Дело № 2-598/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
село Киясово УР 15 июня 2012 года
Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Танаева А.Ю.
при секретаре Муллахметовой С.Г.
с участием помощника прокурора Киясовского района УР Степановой А.В.
представителя Администрации МО «Первомайское» Быкова С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Киясовского района УР в защиту прав неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Первомайское» незаконным и понуждении к организации сбора и вывоза отходов с несанкционированной свалки.
у с т а н о в и л:
Прокурор Киясовского района Удмуртской Республики обратился в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Первомайское» незаконным и понуждении к организации сбора и вывоза отходов с несанкционированной свалки, расположенной вблизи с. Первомайский.
Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Киясовского района Удмуртской Республики установлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Администрации муниципального образования «Первомайское». Просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Первомайское», выразившееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка расположенного в километре от с. Первомайский Киясовского района Удмуртской Республики с юго-западной стороны. В целях устранения нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания обязать Администрацию муниципального образования «Первомайское» незамедлительно после вступления судебного решения в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с данного земельного участка в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании помощник прокурора Киясовского района УР Степанова А.В. поддержала требования прокурора, просила удовлетворить их в полном объеме, уточнила, что место расположения несанкционированной свалки в с. Первомайский находится за <адрес>.
Представитель администрации МО «Первомайское» Быков С.А. в судебном заседание исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.
Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, обеспечению экологической безопасности.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (часть 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, способы и условия которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами.
Так, согласно п. 3.2 Санитарных правил и норм 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 и ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», подпунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п. 8 ч. 1 и ч. 2 ст. 1 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 86-РЗ "Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории <адрес> Удмуртской Республики", ч. 2 ст. 1 Устава муниципального образования «Первомайское», принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Первомайское» от ДД.ММ.ГГГГ №, муниципальное образование «Первомайское» наделено статусом сельского поселения.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования «Первомайское» к вопросам местного значения муниципального образования отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьями 34 (п. 18) Устава муниципального образования «Первомайское» полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории данного сельского поселения возложены на исполнительно-распорядительный орган – Администрацию муниципального образования «Первомайское».
В силу абзаца 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование мероприятий, направленных на решение вопросов местного значения, относится к расходным обязательствам муниципальных образований.
Исходя из вышеизложенного, Администрация муниципального образования «Первомайское» обязана организовать и финансировать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов от населения на территории сельского поселения, обеспечив выполнение этих мероприятий в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Однако указанные требования федерального законодательства Администрацией муниципального образования «Первомайское» не выполняются.
Так, за <адрес> непосредственно на почве размещена свалка бытовых отходов и мусора.
Данное обстоятельство подтверждается актом осмотра местности, составленного оперативными работниками прокуратуры <адрес> Удмуртской Республики при выезде на место расположения свалки ДД.ММ.ГГГГ.
Указанная свалка расположена в границах муниципального образования «Первомайское» (ч. 1 ст. 2, Приложение 8 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 86-РЗ "Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории <адрес> Удмуртской Республики").
Следовательно, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора со свалки расположенной в километре от с.Первомайский Киясовского района Удмуртской Республики с юго-западной стороны, возложена на Администрацию муниципального образования «Первомайское».
В нарушение вышеназванных требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Администрацией муниципального образования «Первомайское» не организован сбор и вывоз отходов производства и потребления с данного земельного участка.
Ситуация, при которой бытовые отходы не вывозятся, складируются на территории муниципального поселения, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний. Указанная ситуация является результатом невыполнения Администрацией муниципального образования «Первомайское» возложенных на нее законом полномочий в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, абзацами 1, 2 и 3 ст. 3, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду
Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления, установленных экологических и санитарно-гигиенических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека.
Бездействие Администрации муниципального образования «Первомайское», выражающееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка расположенного за <адрес> Удмуртской Республики, нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, что создаёт угрозу причинения ущерба окружающей среде и может повлечь за собой причинение вреда здоровью человека и влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, так как направлены на защиту законных интересов граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора <адрес> УР в защиту прав неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Первомайское» незаконным и понуждении к организации сбора и вывоза отходов с несанкционированной свалки удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Первомайское», выразившееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка расположенного за <адрес> Удмуртской Республики. Обязать Администрацию муниципального образования «Первомайское» незамедлительно после вступления судебного решения в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с указанного земельного участка в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения.
Судья А.Ю.Танаев.