РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-489(10)
19 октября 2010 года с. Малая Пурга Удмуртская Республика
Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Прохоровой Т.В.
при секретаре Санниковой Е.В.
с участием истца Утеевой Т.Д., представителя ответчика ГУ Качелкиной Н.И. по доверенности № 16 от 20 января 2009г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Утеевой Т.Д. к ГУ о восстановлении пенсионных прав
Установил
Утеева Т.Д. обратилась с иском к ГУ о восстановлении пенсионных прав, мотивируя тем, что выработала 25-летний педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением ответчика 27 июля 2010г. № 23 ей отказано в назначении льготной пенсии, в специальный стаж не включен период с 27 августа 1986г. по 27 сентября 1989г. - инструктор <данные изъяты>. Периоды работы, включенные в специальный стаж, составляют 22 года 10 месяцев 3 дня. Истец просит включить указанный период работы в специальный стаж.
В судебном заседании:
Истец Утеева Т.Д. исковые требования поддержала, подтвердила обстоятельства, указанные в исковом заявлении, объяснила, что в должности инструктора <данные изъяты> осуществляла деятельность по организации соревнований, поездок, семинаров, сборов, слетов школьников и учителей.
Представитель ответчика ГУ Качелкина Н.И. иск не признала, поддержала решение об отказе в назначении досрочной пенсии.
Выслушав стороны, свидетелей, суд исследовав представленные доказательства, пришел к следующему выводу.
Суд оценивает добытые доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на их исследовании.
Факт обращения истца к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии и отказа ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии подтверждается заявлением истца о назначении пенсии от 12 июля 2010г. и решением ответчика № 23 от 27 июля 2010г., которым истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. В льготный трудовой стаж не включен период, указанный в иске.
При исследовании исковых требований в части включения в специальный стаж периода работы в должности инструктора <данные изъяты>, суд приходит к выводу о его удовлетворении по следующим основаниям.
Факт работы Утеевой Т.Д. в должности инструктора <данные изъяты> в указанный период подтверждается показаниями свидетелей:
<...> показала, что Утеева Т.Д. работала в <данные изъяты> в должности инструктора с 1986г. по 1989г. В ее обязанности входила подготовка отчетно-выборных собраний, семинаров старших пионервожатых, внеклассная воспитательная работа на районном уровне, проведение различных игр, турниров. Организовывала поездки детей на соревнования в другие районы.
Трудовая книжка <...> подтверждает факт работы в указанный период в <данные изъяты>.
Свидетель <...> суду показала, что она с 1984г. по 1987г. проработала в должности заведующего организационным отделом <данные изъяты>. Утеева начала работать в 1986г. фамилия у нее была «Михайлова». Работала со школьниками и учителями комсомольцами. В ее обязанности входила учеба комсомольского актива, организация массовых спортивных мероприятий, идеологическая работа, организовывала поездки, районные конкурсы.
Трудовая книжка <...> подтверждает факт ее работы в указанный период в <данные изъяты>.
В трудовой книжке Утеевой (Михайловой) Т.Д. указан период работы в данной должности с 27 августа 1986г. по 27 сентября 1989г. Факт работы Утеевой Т.Д. в должности инструктора <данные изъяты> подтверждается также архивной справкой № 259 от 19.07.2010г. о ее освобождении от должности инструктора <данные изъяты> от 22.09.1989 г. и архивной справкой № 346 от 05.10.2010г. о начислении заработной платы в должности инструктора <данные изъяты> за период с сентября 1986г. по сентябрь 1989г.
В период работы истца в должности инструктора <данные изъяты> действовал Закон СССР «О государственных пенсиях». Указанным Законом были сохранены пенсии за выслугу лет отдельным категориям работников (медицинским, педагогическим и другим). При этом полномочия устанавливать порядок назначения такой пенсии и круг работников, имеющих право на ее назначение, были переданы Совету Министров СССР. Советом Министров СССР принято Постановление №1397 от 17 декабря 1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Согласно пп. «а» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением №1397, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. При этом, согласно разъяснениям п. 3.1 Министерства социального обеспечения РСФСР данным в Инструктивном письме от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», при применении п. «а» п. 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, инструктора райкома ВЛКСМ.
Следовательно, на момент работы истца в должности инструктора <данные изъяты> действовал нормативный акт, которым данная работа была включена в специальный стаж. Правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в Постановлении от 29.01.2004 года №2-П» по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумен) Республики Саха (Якутия), думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» ч.2 ст. 6; ч.4 ст. 15, ч.1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч.1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключения из педагогического стажа периодов работы на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных организациях и других общественных организациях.
В соответствии с п. 109 Положения о порядке начисления и выплаты государственных пенсий, утв. постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972г. № 590 работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских организациях, в том числе в политотделах и политуправлениях, засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах при условии, если перерыв между работой в партийных и комсомольских органах и работой, следующей за ней, не превышает трёх месяцев и если работе в партийных и комсомольских органах непосредственно предшествовала или за ней непосредственно следовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах. Согласно трудовой книжке Утеевой Т.Д. она освобождёна от должности инструктора <данные изъяты> 27 сентября 1989г. и в тот же день переведена воспитателем в детский сад № <данные изъяты>. В связи с чем перерыв между работой в комсомольских органах и работой, следующей за ней, у истца не превышает трёх месяцев.
Период с 27 августа 1986г. по 27 сентября 1989г. подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.
В пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» от 17 декабря 2001 г. № 73-ФЗ предусмотрено, что «трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста».
Ответчик признал за Утеевой Т.Д. на момент её обращения в пенсионный орган без учета спорного периода стаж 22 года 10 месяцев 3 дня. Истец проработала в должности инструктора <данные изъяты> в период с 27 августа 1986г. по 27 сентября 1989г. Учитывая, что признан необоснованным отказ пенсионного органа в зачете стажа работы истца с 27 августа 1986г. по 27 сентября 1989г. - 3 года 1 месяц, общий стаж истца на момент обращения в пенсионный орган является достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии. Утеевой Т.Д. необходимо назначить пенсию со дня её обращения в ГУ
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Исковые требования Утеевой Т.Д. удовлетворены, поэтому необходимо взыскать с ГУ уплаченную госпошлину 200 руб.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ
Исковое заявление Утеевой Т.Д. удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ от 27 июля 2010г. № 23 об отказе в назначении Утеевой Т.Д. досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Обязать ГУ зачесть в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогический деятельностью период работы Утеевой Т.Д. с 27 августа 1986г. по 27 сентября 1989г. в должности инструктора <данные изъяты> и назначить досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с 12 июля 2010г.
Взыскать с ГУ в пользу Утеевой Т.Д. возврат госпошлины в сумме 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня принятия.
Судья: Т.В. Прохорова