РЕШЕНИЕ
Дело № 12-96 (2010г.)
03 декабря 2010г. с. Малая Пурга Удмуртская Республика
Судья Малопургинского районного суда УР Прохорова Т.В.
при секретаре Ивановой А.Н.
с участием представителя Управление Григорьевых А.З. по доверенности от 17.09.2010г.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сильвестровой Т.П. на постановление начальника отдела земельного контроля Управление от 24 августа 2010 г. по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ
Установил
24 августа 2010г. начальником отдела земельного контроля <...> вынесено постановление о назначении Сильвестровой Т.П. административного наказания по ч. 2 ст. 8.7 КоАП в виде штрафа в сумме 2000 руб. Правонарушение, согласно постановлению, выразилось в том, что при проведении плановой выездной проверки по соблюдению требований земельного законодательства РФ, охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов администрации МО 17.08.2010 г. в 10.30 час. было выявлено нарушение, выразившееся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по охране почв и предотвращению захламления земель твердыми бытовыми отходами, ухудшающих качественное состояние земель. Актом проверки № 651 от 17.08.2010г. зафиксирован факт захламления земель сельскохозяйственного назначения в результате размещения несанкционированных свалок отходов производства и потребления на земельном участке площадью 1,5 га, расположенном: УР, Малопургинский район, в границах МО, в 1,5 км по направлению на юг от д. <адрес>; на земельном участке площадью 0,15 га, расположенном: УР, Малопургинский район, в границах МО, в 500 м по направлению на юг от д. <адрес>.
Не согласная с данным постановлением Сильвестрова Т.П. представила жалобу, в которой указала, что вопросы местного значения органов местного самоуправления сельских поселений определены в ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 указанного Федерального закона к полномочиям поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В то же время на основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям муниципального района. Органы местного самоуправления вправе решать вопросы местного значения, не отнесенные законом к поселению только в случаях наделения их отдельными государственными полномочиями законами РФ или УР, а также в случае заключения соглашений с муниципальным районом о передаче полномочий. В настоящее время отсутствуют федеральный закон и соглашение о передаче полномочий в части организации утилизации отходов МО. Считает, что указание в мотивировочной части постановления об административном правонарушении на нарушение главой МО порядка размещения отходов, в т.ч. и неоформление отвода земельного участка под свалку, является необоснованным, поскольку это не компетенция поселения. Также, административная ответственность, установленная ст. 8.7 КоАП РФ, наступает вследствие невыполнения обязанностей землепользователями земельного участка. Согласно картографических материалов глава, администрация, Совет депутатов МО не являются землевладельцами (землепользователями) земельного участка площадью 1,5 га, расположенном: УР, Малопургинский район, в границах МО, в 1,5 км по направлению на юг от д. <адрес>. Также заявитель указывает, что правовым основанием вынесения постановления об административном правонарушении является нарушение Сильверстовой Т.П. ст. 42 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которая в указанном законе отсутствует. Просит отменить постановление и производство по делу прекратить.
В судебном заседании:
Заявитель Сильвестрова Т.П. на судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без ее участия, ранее на судебных заседаниях жалобу поддержала. Пояснила, что действительно имеются указанные факты по захламлению земель твердыми бытовыми отходами населением, администрация МО не предоставляла населению разрешение на складирование мусора, были установлены таблички с запрещением складировать мусор, но данные таблички были уничтожены населением. В должности главы администрации она обязана организовать вывоз мусора и бытовых отходов на полигон по уничтожению бытовых отходов, но из-за отсутствия в районе данного полигона не может организовать вывоз мусора и бытовых отходов населения на свалку. Обязанности по размещению данного полигона возложены на администрацию МО 1, в настоящее время ведутся работы по размещению полигона. Одна из свалок площадью 1,5 га и глубиной 4,5 метра находится в песчаном карьере, принадлежащем СПК, ранее данный карьер использовался для добычи песчано-гравийной смеси для хозяйственных нужд колхоза, поэтому ответственность за факт захламления песчаного карьера должен возлагаться на землепользователя СПК, также качество земли в карьере в виде песка не ухудшилось от нахождения твердых бытовых отходов. Вторая свалка расположена в силосной яме глубиной 3 метра, данная силосная яма хотя находится на землях, расположенных на территории МО, но собственником данных земель МО не является, также вправе распоряжаться данными землями только администрация МО 1. Поскольку силосная яма использовалась для заготовки силоса СПК с 1980 г., также почва после использования ее в качестве силосной ямы не может ухудшиться от нахождения в ней твердых бытовых отходов.
Представитель Управление Григорьевых А.З. суду пояснила, что Управление 1 проведена плановая выездная проверка МО, обнаружены две свалки твердых бытовых отходов, которыми захламлен земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения. В результате захламления бытовыми отходами на поверхность земельного участка не могут проникнуть ни вода, ни воздух, ни другие питательные вещества, которые необходимы для земель сельхозназначения. Плодородие земель сельхозназначения - это способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культур в воздухе, тепле, воде, в биологической, физико-химической среде, а захламленный участок питательными веществами не осваивается. Использовать данный участок без каких-либо предварительных работ по его восстановлению, то есть рекультивации, невозможно. Подтвердила факт того, что на территории Малопургинского района отсутствует полигон по размещению и уничтожению бытовых отходов, то есть санкционированная свалка, ответственность за наличие полигона возлагается на администрацию района. Считает, что ответственность по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ несет Сильвестрова Т.П. за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, согласно ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, п. 10 ст. 3 ФЗ «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», ст. 13 ФЗ «ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ», пп.18 п.1 ст.7 Устава МО «Бобья-Учинское». Поскольку собственность на данные сельскохозяйственные земли не оформлена, согласно п.3 ст. 10 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в поселениях, осуществляется органами местного самоуправления.
Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
Свидетель 2 суду показала, что работает в должности начальника семенного контроля Управление. Ранее с 1985 года работала в должности главного агронома в совхозе д. <адрес>. В том случае, если почва долго не обрабатывается, происходит уплотнение почвы, земля становится холодной, теряются физические свойства. Плодородный слой почвы составляет 25 см. Если свалка находится в песчаном карьере, возможно дальнейшее использование карьера для добычи песка без предварительных рекультивационных мероприятий, при условии очистки от бытовых отходов. В случае использования песчаного карьера для посева сельскохозяйственных культур необходимо восстановление почвенного покрова, засыпка котлована. Если свалка находится в бывшей силосной яме, также возможно использовать силосную яму после очистки от бытовых отходов. Закладка силоса в силосной яме ухудшает состояние почвы, так как в результате закладки силоса происходит выделение влаги, вытекание влаги из ямы, сохраняются в почве ядовитые вещества.
Свидетель 1 суду показала, что работает в должности старшего специалиста 3 разряда в Малопургинском отделе Управление. Песчаный карьер и силосная яма, на которых расположены свалки бытовых отходов, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Песчаный карьер находится в ведении СПК, а силосная яма находится на землях МО. Право собственности на земельный участок за МО не зарегистрировано, поэтому распоряжаться данной землей вправе не МО, а администрация МО 1.
Согласно постановлению Управление от 24.08.2010г. глава администрации МО Сильвестрова Т.П. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнута административному штрафу в размере 2000 руб.
Согласно ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 23.15 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.7 (в части административных правонарушений, совершенных в отношении земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли).
Административная ответственность по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по охране почв. В судебном заседании заявитель Сильвестрова Т.П. пояснила, что захламление земель твердыми бытовыми отходами производится населением без разрешения администрации МО, данные пояснения не опровергнуты представителем Управление. Доводы представителя Управления Григорьевых А.З. о том, что данные требования и обязательные мероприятия по охране земель, установленные ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), обязана выполнять глава администрации МО, судом не могут быть приняты по следующим основаниям:
- ст. 13 ЗК РФ предусматривает обязанность проведения мероприятий по защите земель от захламления отходами производства и потребления только в отношении собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Песчаный карьер, в котором расположена одна из свалок бытовых отходов, находится в общей долевой собственности СПК, что подтверждается справкой Малопургинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР (л.д. 102), в связи с чем ответственность по защите земель от захламления отходами должна возлагаться на собственника земельного участка. Второй земельный участок в виде силосной ямы находится на землях МО (справка л.д. 102), но согласно пояснениям свидетеля 1 право собственности или пользования данными землями за МО не зарегистрировано. Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, то есть ответственность за состояние земельного участка должна быть возложена на МО 1
- ст. 42 ЗК РФ предусматривает, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Поскольку ст. 42 входит в главу VI ЗК РФ - «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ», следовательно, «лица, не являющиеся собственниками земельных участков» - это землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Доводы представителя Управления Григорьевых А.З. о том, что администрация МО согласно пп.18 п.1 ст.7 Устава МО осуществляет функции организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, поэтому глава администрации несет ответственность за захламление земельных участков населением, судом не принимаются, поскольку данная обязанность администрации МО ограничивается только вывозом и сбором бытовых отходов. В судебном заседании стороны подтвердили факт отсутствия на территории Малопургинского района УР санкционированной свалки, то есть полигона по размещению и уничтожению бытовых отходов, ответственность за наличие полигона возлагается на администрацию МО 1. В связи с отсутствием данного полигона обязанность администрации МО по вывозу и сбору бытовых отходов является неисполнимой по вине администрации МО 1.
Доводы представителя Управления Григорьевых А.З. о неисполнении заявителем Сильвестровой Т.П. требований ст. 13 ФЗ «ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ» от 24.06.1998г. судом не принимаются, поскольку данная статья предусматривает, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, а согласно п.14 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к компетенции администрации района, а не сельского поселения.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Таким образом, суду не представлено, какие установленные требования и обязательные мероприятия по охране почв заявителем Сильвестровой Т.П. не выполнены в соответствии с ее должностными обязанностями.
Согласно ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена в том числе за невыполнение установленных требований по охране почв от иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Согласно оспариваемому постановлению от 24.08.2010г. - в абзаце 3 установочной части указано, что «в результате захламления поверхность земельных участков покрывается различными предметами, бытовыми отходами, в результате захламления качественные характеристики земельного участка не изменяются, как при загрязнении, однако использовать земельный участок по назначению именно для сельскохозяйственного производства без предварительных работ по его восстановлению не представляется возможным». Таким образом, не только в административном производстве отсутствуют доказательства ухудшения качественного состояния земель, но и в самом постановлении подтверждается факт того, что «в результате захламления качественные характеристики земельного участка не изменяются». В судебном заседании установлено, что глубина песчаного карьера составляет 4,5 метра, а глубина силосной ямы составляет 3 метра (справка Управления сельского хозяйства администрации МО 1 л.д. 100), данный песчаный карьер и силосная яма согласно показаниям свидетеля 2 могут использоваться по своему назначению без предварительных рекультивационных работ, сразу после ликвидации бытовых отходов. Таким образом, Управление не предоставлены доказательства ухудшения качественного состояния обоих земельных участков в результате захламления твердыми бытовыми отходами, а также невозможности использования данных земельных участков - песчаного карьера и силосной ямы без предварительных рекультивационных работ по их восстановлению.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого ведется производство, по делу об административном правонарушении, производство по делу подлежит прекращению.
Учитывая, что по данному делу органом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, не доказана виновность Сильвестровой Т.П. в совершении административного правонарушения, необходимо отменить оспариваемое постановление и прекратить производство по данному делу по основаниям отсутствия состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ
РЕШИЛ:
Постановление Управление от 24 августа 2010 года, вынесенное в отношении Сильвестровой Т.П. по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня получения копии настоящего решения путем подачи жалобы через Малопургинский районный суд УР.
Судья: Прохорова Т.В.