РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-520 (2010г.)
27 октября 2010г. с. Малая Пурга Удмуртская Республика
Малопургинский районный суд УР в составе:
председательствующего судьи Прохоровой Т.В.
при секретаре Ивановой А.Н.
с участием помощника прокурора Малопургинского района Юргова М.В., представителя ответчика администрации МО Екимовой М.П. по доверенности от 29.04.2010г. № 01-22-1079, представителя ответчика МДОУ заведующей Егоровой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Малопургинского района в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ, администрации МО о признании незаконным бездействия и запрете образовательной деятельности
Установил
Прокурор Малопургинского района УР обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО и МДОУ о признании незаконным бездействия и запрете образовательной деятельности. Заявление мотивировано тем, что учредителем МДОУ является администрация МО. Учреждение создано в целях реализации права граждан на образование на принципах общедоступности и бесплатности начального образования. В соответствии с ч.2 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» создание необходимых условий по обеспечению нормального функционирования детского учреждения относится к компетенции образовательного учреждения. В соответствии с п.3 ч.3 Закона РФ «Об образовании» ответственность за жизнь и здоровье обучающихся несет образовательное учреждение. Право на ведение образовательной деятельности приобретается в случае соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов, как это предусматривает ст. 33 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона "Об образовании" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования. В соответствии с п. 6 ст. 33 Закона РФ "Об образовании" право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Согласно информации службы по надзору и контролю в сфере образования при Министерстве образования и науки Удмуртской Республики срок лицензии на право ведения образовательной деятельности у МДОУ истек 31.08.2010 года. Лицензия образовательным учреждением в установленные сроки не получена в связи с нарушением санитарных, гигиенических норм.
В судебном заседании:
Прокурор Юргов М.В. заявление поддержал, подтвердил обстоятельства, указанные в исковом заявлении.
Представители ответчиков МДОУ Егорова О.Н. и администрации МО Екимова М.П. с заявлением прокурора согласны, объяснили, что в настоящее время оформлены документы для получения лицензии, лицензию планируют получить в ноябре 2010г.
Суд, исследовав представленные доказательства, выслушав стороны, приходит к следующему выводу.
Устав МДОУ определяет, что учреждение является образовательным и осуществляет образовательную деятельность.
Уведомление службы по надзору и контролю в сфере образования при Министерстве образования от 09.09.2010г. из которого следует, что прокурору Малопургинского района направлено уведомление о том, что срок лицензии на право ведения образовательной деятельности МДОУ истек 31.08.2010г.
Суд оценивает добытые доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на их исследовании.
Прокурор обращается в суд согласно ст. 45 ГПК РФ так как в данном случае необходима защита неопределенного круга лиц. Бездействие образовательного учреждения и его учредителя, выразившееся в осуществлении образовательного процесса в отсутствие соответствующей лицензии, неисполнении мероприятий, предусмотренных санитарными, гигиеническими номами, ставит в опасность жизнь и здоровье
Согласно Уставу МДОУ является образовательным учреждением и финансируется из бюджета МО, администрация которого является учредителем и собственником имущества МДОУ. Поэтому в соответствии со ст. 210 ГК РФ оба ответчика несут ответственность за отсутствие лицензии на право ведения образовательной деятельности.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона "Об образовании" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования.
В соответствии с п. 6 ст. 33 Закона РФ "Об образовании" право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Деятельность государственных, муниципальных общеобразовательных учреждений всех видов регулируется Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001. N 196 (-далее по тексту Типовое положение).
Согласно ст.78 Типового положения финансирование общеобразовательного учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного обучающегося в зависимости от вида общеобразовательного учреждения.
Пунктом 76 Типового положения установлено, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения являются, кроме прочего: собственные средства учредителя; бюджетные и внебюджетные средства; имущество, переданное общеобразовательному учреждению собственником (уполномоченным им органом).
В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.
В соответствии с п. 3 ч.3 ст. 32 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Представители ответчиков в судебном заседании не отрицают факт того, что в настоящее время отсутствует лицензия на ведение образовательной деятельности, действие прежней лицензии закончилось 31.08.2010г. На момент рассмотрения дела лицензия не получена, поэтому суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Заявление прокурора является обоснованным, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ
Искпрокурора Малопургинского района в интересах
неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МДОУ, администрации МО в получении лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Запретить образовательную деятельность МДОУ с 01.12.2010г. до получения лицензии.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Решение принято в окончательной форме 01 ноября 2010г.
Судья: Т.В. Прохорова