РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Дело № 2-355(2011г.) 18 августа 2011 года с. Малая Пурга УР Малопургинский районный суд УР в составе : председательствующего судьи Горбушина Б.Н., при секретаре Ивановой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению Ермакова С.Б. об оспаривании действий (бездействия) командира войсковой части 86696 полковника Банина Ю.И., жилищной комиссии войсковой части 86696 в лице председателя комиссии Валеева А.А., федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Сарапульская квартирно-эксплуатационная часть района» в лице начальника Рубцова О.В., Установил: Ермакова С.Б. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти, учреждений, должностных лиц - командира в/ч 86696 полковника Банина Ю.И., жилищной комиссии в/ч 86696 в лице председателя комиссии Валеева А.А., ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» в лице начальника Рубцова О.В., ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» в лице руководителя Гордеева В.И., ФГУ «Центральное РУЖО» МО РФ в лице руководителя Мартыновой Н.Н., Министерства обороны РФ в лице министра обороны РФ Сердюкова А.Э., указывая на следующее. ДД.ММ.ГГГГ Ермакова С.Б. обратилась к командиру войсковой части 86696 с заявлением (рапортом) от ДД.ММ.ГГГГ о включении ее и членов семьи в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г. (далее - Подпрограмма). Решением жилищной комиссии в/ч 86696 от ДД.ММ.ГГГГ заявитель и члены ее семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий с включением в список участников Подпрограммы в категории «граждане, участники, подлежащие переселению из закрытых военных городков». Согласно п. 3 Порядка формирования списков, состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 10 июня 2006 г. № 215 (далее - Порядок), документы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, и содержащиеся в них сведения подлежат проверке в довольствующей квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) района или отделении морской инженерной службы (ОМИС). О результатах которой КЭЧ района уведомляет командира воинской части. По итогам проверок жилищной комиссией воинской части принимается решение о включении заявителя либо об отказе ему во включении в число граждан - участников подпрограммы. Решение жилищной комиссии утверждается командиром воинской части. Выписка из решения жилищной комиссии воинской части в недельный срок направляется заявителю. В случае включения заявителя в число граждан - участников подпрограммы, на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. Учетное дело ведется жилищной комиссией воинской части. Приказом Министра Обороны Российской Федерации № 1256 от 18.09.2010г. внесены изменения в Порядок, согласно которых Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации заменено на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. В Центральном военном округе Департамент жилищного обеспечения представляет Федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации. Одними из функций осуществляемых им, являются предоставление в Департамент заявок на получение государственных жилищных сертификатов военнослужащими и гражданами, изъявившими желание переселится из закрытых военных городков (далее - получатели ГЖС), формирование списков и учетных дел получателей ГЖС и предоставление их в Департамент жилищного обеспечения, а также выдача получаемых из Департамента ГЖС их владельцам. В соответствии с абзацем вторым пункта 2 указаний заместителя министра обороны РФ Шевцовой Т.В. от 13.01.2011 года № 205/2/10 (далее - Указания), в целях реализации приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» и недопущения утраты сведений и документов по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих в ходе организационно-штатных мероприятий квартирно-эксплуатационным органам необходимо передать в срок до 10 февраля 2011г. документы в соответствии с типовой номенклатурой дел (приложение № 2 к настоящим указаниям) в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации и в региональные управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, за которыми в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1135 закреплена территория субъекта Российской Федерации, на которой дислоцируется квартирно-эксплуатационный орган. Согласно п. 26 и п. 27 приложения № 2 к Указаниям подлежат передаче в Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, том числе учетные дела военнослужащих (граждан), изъявивших желание участвовать в Подпрограмме и электронная база кандидатов на получение ГЖС. Заявитель считает, что в нарушение вышеуказанных норм, о решении жилищной комиссии она уведомлена устно, выписка из решения жилищной комиссии войсковой части 86696 по настоящее время ей не направлена, на нее как на гражданина - участника подпрограммы жилкомиссией в/ч 86696 учетное дело не заведено, Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «Сарапульская квартирно-эксплуатационная часть района» не поставило ее и членов ее семьи на необходимый учёт и не включило их в списки граждан - участников подпрограммы. В нарушение Указаний, ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» не запросило в жилищной комиссии в/ч 86696 учетные дела граждан - участников подпрограммы и соответственно не передало, в том числе и ее учётное дело, в ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ». В связи с невнесением ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» заявителя и членов ее семьи в электронную базу кандидатов на получение ГЖС, данная база была передана без учёта этого. Так же согласно письму начальника ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, электронная база кандидатов на получение ГЖС была направлена вместо вышеуказанного ФГУ в Приволжско-Уральское квартирно-эксплуатационное управление (ПУрКЭУ). Заявитель указывает так же на то, что о вышеуказанных обстоятельствах ей стало известно ДД.ММ.ГГГГ в ходе судебного разбирательства в Индустриальном районном суде г. Ижевска. Кроме того, ей также было сообщено о том, что в соответствии с п. 6 Приказа Министра обороны РФ № 1871 от 17.12.2010г. «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации», ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» с ДД.ММ.ГГГГ реорганизуется путем присоединения к федеральному государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» МО РФ). Заявитель считает, что указанными действиями (бездействием) нарушено право ее и членов ее семьи на участие в Подпрограмме. Ссылаясь на гл. 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, Закон РФ от 27 апреля 1993г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», просит признать вышеуказанные действия (бездействие) незаконными, обязать незамедлительно и в полном объеме устранить допущенное нарушение ее права. В период подготовки дела к слушанию 03.08.2011г. заявитель обратиласьв суд с заявлением об уточнении своих требований, изложив просительную часть заявления следующим образом: 1.Признать незаконными действия (бездействия): - командира в/ч. 86696 и жилищной комиссии в/ч. 86696 по не направлению заявителю в недельный срок выписки из решения жилищной комиссии в/ч. 86696 (протокол заседания жилищной комиссии в/ч. 86696 от ДД.ММ.ГГГГ №); - жилищной комиссии в/ч. 86696 по не заведению на заявителя, как на включенную в число граждан- участников Подпрограммы, учетного дела; - ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» по игнорированию решения жилищной комиссии в/ч. 86696 (протокол заседания жилищной комиссии в/ч. 86696 от ДД.ММ.ГГГГ №) и возврату документов заявителя в в/ч. 86696 сопроводительным письмом № от ДД.ММ.ГГГГ 2. Обязать командира в/ч. 86696 произвести отправку в ФГУ «Центральное РУЖО» МО РФ всех необходимых документов для участия ее и членов ее семьи в реализации Подпрограммы. Просит не рассматривать ее жалобу в отношении руководителя ФИО5 (ФГУ « Центральное РУЖО» МО РФ), руководителя ФИО4 ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО»МО РФ, Министра обороны РФ в лице Сердюкова А.Э. Командир в/ч 86696 Банин Ю.И. представил в суд возражения на заявление Ермаковой С.Б., в которых указал на следующее. Войсковая часть 86696, жилищная комиссия в/ч 86696 не могут являться лицами, участвующими в деле, так как не обладают статусом юридических лиц. Командир в/ч 86696 полагает, что заявитель обратилась в суд по истечении трехмесячного срока обжалования бездействия органов и должностных лиц. ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» в лице ее начальника Рубцова О.В. представило в суд возражения, которыми просит в удовлетворении заявления Ермаковой С.Б. отказать по следующим основаниям. Заявитель с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ее супруг Сухоруков Ю.Д. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работали в телерадиоцентре в/ч 86696. Супруги зарегистрированы по адресу: п/о Пугачево, <адрес>, гостиница с ДД.ММ.ГГГГ (Сухоруков Ю.Д.), с ДД.ММ.ГГГГ(Ермакова С.Б.). По причине халатного исполнения своих обязанностей должностными лицами в/ч 86696, после увольнения из в/ч 86696, указанные лица не снялись с регистрационного учета по месту жительства и продолжали состоять на учете по месту жительства на территории закрытого военного городка. Согласно представленных в КЭЧ справок, заявитель, члены ее семьи фактически не проживают по указанному адресу, в связи с чем «Сарапульская КЭЧ района» ДД.ММ.ГГГГ вернула пакет документов относительно указанных лиц в войсковую часть 86696 для повторного рассмотрения жилкомиссией. Указывает также, что правомочиями по рассмотрению документов, касаемых жилищных вопросов и вынесению по ним решений, наделен Департамент жилищного обеспечения МО РФ и его уполномоченные органы: Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ. В судебном заседании: Представитель заявителя Сухоруков Ю.Д. заявление поддержал. Просит удовлетворить заявление о восстановлении срока на обращение в суд по мотивам, изложенным в заявлении. Пояснил, что целью обращения в суд является обеспечение заявителя Ермаковой С.Б. и членов ее семьи на получение государственных жилищных сертификатов как участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Заявителем представлены все необходимые документы, которые должны прилагаться к рапорту. В настоящее время он (супруг заявителя) проживают в <адрес> на съемной квартире, имея регистрацию в помещении гостиницы на территории в/ч 86696 <адрес>. Ермакова С.Б. и он знают, что жилищная комиссия войсковой части включила их в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с включением в список участников Подпрограммы, поэтому просит не направлять в адрес Ермаковой С.Б. сообщение о решении жилищной комиссии. Представитель командира в/ч 86696 Валеев А.А. суду пояснил, что в настоящее время жилищная комиссия в/ч 86696 упразднена на основании приказа командующего войсками Центрального военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ Ранее он (Валеев А.А.) определенный период времени возглавлял жилищную комиссию, согласно протоколу заседания жилищной комиссии в/ч. 86696 от ДД.ММ.ГГГГ № Ермакова С.Б. и члены ее семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащими включению для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Но пакет документов Ермаковой С.Б., направленный в ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» возвращался неодноктатно с указанием о необходимости приложения дополнительных документов. В настоящее время пакет документов по рапорту Ермаковой С.Б. находится в в/ч 86696 и при необходимости будет направлен в соответствующую инстанцию. Полагает, что в связи с прекращением деятельности ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» документы могут быть направлены в ФГУ «Центральное РУЖО» МО РФ. Не смог пояснить, в связи с чем возвращенный ДД.ММ.ГГГГ в в/ч 86696 пакет документов по заявлению Ермаковой С.Б. до сегодняшнего дня находится в в/ч 86696. Рассмотрев заявление, выслушав представителей явившихся сторон, суд приходит к следующему выводу. Как следует из жалобы и материалов дела, Ермакова С.Б. обратилась в Малопургинский районный суд УР с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ в связи тем, что ее и членов семьи не поставили на учет на получение государственных жилищных сертификатов и не включили в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, то есть по общему правилу правом на обращение в суд наделено лицо права, свободы и законные интересы которого нарушены (статья 3 ГПК РФ). В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. Заявление гражданина, находящегося в служебной зависимости от лиц, решение, действие (бездействие) которых им оспаривается, рассматривается судом по правилам главы 25 ГПК РФ лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом (например, частью 3 статьи 254 ГПК РФ). Таким образом, обжалуемые действия (бездействия) командира в/ч 86696 и жилищной комиссии в/ч. 86696 могут быть рассмотрены в порядке главы 25 ГПК РФ. Согласно данных трудовой книжки Ермаковой С.Б., ДД.ММ.ГГГГ она принята на работу на должность заведующей видеоузлом в клуб в/ч. 86696, уволена ДД.ММ.ГГГГ по сокращению численности (листы дела 81-85). Согласно данных трудовой книжки Сухорукова Ю.В, ДД.ММ.ГГГГ он уволен с должности видеоинженера телерадиоцентра в/ч. 86696 по сокращению численности (лист дела 92). Согласно штампу о месте регистрации в паспорте гражданина РФ Ермаковой С.Б., она зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ в гостинице п/о Пугачево, <адрес> (лист дела 106). Согласно штампу о месте регистрации в паспорте гражданина РФ Сухорукова Ю.В., он зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в гостинице п/о Пугачево, <адрес> (лист дела 109). Согласно штампу о месте регистрации в паспорте гражданина РФ Сухоруковой Ю.В., она зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ в гостинице п/о Пугачево, <адрес> (лист дела 113). Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищно- бытовой комиссии при профкоме в/ч. 86696, принято решение о признании семьи заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий и регистрации Ермаковой С.Б. в книге регистрации за №(лист дела №). Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии в/ч. 86696, принято решение о признании семьи заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в список участников Подпрограммы (лист дела №). Согласно заявлению (рапорту) Ермаковой С.Б., поданному командиру в/ч. 86696 Банину Ю.И. (лист дела №8), заявитель просит включить ее, супруга Сухорукова Ю.В., дочь Сухорукову В.Ю. в состав участников Подпрограммы. Заявление датировано ДД.ММ.ГГГГ Письмом начальника ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ за №, адресованном командиру в/ч. 86696 Банину Ю.И. (лист дела №11) сообщается, что в адрес ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» поступил пакет документов на Ермакову С.Б. для включения в состав участников Подпрограммы. В письме указано. Что из представленных документов следует, что Ермакова С.Б., Сухоруков Ю.Д. и их дочь, не смотря на утраченную связь с Министерством обороны, не проживая, не осуществляя трудовую деятельность на территории закрытого военного городка, имеют постоянную регистрацию в данном населенном пункте, имеют свободный доступ к закрытому объекту. Предложено командиру в/ч. 86696 Банину Ю.И. снять с регистрационного учета указанных граждан в установленном порядке и провести проверку на предмет наличия аналогичных нарушений иными гражданами. Письмом начальника ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ за №, адресованном командиру в/ч. 86696 Банину Ю.И. (лист дела №11) сообщается, что в адрес ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» поступил пакет документов на Ермакову С.Б. для включения в состав участников Подпрограммы, в пакете документов отсутствуют правоустанавливающие документы на жилое помещение по адресу: <адрес>, а так же справки Регистрационной палаты <адрес> на Ермакову С.Б. Письмом начальника ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ за №, адресованном командиру в/ч. 86696 Банину Ю.И. (лист дела №12 сообщается, что в адрес ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» дополнительно поступили документы на Ермакову С.Б. для включения в состав участников Подпрограммы. Пакет документов на Ермакову С.Б. возвращен в связи с непредставлением сведений (запрошенный КЭЧ в исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) о проведенной проверке по факту незаконной регистрации в жилых помещениях, а так же отсутствием сведений о правомерности регистрации на территории ЗВГ Ермаковой С.Б. и членов ее семьи. Свидетель ФИО13 показала, что является освобожденным председателем профкома в/ч. 86696, в ее обязанности входит распределение жилья среди гражданского персонала. Так как Ермакова С.Б. и ее семья относятся к гражданскому персоналу, вопрос о предоставлении им жилья рассматривался на заседании профкома. Они были поставлены на учет как нуждающиеся в жилье в 1994г. Ранее в части было две жилищных комиссии: для гражданских лиц и отдельно для военнослужащих. Так было до 2000г.. в 2000г. комиссии объединены в одну. Председателем которой избрали Валеева. В комиссию входили три лица от военнослужащих и три лица от гражданского персонала части. В октябре 2010г. пришло сообщение из Сарапулькой КЭЧ о том, что комиссия расформирована и что жилой фонд передан в <адрес>. Свободных квартир в части не было. Ермаковы проживают в гостинице части с 1995г. Заявление на отселение на отселение из закрытого военного городка было оформлено на пять семей, из которых сертификат на получение жилье получила одна семья. Документы Ермаковой С.Б. возвращены Сарапульской КЭЧ. Считает, что принятие решения о дальнейшей судьбе указанных документов не относится к ее компетенции. В части жилье практически не строится. Добытые доказательства суд оценивает следующим образом. Заявление Ермаковой С.Б. о восстановлении срока на обращение в суд обоснованно и подлежит удовлетворению на основании следующего. Из материалов дела видно, что документы Сарапульская КЭЧ вернула ДД.ММ.ГГГГ обратно в войсковую часть. ДД.ММ.ГГГГ, не согласная с действиями КЭЧ Ермакова С. Б. обратилась в Малопургинский районный суд УР за защитой своих прав. Затем 15.11.2010г. Малопургинский районный суд возвратил заявление на стадии принятия дела к производству с разъяснением об обращении в суд с исковым заявлением, а не с заявлением об обжаловании действий должностных лиц. 3. 12. 2010 года Ермаковой С. Б. было подано заявление в Индустриальный суд г. Ижевска. 28 февраля 2011 года производство по делу прекращено в связи с отказом от иска. 28 февраля 2011 года Ермакова С. Б. вновь обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий должностных лиц. 29 апреля 2011года вновь производство по делу прекращено в связи с тем, что имеется спор о праве. Кассационным определением Верховного Суда Удмуртской Республики от 18.07.2011г. определение Малопургинского районного суда УР от 29.04.2011г. о возврате заявления Ермаковой С.Б. отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Таким образом, необходимо сделать вывод, что Ермакова С. Б., узнав что документы Сарапульская КЭЧ вернула 8. 10 2010 года обратно в войсковую часть сразу начала отстаивать свои жилищные права в суде, подав заявление в суд в течение 1 месяца после того как узнала о нарушении своего права. Но из - за разных точек зрения судей на проблему заявителя, спор ее не был разрешен в течение длительного времени. Таким образом, причина пропуска срока обращения в суд с настоящим заявлением является уважительной, процессуальное право заявителя на обращение в суд подлежит восстановлению. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" установлено, что формой финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (ст.1). Этим же Постановлением утверждены "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» (далее-Правила). Подпунктом «б» пункта 5 Правил предусмотрено право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках Подпрограммы граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, а так же поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Подпунктом «а» пункта 19 Правил предусмотрено, что указанные свыше граждане для участия в подпрограмме подают заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 1 к Правилам с приложением следующих документов: справка об общей продолжительности военной службы (службы); выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти; (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561) - выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; - выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561) справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации). В соответствии с указанным свыше Постановлением Правительства РФ, Приказом Министра обороны РФ от 10.06.2006 N 215 утвержден Порядок формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов (далее Порядок). Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что для участия в Подпрограмме подают заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 1 к Правилам в воинскую часть, в которой они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), а граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, - в воинскую часть, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке. Указанное заявление (рапорт) подлежит регистрации в установленном порядке. Вместе с заявлением (рапортом) представляются документы, указанные в подпункте "а" пункта 19 Правил. Командир воинской части организует работу жилищной комиссии по проверке этих документов и содержащихся в них сведений. Судом установлено, что заявитель обратилась к командиру в/ч 86696 Банину Ю.И. с заявлением включить ее, супруга Сухорукова Ю.В., дочь Сухорукову В.Ю. в состав участников Подпрограммы. Заявление датировано ДД.ММ.ГГГГ и соответствует приложению N 1 Правил, к заявлению приложен перечень документов из 28 наименований. Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что документы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, и содержащиеся в них сведения подлежат проверке в довольствующей квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) района или отделении морской инженерной службы (ОМИС), о результатах которой КЭЧ района (ОМИС) уведомляет командира воинской части. ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» направила в адрес командира в/ч 86696 Банина Ю.И. письма о предоставлении дополнительной информации к заявлению Ермаковой С.Б., в том числе, правоустанавливающие документы на жилое помещение по адресу: <адрес>, а так же справки Регистрационной палаты <адрес> на Ермакову С.Б. В связи с непредставлением командиром в/ч 86696 Баниным Ю.И. запрашиваемой ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» информации, заявление Ермаковой С.Б. с приложенными документами возвращены в в/ч 86696 сопроводительным письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что по итогам проверок жилищной комиссией воинской части принимается решение о включении заявителя либо об отказе ему во включении в число граждан - участников подпрограммы. Решение жилищной комиссии утверждается командиром воинской части. Выписка из решения жилищной комиссии воинской части в недельный срок направляется заявителю. В случае включения заявителя в число граждан - участников подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. Учетное дело ведется жилищной комиссией воинской части. Суд приходит к выводу, что ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района», запрашивая дополнительную информацию по результатам проверки представленных документов на Ермакову С.Б. и возвращая документы, действовало в рамках своих полномочий, предусмотренных Пунктом 3 Порядка. Судом установлено, что заявитель не была уведомлена должным образом о решении жилищной комиссии (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии в/ч. 86696) о признании семьи заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в список участников Подпрограммы, что является нарушением п.3 Порядка. Судом установлено, что жилищная комиссия, приняв указанное свыше решение, не завела учетное дело, что так же является нарушением п.3 Порядка. По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Командир в/ч. 86696, жилищная комиссия в/ч. 86696 не представила суду каких - либо доказательств правового обоснования своих бездействий. Согласно приказу командующего войсками Центрального военного округа №152 от 28.12.2010г., в связи с упразднением приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000г. №80 деятельности в воинских частях жилищных комиссий, функции по принятию решений о включении как военнослужащих, так и лиц гражданского персонала переданы Департаменту жилищного обеспечения жилищного фонда МО РФ, на территории Центрального военного округа создано ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (далее Учреждение). Учреждению так же вменены обязанности по формированию списков и учетных дел получателей ГЖС, представление их в Департамент жилищного обеспечения жилищного фонда МО РФ. Таким образом, для обеспечения реализации права заявителя на участие в Подпрограмме ее заявление с приложенными документами следует направить в ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. По просьбе представителя Ермаковой С. Б. - Сухорукова Ю. В. суд не обязывает командира войсковой части 86 696 известить о принятом решении жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, РЕШИЛ: 1. Ермакова С.Б. восстановить процессуальный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) командира войсковой части 86696 полковника Банина Ю.И., жилищной комиссии войсковой части 86696 в лице председателя комиссии Валеева А.А., федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Сарапульская квартирно-эксплуатационная часть района» в лице начальника ФИО3 2. Заявление Ермакова С.Б. удовлетворить частично. Признать незаконными: - бездействия командира в/ч 86696 и жилищной комиссии в/ч 86696 выразившиеся в не направлении заявителю в недельный срок выписки из решения жилищной комиссии в/ч 86696 (протокол заседания жилищной комиссии в/ч. 86696 от ДД.ММ.ГГГГ №); - бездействие жилищной комиссии в/ч. 86696, выразившееся в не заведении на заявителя, как на включенную в число граждан- участников Подпрограммы, учетного дела. - бездействия командира в/ч 86696 Банина Ю.И., выразившиеся в не направлении документов для участия Ермаковой С. Б. и членов ее семьи в реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г. в ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ». 3. Обязать командира в/ч 86696 произвести отправку в ФГУ Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ всех необходимых документов для участия Ермаковой С. Б. и членов ее семьи в реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г. В заявлении Ермаковой С.Б. об обжаловании действий ФГКЭУ «Сарапульская КЭЧ района» по игнорированию решения жилищной комиссии в/ч 86696 (протокол заседания жилищной комиссии в/ч 86696 от ДД.ММ.ГГГГ №) и возврату документов заявителя в в/ч 86696 сопроводительным письмом № от ДД.ММ.ГГГГ - отказать. Полный текст решения изготовлен 23 августа 2011г. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Председательствующий : Б. Н. Горбушин