РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Дело № 2-176/11г. 23 мая 2011 года с. Малая Пурга Удмуртская Республика Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Прохоровой Т.В. при секретаре Санниковой Е.В. с участием истца Касаткиной Т.В., представителя ответчика УПФР в Малопургинском районе УР Качелкиной Н.И. по доверенности № 16 от 20 января 2009г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касаткиной Т.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Малопургинском районе УР о восстановлении пенсионных прав Установил Касаткина Т.В. обратилась с иском о восстановлении пенсионных прав, мотивируя тем, что выработала 25-летний педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением ответчика 11 февраля 2011г. № 5 ей отказано в назначении льготной пенсии, в специальный стаж не включены, в частности, периоды: 1) с 01.09.1984г. по 09.06.1986г. - учеба в Удмуртском государственном университете; 2) с 27.10.1998г. по 31.03.2002г. - в должности завуча ЦОМ. Периоды работы, включенные в специальный стаж, составляют 19 лет 10 месяцев 26 дней. Истица просит включить период с 01.09.1984г. по 09.06.1986г. в специальный стаж в связи с тем, что в периоды ее учебы в университете действовали Закон СССР от 15.07.1956г. «О государственных пенсиях» и Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959г. Постановлением № 1397 был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. В соответствии с абз.2 Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитываются время обучения в педагогических учебных заведениях при условии, что обучению предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Непосредственно перед спорным периодом обучения истец работала пионервожатой в пионерском лагере «Дружба» с 01.07.1984г. по 31.08.1984г. После окончания обучения приступила к педагогической деятельности с 15.08.1986г. в должности учителя в Маркеловской 8-летней школе Сюмсинского района. Выполнение истцом педагогической работы до и после обучения ответчиком не оспаривается. Кроме того, с 27.10.1998г. по 31.03.2002г. истец работала завучем в Центре образования молодежи, который впоследствии был переименован в Центр образования. Данный период не включен в стаж на основании того, что данное наименование образовательного учреждения - «Центр образования молодежи» не предусмотрено списком учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, в Списках предусмотрено наименование - «Центр образования». Считает, что переименование образовательного учреждения с «Центра образования молодежи» на «Центр образования» никак не отражались на ее деятельности. Изменение наименования учреждения не повлекло изменений в характере работы, а также не повлекло изменений условий труда. В судебном заседании: Истец Касаткина Т.В. иск поддержала, подтвердила обстоятельства, указанные в иске. Дополнительно пояснила, что в Малопургинском ЦОМе обучались ученики 10-11 классов со всего района, а также велось вечернее обучение. Все ученики, обучающиеся в ЦОМе, были в возрасте до 18 лет. Школьники получали профессиональное образование наряду с получением среднего образования. Функции заместителя директора заключаются в методическом руководстве педагогическим коллективом, организации учебно-воспитательным процессом, его руководстве и контроле. В должностные обязанности заместителя директора входит: координация работы учителей и других педагогов по выполнению учебных планов и программ, организация и координация разработки необходимой учебно-методической документации, осуществление систематического контроля за качеством образовательного процесса, посещение уроков, открытых занятий, составление расписания занятий, организация работы по подготовке и проведению экзаменов, аттестация педагогических работников через каждые 5 лет. Заместитель директора также ведет работу с родителями по вопросам организации учебно-воспитательного процесса, координирует работу учителей по выполнению учебных планов и программ, ведет контроль за безопасностью используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, осуществляет контроль за паспортизацией учебных кабинетов, осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся, ведет контроль и проводит проверку правильного и своевременного заполнения классных журналов преподавателями и мастерами производственного обучения, контролирует своевременность проведения инструктажа обучающихся. На время отсутствия директора заместитель директора выполняет его функции. В Малопургинском Центре образования на сегодняшний день 17 преподавателей и мастеров производственного обучения. Подчиняются все директору. Директор подчиняется начальнику Управления образования администрации МО «Малопургинский район». Тарификацией занимается Управление образования. В деятельности Малопургинского Центра образования с переименованием ничего не изменилось. Представитель ответчика УПФР в Малопургинском районе УР Качелкина Н.И. иск не признала, объяснила, что указанные в иске периоды не могут быть включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, так как действующим законодательством это не предусмотрено. По периоду работы с 27.10.1998г. по 31.03.2002 г. в должности истца завуча по учебно-воспитательной работе Центра образования молодежи ответчиком не оспаривается наименование должности - завуч, но оспаривается наименование учреждения - «Центр образования молодежи». Данное наименование учреждением приведено в соответствии со Списками только с 01.04.2002г. - «Центр образования», поэтому с данного момента период работы включается в педагогический стаж. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу. Факт обращения истицы к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии и отказа ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии подтверждается решением ответчика № 5 от 11 февраля 2011г., которым Касаткиной Т.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. В льготный трудовой стаж не включены периоды, указанные в иске. Период работы с 27.10.19998г. по 31.03.2002г. в льготный стаж не включается, так как Центр образования молодежи привело наименование в соответствии со Списками, утвержденными постановлением Правительства РФ лишь 01.04.2002г., соответственно работа в данном учреждении может засчитываться в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии с 01.04.2002 года /л.д.7/. При исследовании требований иска в части включения в льготный стаж периода учебы в университете с 1 сентября 1984г. по 09.06.1984г. - 1 год 9 месяцев 9 дней, суд исходит из следующего. Архивной справкой № 06-06/72 от 16.12.2010г., выданной Федерацией профсоюзов УР, подтверждается, что Васильева Т.В. работала в должности пионервожатой в пионерском лагере «Дружба» в июле-августе 1984 г./л.д.14/. Согласно архивной справке от 19.05.2011г. № 228, выданной ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», Васильева Т.В. 25.08.1981г. зачислена на 1 курс очного отделения филологического факультета «Русский язык и литература, удмуртский язык и литература», 01.07.1986г. окончила Удмуртский государственный университет очное отделение по специальности «Русский язык и литература, удмуртский язык и литература», присвоена квалификация «Филолог. Преподаватель» /л.д.84/. Копия диплома МВ № 667107 подтверждает, что Васильева Т.В. обучалась в Удмуртском государственном университете в период с 1981г. по 1986г. по специальности «русский язык и литература, удмуртский язык и литература». По окончании обучения присвоена квалификация филолога преподавателя /л.д.13/. Трудовой книжкой Касаткиной (Васильевой) Т.В. подтверждается, что она принята учителем в Маркеловскую восьмилетнюю школу Сюмсинского РОНО с 15.08.1986г. /л.д.8/. Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, абз.5 п.2 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. К числу педагогических учебных заведений относятся педагогические и учительские институты, педагогические училища и другие учебные заведения, дающие педагогическое образование. Представленные доказательства подтверждают осуществление истицей педагогической деятельности до учебы в должности пионервожатой и непосредственно после окончания учебы в должности учителя. Следовательно, на момент учебы истицы в Удмуртском государственном университете действовал нормативный акт, которым данная работа была включена в специальный стаж, поэтому период с 01.09.1984г. по 09.06.1986г. подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии. При исследовании исковых требований в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периода работы с 27 октября 1998г. по 31 марта 2002г. - в должности завуча Центра образования молодежи, суд приходит к выводу о его удовлетворении по следующим основаниям. В суде установлено и не оспаривается ответчиком, что Касаткина Т.В. в период с 27.10.1998 по 31.03.2002 годы работала завучем в Малопургинском центре образования молодежи, что подтверждается записями в трудовой книжке /л.д.8-11/, выпиской из приказа по Малопургинскому ЦОМ от 26.10.1998г. /л.д.19/, справкой Управления образования администрации от 26.01.2011г. № 137 /л.д.83/, справками Центра образования /л.д.86-87, 90/, копией приказа /л.д.91/. В соответствии с конституционно - правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 18. 06. 2004 года №197-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Путинцевой Е.Л. и Федоровой Е. С. на нарушение их конституционных прав положениями п.3 ст. 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» и п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20. 12. 2005 года « О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» тождественность выполняемых функций, условий и характера деятельности для решения вопроса о включении ее в подсчет льготного стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости может быть установлена судом исходя из конкретных обстоятельств дела (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). В справке муниципального вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения «Малопургинский Центр образования» от 01.02.2011г. за № 12 /л.д. 76/ предоставлена информация о переименованиях учреждения с момента его создания: - Малопургинский межшкольный учебно-производственный комбинат был образован в 1978 году. - Малопургинский межшкольный учебно-производственный комбинат реорганизован в муниципальное учреждение начального профессионального и дополнительного образования «Малопургинский центр образования молодежи» согласно приказа МНО УР № 267 от 05.07.1995г., постановления главы администрации № 228 от 24.05.19995г., приказа РОНО № 40 от 03.07.1995г. - Муниципальное учреждение начального профессионального и дополнительного образования «Малопургинский центр образования молодежи» перерегистрировано в муниципальное общеобразовательное учреждение «Малопургинский центр образования молодежи» на основании постановления главы администрации от 16.09.1999г. № 524. - Муниципальное общеобразовательное учреждение «Малопургинский центр образования молодежи» перерегистрировано в муниципальное общеобразовательное учреждение «Малопургинский центр образования» на основании постановления главы администрации Малопургинского района от 01.04.2002г. № 138. - Муниципальное общеобразовательное учреждение «Малопургинский центр образования» перерегистрировано в муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Малопургинский Центр образования» на основании постановления администрации МО «Малопургинский район» № 554 от 18.06.2009г. /л.д.76/. Перерегистрация учреждения также подтверждается: - Постановлением главы местного самоуправления Малопургинского района УР от 24.05.1995 г. № 228 межшкольный учебно-производственный комбинат преобразован в муниципальное учреждение начального профессионального и дополнительного образования «Малопургинский центр образования молодежи» /л.д.92/. - Постановлением главы администрации Малопургинского района УР от 16.09.1999г. № 524 муниципальное учреждение начального профессионального и дополнительного образования «Малопургинский центр образования молодежи» перерегистрировано в муниципальное общеобразовательное учреждение «Малопургинский центр образования молодежи» /л.д.93/. - Постановлением главы администрации Малопургинского района УР от 01.04.2002 г. № 138 зарегистрировано муниципальное общеобразовательное учреждение «Малопургинский центр образования» /л.д.40/. Согласно Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Малопургинский центр образования», зарег. 01.04.2002г. /л.д.41-60/: п.1.2. - учреждение является законным правопреемником муниципального общеобразовательного учреждения «Малопургинский центр образования молодежи». п.1.3 - основным предметом деятельности Центра является реализация образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и дополнительного образования. Согласно Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Малопургинский центр образования молодежи», зарег. 16.09.1999г. /л.д.118-138/: п.1.2. - учреждение является законным правопреемником муниципального учреждения начального профессионального и дополнительного образования Малопургинский центр образования молодежи. п.1.3 - основным предметом деятельности Центра является реализация образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и дополнительного образования. Согласно Устава муниципального учреждения начального профессионального и дополнительного образования «Малопургинский центр образования молодежи», зарег. 24.05.1995г. /л.д. 98-117/: п.1.4. - основным направлением деятельности Центра является реализация образовательных программ общеобразовательного и профессионального обучения. п.3.3. - в контингент Центра включаются учащиеся - молодежь и взрослые, не имеющие неполного и полного среднего образования, которые обучаются по программе средней школы, а при желании и программам специального профессионального обучения, а также старшеклассники школ района, проходящие обучение в Центре. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает в перечне наименований учреждений, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью: в п.1.1 - центр образования. Ответчик признает, что с 01.04.2002г. муниципальное общеобразовательное учреждение «Малопургинский центр образования» относится к учреждениям, работа в котором засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Исходя из анализа вышеуказанных Уставов - зарег. от 01.04.2002г., 16.09.1999г., 24.05.1995г., они указывают о правопреемстве прав и обязанностей учреждения, свидетельствуют о единстве и совпадении основной деятельности, направленной на реализацию основного общего, начального профессионального и дополнительного образования, о единстве требований к образовательному процессу, общеобразовательным программам, установленным Законом РФ «Об образовании», положениями Министерства образования Российской Федерации и Удмуртской Республики, Типовыми положениями о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, об учреждении начального профессионального образования, осуществление обучения и воспитания с учетом правопреемственности получения непрерывного образования, формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных и профессиональных программ, получение учащимися общеобразовательных школ района начального профессионального образования. Так как учреждение не реорганизовывалось, а только перерегистрировалось его наименование, необходимо сделать вывод, что муниципальное общеобразовательное учреждение «Малопургинский центр образования», муниципальное общеобразовательное учреждение «Малопургинский центр образования молодежи», муниципальное учреждение начального профессионального и дополнительного образования «Малопургинский центр образования молодежи» является одним и тем же общеобразовательным учреждением для детей. Поэтому спорный период работы с 27 октября 1998г. по 31 марта 2002г. подлежит включению в педагогический стаж. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 в п.14 предусматривает, что работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет. Согласно справке № 43 от 11.05.2011г., выданной МОУ «Малопургинский центр образования» за период с 27.10.1998г. по 2011гг. процентный состав обучающихся при МОУ «Малопургинский центр образования» в возрасте до 18 лет составил 100% /л.д.89/, поэтому данное условие является выполненным. В п.19 ч.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» от 17 декабря 2001г. № 73-ФЗ предусмотрено, что «трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста». Ответчик признал за Касаткиной Т.В. на момент ее обращения в пенсионный орган без учета спорного периода стаж 19 лет 10 месяцев 26 дней. Учитывая, что признан необоснованным отказ пенсионного органа в зачете стажа истицы с 01.09.1984г. по 09.06.1986г. - период учебы в университете, с 27.10.1998г. по 31.03.2002г. - в должности завуча Центра образования молодежи, стаж истицы на момент ее обращения в пенсионный орган составляет 25 лет 01 месяц 09 дней и является достаточным для назначения ей досрочной трудовой пенсии. В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Исковые требования Касаткиной Т.В. удовлетворены, поэтому необходимо взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Малопургинском районе УР уплаченную госпошлину 200 руб. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ РЕШИЛ Иск Касаткиной Т.В. удовлетворить. Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Малопургинском районе УР от 11 февраля 2011г. № 5 об отказе в досрочном назначении Касаткиной Т.В. трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Малопургинском районе УР зачесть в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с педагогический деятельностью следующие периоды работы Касаткиной Т.В.: - с 1 сентября 1984г. по 9 июня 1986г. - учеба в Удмуртском государственном университете; - с 27 октября 1998г. по 31 марта 2002г. - в должности завуча Центра образования молодежи и обязать досрочно назначить трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с 12 января 2011г. Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Малопургинском районе УР в пользу Касаткиной Т.В. возврат госпошлины в сумме 200 руб. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме. Решение изготовлено 27.05.2011 года. Судья: Т.В. Прохорова