закрытие свалки



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 2-167(10)

28 апреля 2010г. с. Малая Пурга Удмуртская Республика

Малопургинский районный суд УР в составе:

председательствующего судьи Прохоровой Т.В.

при секретаре Шалагиной Л.С.

с участием помощника прокурора Малопургинского района УР Бишева А.В. по поручению от 26 апреля 2010г. № 8-05-2010

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве» о признании деятельности по сбору, транспортировке, размещению отходов 4 класса опасности без лицензии на осуществление указанной деятельности противоречащей требованиям федерального законодательства и о запрещении указанной деятельности

Установил

Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор (далее прокурор) в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц обратился с иском к МУП «Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве» о признании деятельности по сбору, транспортировке, размещению отходов 4 класса опасности без лицензии на осуществление указанной деятельности противоречащей требованиям федерального законодательства и о запрещении указанной деятельности с 1 января 2011г. до получения лицензии.

Иск мотивирован тем, что МУП «Управляющая компания в ЖКХ» осуществляет деятельность, в том числе по эксплуатации инженерных систем города и населенных пунктов, оказанию коммунальных услуг, эксплуатации жилищного фонда и нежилых помещений, а также устанавливает цены па все виды производимых работ и услуг. Постановлением главы администрации МО «Малопургинский район» № 86 от 02.03.2000 песчаный карьер, расположенный в д. Малая Бодья Малопургинского района Удмуртской Республики используемый для размещения твердых бытовых отходов от организаций и населений с. Малая Пурга, передан в постоянное бессрочное пользование ответчику для заполнения твердыми бытовыми отходами. Фактически с мая 2008 года ответчик эксплуатирует вышеуказанный карьер, размещая на нем твердые бытовые отходы. В настоящее время распоряжением администрации МО «Малопургинский район» № 523-р от 04.12.2009 на него возложена обязанность по эксплуатации карьера, используемого для временного размещения твердых бытовых отходов в деревне Малая Бодья Малопургинского района УР. Фактически с мая 2008 года осуществляет деятельность по сбору твердых бытовых отходов из мусоронакопительных контейнеров, их транспортировке и размещению (захоронению) твердых бытовых отходов на свалке твердых бытовых отходов, расположенной в д. Малая Бодья Малопургинского района УР, от жилого фонда (населения), предприятий и организаций.

В ходе проверки установлено, что ответчик осуществляет на договорной основе и по заявкам за плату услуги населению, предприятиям, организациям по сбору, транспортировке с использованием спецтранспорта и размещению па полигоне ТБО в с.Малая Бодья опасных отходов производства и потребления: отходы из жилищ несортированные (4 класс опасности, кол 9] 1 001 00 01 00 4), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (4 класс опасности, код 912 004 00 01 00 4) и получает от данной деятельности прибыль. Всего МУП «Управляющая компания в ЖКХ» заключено 44 договора на оказание услуг по сбору и вывозу на свалку ТБО, расположенную в д.Малая Бодья бытовых, промышленных и смешанных (твердые бытовые отходы от жилищ, мусор от бытовых помещений организаций): в 2010 году заключен 31 договор, остальные договоры продолжают действовать с 2009 года. Также МУП «Управляющая компания в ЖКХ» осуществляет сбор и вывоз твердых бытовых отходов от населения по графику - в понедельник и четверг, за что с населения взимается соответствующая плата за коммунальные услуги, которая составляет 256 рублей 57 копеек с человека в год. Лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов МУП «Управляющая компания в ЖКХ» Западно-Уральским управлением Ростехнадзора не выдавалась, документы на получение лицензии в Управление от предприятия не поступали.

По требованию статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду

При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц (ст.42 Конституции РФ) на благоприятную окружающую среду, право на здоровье (ст.20 Конституции), т.к. возникла потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением МУП «Управляющая компания в ЖКХ» требований в области охраны окружающей среды

Прокурор просит признать деятельность МУП «Управляющая компания в ЖКХ» по сбору, транспортировке, размещению отходов 4 класса опасности без лицензии, противоречащей требованиям п. 74 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и в целях устранения нарушений интересов неопределенного круга лиц запретить деятельность МУП «Управляющая компания в ЖКХ» по сбору, транспортировке, размещению отходов 1- 4 класса опасности, с 1 января 2011 года до получения лицензии на осуществление указанной деятельности.

В судебном заседании:

Представитель истца прокурор Бишев А.В. иск поддержал, подтвердил обстоятельства, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика МУП «Управляющая компания в ЖКХ» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.

Решение арбитражного Суда УР от 12 марта 2010г. дело № А71-1663/2010А25 подтверждает привлечение МУП «Управляющая компания в ЖКХ» к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде штрафа в сумме 40000 руб. за осуществление на договорной платной основе вывоз (транспортировку) и размещение на песчаном карьере, расположенном в д. Малая Бодья твердых бытовых отходов 4-5 классов опасности не имея лицензии на данный вид деятельности и получение от данной деятельности прибыли.

Письмо Западно-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 декабря 2009г. № 18/4397 подтверждает отсутствие у МУП «Управляющая компания в ЖКХ» лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных бытовых отходов. Документы на получение лицензии в Управление не поступали.

Письма администрации МО «Малопургинский район» от 15 октября 2009г. № 01-22-2203 и от 6 ноября 2009г. № 01-22-2434, постановление главы администрации Малопургинского района УР от 2 марта 2000г. № 86, распоряжение администрации МО «Малопургинский район» от 4 декабря 2009г. № 526-р указывают, что до настоящего времени песчаный карьер передан в постоянное бессрочное пользование МУП «Управляющая компания в ЖКХ» и используется для указанных нужд ответчиком. Контроль за состоянием воздуха, воды, почвы, а также радиометрический контроль не производится.

Письмо МУП «Управляющая компания в ЖКХ» указывает, что документы на получение лицензии были собраны в 2008г., были направлены в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по УР 14 октября 2008г. на проведение экологической экспертизы по деятельности с опасными отходами. В связи с неоплатой услуг 18 ноября 2008г. № 10/5628 материалы обоснования были сняты с экологической экспертизы. С 2009г. санитарные правила требуют определения класса опасности отходов. ФГУЗ «Центр гигиены эпидемиологии в УР» не аккредитован на определение класса опасности отходов 1-4 класса опасности, у него нет аккредитации и до сих пор. В данном учреждении документы ответчика пролежали до ноября 2009г. и в настоящее время переданы для проведения санитарно-эпидемиологической оценки во ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ».

Письмо Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по УР от 18 ноября 2008г. № 10/5628 подтверждает обращение к нему ответчика с заявлением и снятие заявления ответчика с государственной экологической экспертизы в связи с отсутствием оплаты экспертных работ.

Заявление ответчика подтверждает обращение его в ФГУЗ «Центр гигиены эпидемиологии в УР» 17 ноября 2009г. с просьбой проведения санитарно-эпидемиологической оценки соответствия санитарным правилам отходов производства и потребления с целью утверждения класса опасности для здоровья человека.

Экспертное заключение по определению классов опасности отходов от 9 февраля 2010г., проведенное ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» указывает, что деятельность ответчика по сбору отходов соответствует СП 2.1.7.1386-03 «Определение класса опасности токсичных отходов производства и потребления».

Договор подряда от 21 января 2010г. заключен между ООО «Центр Экологических Услуг» и МУП «Управляющая компания в ЖКХ» на экологическое обслуживание предприятия. Подрядчик ООО «Центр Экологических Услуг» обязуется выполнить работы по подготовке и сдаче расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2010г. и другие работы.

Оборотно - сальдовые ведомости по ТБО и размещению за декабрь 2009г., январь 2010г. МУП «Управляющая компания в ЖКХ», реестр договоров на ТБО на 2010г., договоры № 8Б, 9Б, 10Б, 22Б, 28 Б и др. на оказание услуг по сбору и вывозу на полигон твердых бытовых отходов от 1 января 2010г. подтверждают осу4ществление ответчиком предпринимательской деятельности по сбору и вывозу ТБО.

Суд оценивает добытые доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на их исследовании.

На основании ст.11, п. 1 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В соответствии с ч.1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица при осуществлении деятельности, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

В соответствии с ч. 3 п. 1. ч. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В силу ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 74 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию. транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов включает в себя хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; а сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лип и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

В соответствии со ст. ст. 1.4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы, в соответствии с критериями, утвержденными приказом МНР РФ от 15.06.2001. №511.

Согласно примечанию, к Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом МНР РФ от 02.12.2002. № 786, Федеральный классификационный каталог отходов представляет собой перечень образующихся в РФ отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду. Тринадцатизначный код определяет вид, отходов, характеризующий их общие классификационные признаки, при этом девятая и десятая цифры используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы (например, 1 - твердые отходы), одиннадцатая и двенадцатая цифры - опасных свойств и их комбинаций (например. 1 токсичность, 2 взрывоопасность), тринадцатая - класса опасности (1 - первый класс опасности, 2 - второй класс опасности, 3 - третий класс опасности, 4 - четвертый класс опасности, 5 - пятый класс опасности, 0 - класс опасности не определен).

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов твердые и жидкие бытовые (непромышленные) отходы относятся к отходам 4-5 класса опасности, в частности, «отходы от жилищ», которые включают в себя отходы 4-5 класса опасности: «отходы из жилищ несортированные» (911 001 00 01 00 4, четвертый класс опасности), «отходы от жилищ крупногабаритные» (911 002 00 01 00 5, пятый класс опасности) и т.п.

При получении лицензии, лицензирующий орган - Западно-Уральское управление Ростехнадзора, в соответствии с требованиями Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 N 524, с изменениями от 15.06.2009, проверяет наличие у соискателя лицензии ряд условий, которые являются основными лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.

Это такие условия, как у работников юридического лица, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности; проведение лицензиатом - юридическим лицом производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности; наличие паспортов отходов I-IV класса опасности, в отношении которых осуществляется деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению; санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности; положительною заключения государственной экологической экспертизы проектной документации.

Таким образом, МУП «Управляющая компания в ЖКХ» не представлено каких-либо уважительных причин, свидетельствующих об отсутствии у него возможности выполнить установленное ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 74 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» требование об осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, размещению отходов 1-4 класса опасности только при наличии лицензии.

11 марта 2010 года Арбитражным судом УР МУП «Управляющая компания в ЖКХ» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Пункт 8 ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает в качестве основанных принципов охраны окружающей среды презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст. 4 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию пародов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ, абз. 1, 2, 3 ст. 3, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Осуществляемая МУП «Управляющая компания в ЖКХ» в нарушение требований закона деятельность по сбору, транспортировке, размещению отходов 4 класса опасности без соответствующей лицензии, а, следовательно, без проверки наличия у работников, допущенных к указанной деятельности профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности; проведение производственного контроля; наличие либо отсутствия паспортов отходов, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам указанной деятельности, положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, и может повлечь за собой причинение вреда здоровью человека. В результате указанных действий МУП «Управляющая компания в ЖКХ» нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды.

На основании изложенного, МУП «Управляющая компания в ЖКХ» не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортировке, размещению опасных отходов до получения лицензии на данный вид деятельности.

Заявление прокурора является обоснованным, подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. По настоящему делу прокурор как истец, действующий в интересах неопределённого круга лиц в соответствии с п. 9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины. Поэтому с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ в сумме 4000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ

РЕШИЛ

Признать деятельность муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве» муниципального образования «Малопургинский район» по сбору, транспортировке, размещению отходов 4 класса опасности без лицензии, противоречащей требованиям п. 74 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В целях устранения нарушений интересов неопределенного круга лиц запретить деятельность МУП «Управляющая компания в ЖКХ» по сбору, транспортировке, размещению отходов 1- 4 класса опасности, с 1 января 2011 года до получения лицензии на осуществление указанной деятельности.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве» муниципального образования «Малопургинский район» в пользу местного бюджета госпошлину в сумме 4000 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня принятия.

Судья Т.В. Прохорова