Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2- 53 ( 2011г.)
2 февраля 2011 года с. М. Пурга УР
Малопургинский районный суд УР в составе:
председательствующего судьи Горбушина Б.Н.
при секретаре Ивановой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Киселев М.Д. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Малопургинском районе УР (далее ПФ РФ) об отмене решения от 24.11.2010 года в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и в других образовательных учреждениях для детей.
Установил:
Киселев М. Д. обратился в суд с иском об отмене решения комиссии ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Малопургинском районе УР (далее: ГУ - УПФ РФ в Малопургинском районе УР) за № 33 от 24. 11. 2010 года об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, мотивируя тем, что он выработал 25-летний педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пп. 10 п.1 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Однако указанным решением ответчику отказано во включении в специальный стаж период службы в армии и период его учебы в УДГу с1. 07.1987 по 16.06. 1989 года.
Истец считает решение ГУ - УПФ РФ в Малопургинском районе УР № 33 от 24. 11. 2010 года незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в образовательных \чреждениях для детей, трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее достижения установленного статьей 7 указанного закона пенсионного возраста.
03 ноября 2010 года истец полагая, что необходимый двадцати пятилетний педагогический стаж им выработан, обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Малопургинском районе УР
24 ноября 2010 года Управлением Пенсионного Фонда вынесено решение № 33 об отказе в назначении досрочной пенсии в связи с недостаточностью 25 летнего педагогического стажа - зачтенный Управлением Пенсионного Фонда специальный педагогический стаж, необходимый для назначения досро трудовой пенсии, составил на день обращения за назначением пенсии 20 лет 11 месяцев.
Истец считает, что решение незаконное, поскольку Управлением Пенсионного Фонда при подсчете специального педагогического стажа в него не включены периоды военной службы по призыву в армии с 02.11.83 по 10. 10. 85года и учебы в университете с 01.07.87 по 16.06.89 г. Истец считает, что указанные периоды подлежат зачету в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, по следующим основаниям.
С учетом правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в ряде его решений (Постановление от 29 января 2004 года №2-П. Определение от 5 ноября 2002 года №320-0 и др.), при оценке пенсионных прав лица можно применять законодательство, действовавшее в соответствующий спорный период.
С 15 мая 1986 года по 25 марта 1987 года истец проходил военную службу по призыву в Советской Армии, что подтверждается справкой военкомата от 05 мая 1987 года №295 и ответчиком не оспаривается. В течение указанного периода службы в армии действовали Закон СССР от 15 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и Постановление Совета-Министров СССР от 17 декабря 1959 года. Указанным Постановлением №1397 были утверждены: Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Согласно пункту 1 Положения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт «г»).
Кроме того, в соответствии с абзацем 5 п.2 Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитываются время обучения в педагогических учебных заведениях при условии, что обучению предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Указанное условие выполняется - непосредственно перед спорным периодом истец с 01.06.87 года 30.06.87 г. работал в должности пионервожатого в пионерском лагере «Лесная сказка», о чем имеется архивная справка, и был уволен в связи с продолжением обучения в университете. После окончания обучения в университете истец также приступил к педагогической деятельности - с 15 августа 1989 года назначен на должность учителя истории Кечевской средней школы Малопургинского района, что подтверждается записями в трудовой книжке (запись № 3.). Выполнение педагогической работы до и после обучения ответчиком не оспаривается - периоды работы пионервожатым с 01.06.87 по 30.06.87 г. и учителем с 15.08.89 по 25.09.04 года зачтены решением Управления Пенсионного Фонда в специальный педагогический стаж.
В силу п. 4 Положения периоды работы, указанные в пункте 1 Положения, засчитывались в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Указанное условие выполняется - педагогический стаж на день обращения ( 3 ноября 2010 года) за назначением пенсии составил, по подсчетам Управления Пенсионного Фонда 20 лет 11 месяцев, что больше требуемых пунктом 4 Положения (16 лет 8 месяцев ).
Таким образом, истец считает, что с учетом вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, оценка пенсионных прав должна быть дана в соответствии с действующим в период службы в армии и учебы в университете. Согласно указанной позиции Конституционного Суда РФ статьи 6 (ч. 2). 15 (ч. 4), 17 (ч. 1). 18. 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том., что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодателем же не было принято мер для создания правовой определенности. В результате периоды службы в армии и учебы в университете, зная, что на основании действовавшего на тот момент законодательства эти периоды включаются в педагогический стаж, истец не мог предвидеть дальнейшие изменения законодательства и исключение периода службы в армии и периода обучения специального педагогического стажа. Кроме того, в силу своего возраста истец не мог на день отмены Положения (1 октября 1993 года) выработать необходимый специальный стаж и соответственно, обратиться в органы пенсионного обеспечения за оценкой пенсионных прав и назначением пенсии. Эти обстоятельства не должны ограничивать право на пенсию и ставить в неравное положение с теми лицами, которые в силу своего возраста и иных обстоятельств выработали необходимый специальный стаж до введения нового правового регулирования.
Таким образом, истец считает, что период его службы в армии с 02.11.83 по 10.10.85 года и период обучения с 01.07.87 по 16.06.89 года должны быть зачтены в специальный педагогический стаж.
При таком подсчете специального педагогического стажа он составит на день обращения за назначением пенсии (03.11.2010 года) 24года 09 месяцев 25 дней. При таком стаже пенсия не может быть назначена со дня обращения истца за ее назначением, поэтому считает возможным назначить пенсию с момента возникновения права - 09.01.2011 года, когда, льготный стаж составит 25 лет.
С учетом изложенного истец просит :
- признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда (государственного учреждения) в Малопургинском районе УР № 33 от 24.11.2010года.
-обязать Управление Пенсионного Фонда (государственное учреждение) в Малопургинском районе УР включить в специальный педагогический стаж период службы в армии с 02.11.83 по 10.10.85 года и период обучения в университете с 01.07.87 по 16.06.89 года, назначить и вьплачивать пенсию с момента возникновения права на досрочную пенсию по старости - с 09.01.2011 года.
-взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
В судебном заседании истец Киселев М.Д. исковые требования поддержал, и дал пояснения аналогичные, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что он продолжает работать педагогом в МОУ СОШ <адрес> Малопургинского района.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Малопургинском районе УР ФИО8 иск признала и суду пояснила, что она согласна включить период службы Киселева М. Д. в армии с 2.11. 1983 по 10. 10. 1985 г. г., так как данный период подтверждается документами не противоречит Закону СССР от 15 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и Постановление Совета-Министров СССР от 17 декабря 1959 года. Указанным Постановлением №1397 были утверждены: Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Согласно пункту 1 Положения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт «г»).
Период работы с 1. 06 по 30. 06. 1987 г. г. ответчиком был включен в педагогический стаж истца и он не оспаривается ответчиком. Поэтому дальнейшая учеба в университете должна быть включена в педагогический стаж истца с 1. 07. 1987 года по 26 мая 1989 год.
Таким образом, на момент обращения с заявлением в Пенсионный фонд педагогический стаж составит 24 года 9 месяцев 4 дня.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Суд полагает подлежащими удовлетворению требования Киселева М. Д. о включении в педагогический стаж периода службы в армии с 02. 11. 1983 г. по 1. 10. 1985г. по следующим основаниям.
Период службы в армии Киселева М. Д. с 02. 11. 1983 г. по 1. 10. 1985г. сторонами не оспаривается и оно подтверждается справкой Отдела военного комиссариата УР по Малопургинскому и Киясовскому районам от 23. 12. 2010 года.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В суде установлено и не оспаривается ответчиком, что Киселев М. Д. в период с 1.06 по30.06 1987 года работал пионервожатым пионерского лагеря « Лесная сказка» Поэтому в соответствии со ст. 68 ч.2 ГПК РФ этот факт доказыванию не подлежит. Он включен ответчиком в педагогический стаж.
Кроме того, в соответствии с абзацем 5 п.2 Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитываются время обучения в педагогических учебных заведениях при условии, что обучению предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Указанное условие выполняется - непосредственно перед спорным периодом истец с 01.06.87 года 30.06.87 г. работал в должности пионервожатого в пионерском лагере «Лесная сказка», о чем имеется архивная справка, и был уволен в связи с продолжением обучения в университете. После окончания обучения в университете истец также приступил к педагогической деятельности - с 15 августа 1989 года назначен на должность учителя истории Кечевской средней школы Матопургинского района, что подтверждается записями в трудовой книжке (запись № 3.). Выполнение педагогической работы до и после обучения ответчиком не оспаривается - периоды работы пионервожатым с 01.06.87 по 30.06.87 г. и учителем с 15.08.89 по 25.09.04 года зачтены решением Управления Пенсионного Фонда в специальный педагогический стаж.
В силу п. 4 Положения периоды работы, указанные в пункте 1 Положения, засчитывались в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Указанное условие выполняется - педагогический стаж на день обращения ( 3 ноября 2010 года) за назначением пенсии составил, по подсчетам Управления Пенсионного Фонда 20 лет 11 месяцев, что больше требуемых пунктом 4 Положения (16 лет 8 месяцев ).
Киселеву М. Д. необходимо зачесть в льготный педагогический стаж :
- период службы в Советской Армии с 2.11. 1983 по 10. 10. 1985 г. г. -1 год 11месяцев 8 дней;
-период учебы в УдГУ на историческом факультете с 1.07. 1987 по 26. 05. 1989 г. г. - 1 год 10 мес. 26 дней.
На дату обращения ( на 3 ноября 2010 года) льготный стаж работы составит 24 года 9 мес. 4дня.
Таким образом, не хватало для 25 летнего льготного стажа 2 мес. 26 дней ( 24 г. 12мес. 00дней - 24 года 9 мес. 4 дня).
Однако Киселев М. Д. на момент рассмотрения дела места работы не менял, работает в МОУ СОШ с. Яган педагогом и этот период не оспаривается ответчиком.
Необходимо включить период работы Киселева М.Д. в льготный стаж с 4 ноября 2010 года по сегодняшний день и право для начисления льготной пенсии возникнет у Киселева М. Д. 31 января 2011 года, в связи с достижением 25 летнего стажа для начисления льготной педагогической пенсии.
В соответствии со ст.98 ГПКФ РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе уплаченную при обращении в суд госпошлину.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ и на основании ст.28 п.1 пп.10 и ст.33 п.1 и п.2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.11.2001г. №179-ФЗ, суд
РЕШИЛ:
1) Исковое заявление Киселев М.Д. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Малопургинском районе УР (далее ПФ РФ) об отмене решения от 24.11.2010 года в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и в других образовательных учреждениях для детей удовлетворить.
2)Признать незаконным и отменить решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Малопургинском районе УР от 24.11.2010 года № 33 об отказе в назначении Киселеву М.Д. досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и в других образовательных учреждениях для детей.
3)Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Малопургинском районе УР зачесть в стаж Киселеву М. Д. для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и в других образовательных учреждениях для детей :
-период службы в Советской Армии с 02.11. 1983г. по 10. 10. 1985г.
-период учебы на историческом факультете в Удмуртском государственном университете с 01. 07.1987 по 26 мая 1989 года
и назначить досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и в других образовательных учреждениях для детей с 31 января 2011 года
4)Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Малопургинском районе УР в пользу Киселев М.Д. возврат госпошлины в сумме 200 рублей.
Решение принято в окончательной форме 7 февраля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Б.Н. Горбушин