РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дело №(2012г.)
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Удмуртская Республика
Малопургинский районный суд УР в составе:
председательствующего судьи Вершинина И.Б.
при секретаре ФИО1
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО6
представителя ответчика детского сада «Чингыли» д. Абдэс-Урдэс заведующей ФИО3
представителя третьего лица на стороне истца отделения госпожнадзора <адрес> УР ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> УР о признании бездействия Муниципального дошкольного учреждения «Детский сад д.Абдэс-Урдэс», администрации МО «<адрес>»,
Установил:
<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании бездействия Муниципального дошкольного учреждения «Детский сад д. Абдэс-Урдэс», администрации МО «<адрес>», мотивируя следующим.
<адрес> проведена проверка исполнения законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья детей в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад д. Абдэс-Урдэс» (далее по тексту – Детский сад). Проверкой установлено, что администрацией Детского сада нарушаются права детей на благоприятную охрану их жизни и здоровья. В частности не выполняются условия охраны жизни и здоровья воспитанников, а также обслуживающего персонала дошкольного учреждения. ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в Детском саду была проведена проверка по соблюдению требований пожарной безопасности. ДД.ММ.ГГГГ МДОУ детский сад дано предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности. ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в Детском саду была вновь проведена проверка по соблюдению требований пожарной безопасности и выявлены те же нарушения Правил пожарной безопасности, которые могут повлечь за собой существенное нарушение законных интересов и прав воспитанников и персонала детского сада на благоприятную охрану их жизни и здоровья, а именно: не смонтирована автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей в случае возникновения пожара (нарушение п.3 ППБ 01-03, п.4НПБ110-03). Прокурор полагает, что указанное нарушение, в случае возникновения чрезвычайного происшествия, усугубит положение воспитанников и персонала, создаст препятствия их своевременной эвакуации, поскольку в данном Учреждении пребывают несовершеннолетние, которые в силу своего возраста не смогут сориентироваться в случае пожара. Просит обязать Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад д. Абдэс-Урдэс» и администрацию МО «<адрес>» провести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачного помещения здания (нарушение п.3 ППБ 01-03, п.4НПБ110-03) в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании:
ФИО2 Шаймухаметова заявление поддержала.
Представитель Муниципального дошкольного учреждения детский сад «Чингыли» д. Абдэс-Урдэс ФИО3 с заявлением согласна, детский сад является муниципальным образовательным учреждением, финансирование осуществляется только за счет средств муниципального бюджета.
Представитель администрации МО «<адрес>» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица ФИО4 иск поддержал.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика администрации МО «<адрес>».
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад д. Абдэс-Урдэс» проведена проверка исполнения законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья в части противопожарной безопасности. Проверкой установлено, что в нарушение п.3 ППБ 01-03, п.4НПБ110-03 не смонтированы автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей в случае возникновения пожара.
В соответствии с требованиями ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Статья 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» устанавливает, что учреждения обязаны выполнять требования пожарной безопасности. При этом руководитель предприятия обязан содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.16.2003 №, требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти и организациями независимо от их организационно-правовых форм и формы собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Также наряду с настоящими Правилами следует руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Таким образом, выявленные нарушения пожарной безопасности в Детском саду создают угрозу жизни и здоровья воспитанников и обучающихся, которые в силу своего физического развития не могут самостоятельно защитить свои права в судебном порядке.
Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, с их финансовыми возможностями.
В соответствии со ст.ст.1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, обязание администрации МО «<адрес>» и МДОУ детский сад исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области пожарной безопасности, может быть обеспечено судебным решением.
В соответствии с Уставом утвержденным постановлением главы администрации МО «<адрес>» Детский сад является юридическим лицом, которое приобрело все права и обязанности с момента регистрации в качестве юридического лица. Детский сад создает условия для реализации гражданам РФ гарантированного государством права на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
В соответствии с Уставом, учредителем Детского сада является администрация МО «<адрес>».
В соответствии со ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены полномочия, в том числе организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
В соответствии с ч.1 ст.49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Устав устанавливает, что Детский сад несет ответственность, в том числе по требованиям охраны жизни и здоровья детей.
Образовательное учреждение несет в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В соответствии с Уставом деятельность Детского сада финансируется Учредителем в соответствии с договором между МДОУ и Учредителем.
Статья 31 Закона РФ «Об образовании» устанавливает, что содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных дошкольных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Обязанность по обеспечению пожарной безопасности, в том числе финансирование мероприятий в области пожарной безопасности, возложена на собственника имущества. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, ответственность за соблюдение норм пожарной безопасности в образовательном дошкольном учреждении – Детский сад, лежит как на данном Учреждении, так и его Учредителе в лице администрации МО.
Доступ в Учреждение других людей не ограничен. Невозможно индивидуализировать лиц, которые постоянно либо временно находятся в Учреждении, поскольку круг данных лиц, пребывающих в учреждении постоянно меняется.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Согласно ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников; ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений.
С учетом изложенного, требования прокурора обоснованы, законны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора <адрес> УР удовлетворить.
Признать бездействие Муниципального дошкольного учреждения «Детский сад д. Абдэс-Урдэс», администрации МО «<адрес>», выразившееся в отсутствии автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей в случае возникновения пожара здания, расположенного по адресу: УР, <адрес>, д. Абдэс-Урдэс, <адрес>, незаконным.
Обязать Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад д. Абдэс-Урдэс», администрацию МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ смонтировать автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей в случае возникновения пожара здания, расположенного по адресу: УР, <адрес>, д.Абдэс-Урдэс, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда УР через Малопургинский районный суд УР в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий: Вершинин И.Б.