины причинителя в данных правоотношениях устанавливать не требуется.
Доводы заявителя Иванова В.А. о том, что его требования о возмещении материального ущерба регулируются правилами гл. 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда», а не Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.08.2011г. №292 «О реализации мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате пожара с последующими взрывами боеприпасов на складах Министерства обороны Российской Федерации, расположенных в районе с. Пугачево муниципального образования «Малопургинский район» не обоснованы в силу следующего.
В соответствии с п. 1 Порядка выплаты материальной помощи в связи с утратой имущества гражданам, пострадавшим следствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате пожара с последующими взрывами боеприпасов на складах Министерства обороны РФ, расположенных в районе с. Пугачево МО «Малопургинский район» - приложения 3 к постановлению Правительства УР от 22.08.2011 г. № 292 настоящий Порядок определяет процедуру оказания материальной помощи в связи с утратой имущества гражданам (далее - материальная помощь), пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации и включенным в список граждан, утративших имущество в результате чрезвычайной ситуации, утвержденный Правительством Удмуртской Республики. Согласно п. 3 Порядка - под утраченным имуществом для целей настоящего Порядка понимается имущество (за исключением жилых помещений, расположенных в границах населенных пунктов), утраченное полностью или частично в результате чрезвычайной ситуации. Для получения материальной помощи гражданин представляет пакет документов, указанных в п. 4 Порядка. После чего согласно п. 6 Порядка сведения о гражданине передают в комиссию. Указанные действия истцом были совершены.
В соответствии с п. 7 Порядка комиссия в течение 3 дней с момента поступления сведений, указанных в п. 6 настоящего Порядка, совместно с гражданином, изъявившим желание на получение материальной помощи, осуществляет обследование имущества гражданина с составлением акта обследования имущества гражданина, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации. Акт обследования составляется на основе обследования пострадавшего имущества членами Комиссии. По результатам обследования в строке "Заключение Комиссии" указывается размер материальной помощи, подлежащей оказанию гражданину в связи с утратой имущества. Акт обследования подписывается всеми членами Комиссии, присутствующими при обследовании, гражданином и утверждается главой Администрации. В случае несогласия гражданина с определенным Комиссией размером материальной помощи и отказа его от подписания акта обследования, в акте обследования членами Комиссии делается отметка: "Гражданин _______________ от подписи отказался". С актом обследования поврежденного объекта истец был согласен.
В соответствии с п. 8 Порядка размер материальной помощи определяется Комиссией:
1) для предоставления гражданам, указанным в подпунктах 2 - 4 пункта 2 настоящего Порядка, в соответствии с критериями определения размера материальной помощи с учетом степени утраты имущества гражданина согласно приложению 2 к настоящему Порядку;
2) для предоставления гражданам, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящего Порядка, на основании статистических данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике в июне 2011 года.
Совокупный размер материальной помощи в связи с утратой имущества на 1 гражданина не может превышать 100 тыс. рублей независимо от оснований ее выплаты.
При определении размера выплаты материальной помощи в соответствии с настоящим Порядком учитывается размер материальной помощи, выплаченной гражданину на основании распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 25 июля 2011 года N 581-р "О мерах по оказанию материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожара с последующей детонацией и взрывами боеприпасов на складах боеприпасов войсковой части 86696 в селе Пугачево муниципального образования "Малопургинский район".
В соответствии с п. 10 Порядка Администрация при условии наличия гражданина в списке граждан, утративших имущество в результате чрезвычайной ситуации, утвержденном Правительством Удмуртской Республики, в течение 5 дней с момента поступления акта обследования осуществляет выплату материальной помощи гражданину путем перечисления размера средств материальной помощи в безналичном порядке на счет гражданина, открытый в кредитной организации и указанный в заявлении об оказании материальной помощи.
В судебном заседании достоверно установлено, что истец Иванов В.А. входит в число граждан, имеющих право на получение материальной помощи и получивших материальную помощь. При получении материальной помощи истец указал, что был согласен с её размером 13286 руб., каких-либо доказательств, того, что при получении материальной помощи истец указывал о её недостаточности, не имеется. Истец не обжаловал акт № 130080 обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации с размером суммы финансовой помощи 13286 руб., какого-либо не согласия с указанной суммой в акте не указал.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении требований о взыскании материального ущерба, то мировой судья правильно отказал в иске о компенсации морального вреда, так как требование о компенсации морального вреда является производным от указанных выше материальных требований.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Иванова В.А. о возмещении материального ущерба и морального вреда не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ
Решение мирового судьи судебного участка Малопургинского района УР от 02.05.2012г. по иску Иванова ФИО5 к Министерству обороны РФ и администрации муниципального образования «Малопургинский район» о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Иванова В.А. без удовлетворения. Полный текст изготовлен 16.07.2012 г.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: И.Б. Вершинин