Жалоба удовлетворена, Постановление отменено, производство прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения



РЕШЕНИЕ

Дело № 12-79/2012

с. Малая Пурга Удмуртская Республика 17 августа 2012г.

Судья Малопургинского районного суда УР Прохорова Т.В.

при секретаре Шалагиной Л.С.

с участием представителя заявителя Ермичева Э.Е. по доверенности от 10.05.2012г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе главы администрации МО «Малопургинский район» Колодкиной С.И. на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля органов власти УФАС по УР от 05.06.2012г. по ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ

Установил

05.06.2012г. заместителем руководителя – начальником отдела контроля органов власти Удмуртского Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее – УФАС) вынесено постановление о привлечении главы администрации МО «Малопургинский район» Колодкиной С.И. к административной ответственности по ч.2.6 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 8000 рублей.

Не согласная с данным постановлением Колодкина С.И. представила жалобу, в которой указала, что организация оказания государственных и муниципальных услуг установлена Федеральным законом № 210-ФЗ от 27.07.2010г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Отдельные положения вышеназванного закона в отношении предоставления муниципальных услуг не вступили в силу. В соответствии с ч.15 ст.13 ФЗ от 27.07.2010г. № 210-ФЗ порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией. Административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу указанного закона. В настоящее время процедура согласования акта выбора земельного участка в рамках оказания муниципальной услуги по предоставлению земельного участка в аренду не регламентирована. Административный регламент будет утвержден в установленные законом сроки. Полагает, что без утвержденного административного регламента определения порядка межведомственного информационного взаимодействия администрация Малопургинского района правомерно запросила от заявителя согласования на акте выбора земельного участка. Администрацией в адрес ГУП УР «Племзавод им.10 лет УАССР» было направлено письмо с просьбой рассмотреть вопрос о возможности согласования выбора земельного участка площадью 10000 кв.м. для строительства автозаправочной станции. ГУП УР «Племзавод им.10 лет УАССР» представлен ответ о невозможности согласовать вышеназванный акт в связи с тем, что земельный участок находится в их постоянном бессрочном пользовании и относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, на основании чего ООО «ЗКС Синтез» было предложено выбрать другой земельный участок для строительства автозаправочной станции. Считает, что предписание УФАС не основано на законе, поэтому и не было исполнено. Просит постановление отменить, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании:

Заявитель доводы жалобы поддержал. Пояснил, что руководство ООО «ЗКС Синтез» обратилось в администрацию МО «Малопургинский район» с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка для строительства автозаправочной станции на перекрестке автомобильных дорог «Ижевск-Сарапул». При рассмотрении данного вопроса было выяснено, что руководство ГУП УР «Ордена Ленина племзавод им. 10 лет УАССР» возражает против согласования, так как является правообладателем земельного участка. ООО «ЗКС Синетез» обратились с заявлением в Правительство УР, которое дало ответ от 13.05.2011г., что «в настоящее время имеется необходимая плотность размещения автозаправочных станций и различных придорожных сервисов, поэтому размещение АЗС с придорожным сервисом на запрашиваемой территории считаем нецелесообразным». Затем ООО «ЗКС Синтез» обратились с жалобой в Удмуртское УФАС России, которое 19.01.2012г. вынесло предписания, с которыми администрация не согласилась и был дан ответ, что административные регламенты будет приняты в течение 2 лет со дня вступления в силу ФЗ № 210-ФЗ от 27.07.2010г.

Представители Управления Федеральной антимонопольной службы по УР на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени рассмотрения жалобы (почтовое уведомление 42782052109912 вручено 20.07.2012г.), поэтому в соответствии с ч.4 ст. 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя УФАС.

Выслушав представителя заявителя, исследовав доводы жалобы и материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.30.6 ч.3 КоАП РФ суд не связан с доводами жалобы на постановление об административном правонарушении и рассматривает административный материал в полном объеме.

Постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля органов власти УФАС от 05.06.2012г. вынесено в отношении главы администрации МО «Малопургинский район» Колодкиной С.И. за неисполнение предписания от 19.01.2012г., выданного администрации МО «Малопургинский район» /л.д.5-8/.

19.01.2012г. УФАС в отношении администрации МО «Малопургинский район» были вынесены 3 предписания по делу № ТГ 08-02/2011-133 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции. Срок выполнения предписаний – до 19.03.2012г. /л.д.106-108/.

Предписывалось администрации МО «Малопургинский район»:

1. Определить перечень необходимых и обязательных услуг, а также учреждения, организации их оказывающие, при оказании муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для целей предпринимательства и строительства /л.д.106/.

2. Осуществить действия, направленные на включение муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для целей предпринимательства и строительства в Реестр муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципального образования «Малопургинский район» Удмуртской Республики» /л.д.107/.

3. Осуществить действия, направленные на оказание муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для целей предпринимательства и строительства в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» /л.д.108/.

Вышеказанные предписания от 19.01.2012г. были вынесены на основании решения УФАС по делу ТГ08-02/2-11-133 от 19.01.2012г. по нарушению анитимонопольного законодательства /л.д.109-117/. УФАС рассмотрено заявление ООО «ЗКС Синтез» от 25.07.2011г. о нарушении Министерством транспорта и дорожного хозяйства УР, Правительством УР требований антимонопольного законодательства в части необоснованного препятствия к осуществлению предпринимательской деятельности по строительству и размещению автозаправочных станций и придорожного сервиса в придорожной полосе автодороги «Ижевск-Сарапул» в районе поворота на с. Киясово. 04.10.2011г. определением УФАС в качестве ответчика привлечена администрация МО «Малопургинский район». Указано, что предоставление администрацией МО «Малопургинский район» земельных участков для целей предпринимательства и строительства являются муниципальными услугами, а в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, утверждается нормативно-правовым актом органом местного самоуправления. Малопургинским районным Советом перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, не утвержден, хотя Закон № 210-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 30 июля 2010г.

Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, согласно ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к следующему выводу.

Заявитель Колодкина С.И. привлечена к административной ответственности по ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ, предусматривающей, что невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В оспариваемом постановлении от 05.06.2012г. указано, что администрация МО «Малопургинский район» признана нарушившей антимонопольное законодательство – п.2 ч.1 ст. 15 Закона о защите прав потребителей /л.д.5 оборот/. В решении УФАС по делу ТГ08-02/2-11-133 от 19.01.2012г. по нарушению анитимонопольного законодательства установлено, что администрацией нарушен п.3 ч.1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ – указано, что Закон № 210-ФЗ вступил в законную силу с 30.07.2010г., поэтому начиная с 30 июля 2010г. администрация не вправе требовать от заявителей, в том числе ООО «ЗКС Синтез», осуществлять действия, в том числе получать согласования, необходимые для получения муниципальной услуги и связанные с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации /л.д.115/.

Согласно п.2 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

В соответствии с разделом 3 "Методических рекомендаций по осуществлению антимонопольного контроля предоставления государственных (муниципальных) услуг", утв. Советом Федеральной антимонопольной службы от 08.12.2010г. прот. № 13 - с 1 августа 2011 г. предъявление требований муниципальными органами об осуществлении действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления государственных (муниципальных) услуг, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

ООО «ЗКС Синтез» обратились с заявлением в ФАС 25.07.2011г., то есть до 01 августа 2011г., таким образом, неправомерно был сделан вывод ФАС о нарушении защиты конкуренции в отношении администрации МО «Малопургинский район».

Требования ФАС в предписаниях от 19.01.2012г. /л.д. 106-108/ - «об определении перечня необходимых и обязательных услуг, а также учреждения, организации их оказывающие, при оказании муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для целей предпринимательства и строительства, осуществить действия, направленные на включение муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для целей предпринимательства и строительства в Реестр муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципального образования «Малопургинский район» Удмуртской Республики», осуществить действия, направленные на оказание муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для целей предпринимательства и строительства в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», являются неправомерными, так как обязывают администрацию МО «Малопургинский район» установить и включить в реестр непредусмотренную законодательством муниципальную услугу – предоставление земельных участков для целей предпринимательства и строительства.

Согласно п.2 ст.2 Закона № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

В Федеральном законе от 06.10.2003г. № 131-ФЗ и Уставе МО «Малопургинский район» не предусмотрена данная муниципальная услуга - предоставление земельных участков для целей предпринимательства и строительства. ФАС определил необходимость включения в реестр вышеуказанной услуги исходя из п.4.3 «Положения о порядке управления и распоряжения земельными ресурсами на территории МО «Малопургинский район», утв. решением Малопургинского районного Совета депутатов от 24.12.2007г. /л.д.114/, а не из Устава МО «Малопургинский район», что противоречит п.2 ст. 2 Закона № 210-ФЗ. Поскольку ни Земельным кодексом РФ, ни Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, ни Уставом МО «Малопургинский район» не предусмотрено включение в реестр данной муниципальной услуги, она может быть включена в реестр только по усмотрению администрации МО «Малопургинский район».

На момент вынесения предписаний УФАС от 19.01.2012г. были приняты администрацией МО «Малопургинский район» - «Перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией района и муниципальными учреждениями в рамках реализации закрепленных за ними полномочий» от 31.12.2008г. /л.д.13-15/, «Реестр массовых общественно-значимых муниципальных услуг, предоставляемых администрацией муниципального образования «Малопургинский район»» от 31.12.2008г. /л.д.16/, в которых предусматривались муниципальные услуги в виде заключений договора аренды на земельный участок и заключения договора купли-продажи земельного участка. Согласно Земельного кодекса РФ земельные участки юридическим лицам для строительства объектов недвижимости предоставляются на основании договора купли-продажи земельного участка или аренды.

Суд признает обоснованными доводы ФАС о необходимости установления детализации действий администрации МО «Малопургинский район» при предоставлении земельного участка для целей предпринимательства и строительства, но для этого должен быть разработан административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии со п.4 ст. 2 Закона № 210-ФЗ.

Но согласно п.1 ст. 29 Закона № 210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 01.07.2012г.

Таким образом, суд признает обоснованными доводы заявителя Колодкиной С.И., что на момент вынесения предписаний от 19.01.2012г. административный регламент, устанавливающий процедуру предоставления земельного участка для целей предпринимательства и строительства мог быть принят до 01.07.2012г.

Поскольку предписания УФАС от 19.01.2012г. не являются законными, суд полагает необходимым прекратить производство по делу по п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ - за отсутствием состава административного правонарушения.

Суд признает правомерными доводы представителя заявителя Ермичева Э.Е., о том, что постановление УФАС от 05.06.2012г. вынесено с нарушением сроков, предусмотренных ст. 4.5 КоАП РФ, то есть за пределами 2-х месячного срока. В оспариваемом постановлении от 05.06.2012г. указано, что УФАС установлен срок для исполнения предписаний – до 19.03.2012г. с указанием проинформировать УФАС до 23.03.2012г., следовательно, 2-месячный срок привлечения к административной ответственности истекает 19.05.2012г. Аналогичная позиция изложена в "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года" (утв. Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009). Но поскольку суд прекращает производство по делу по другим основаниям – по п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, прекращение производства в связи с истечением сроков привлечения к административной ответственности не является возможным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ

РЕШИЛ:

Жалобу Колодкиной С.И. удовлетворить.

    Постановление Удмуртского Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 05.06.2012г. о привлечении главы администрации муниципального образования «Малопургинский район» Колодкиной С.И. к административной ответственности, предусмотренной ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ, назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 8000 рублей отменить, производство по делу прекратить по п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня получения.

Судья: Т.В. Прохорова