РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2011 года с. Учкекен
Малокарачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики, в составе:
председательствующего судьи Кислюк В.Г.,
с участием истца Кубановой А.Х.,
при секретаре Узденовой Х.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Кубановой Аминат Хыйсаевны на действия Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики,
установил:
Кубанова А.Х. для рассмотрения в порядке Главы 25 ГПК РФ обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики, в котором просила признать причины пропуска предъявления к исполнению государственного жилищного сертификата серии «А» № 0009268 от 06 ноября 2009 года, выданным на ее имя уважительными, обязать Министерство финансов КЧР направить данный сертификат в Министерство финансов Российской Федерации для обмена на новый бланк с указанием новой предоставляемой площади и нового срока действия. Свое обращение мотивировала тем, что в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия, произошедшего 17-19 июня 2007 года на территории КЧР, принадлежащее ей домовладение по ул. Школьная, 27, с. Римгорское, Малокарачаевского района, КЧР было признано пострадавшим и не пригодным для проживания. 06 ноября 2009 года ей был выдан именной государственный жилищный сертификат «А» № 0009268 на предоставление 108 кв. метров жилья взамен утраченного. По неизвестной причине ряд членов ее семьи, а именно Узденова З.Я., Узденов Ш.Я., Айбазов Р.А., Байрамкулова А.С-А. и Байрамкулова А.С-А. не были включены в список граждан, лишившихся жилья. Впоследствии, в том числе и после судебных разбирательств постановлением администрации Малокарачаевского муниципального района от 13 января 2011 года, а также на основании постановления Правительства КЧР от 08 февраля 2011 года № 21 они (члены ее семьи) были включены в соответствующие списки граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации 17-18 июня 2007 года.
В то же время, пока она занималась этой работой, истек срок для предъявления выданного государственного жилищного сертификата. 11 марта 2011 года она обратилась в Министерство финансов КЧР о замене сертификата на новый, но получила в этом отказ.
В судебном заседании Кубанова А.Х. заявленные требования поддержала и просила удовлетворить, полагая, что законодательство не запрещает повторное получение сертификатов. Но Министерство финансов КЧР не проводит работу по замене сертификатов и самостоятельно не направляет сертификаты в Министерство финансов РФ для обмена.
Представитель Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики на заявление Кубановой А.Х. подало свои письменные пояснения, согласно которых оно считает причину пропуска ею срока реализации ГЖС уважительной и на основании п. 13 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов возможным обмен на новый. При этом также письменным заявлением просила рассмотреть дело в их отсутствии.
С учетом изложенного, а также мнения Кубановой А.Х. суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не прибывшего лица.
Выслушав истицу, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно общепризнанных принципов и норм международного права, содержащихся в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 1 ст. 8) (в дальнейшем - Европейская конвенция) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (п. 1 ст. 11), каждый человек имеет право на уважение его жилища, право на здоровое и безопасное жилье, входящее в состав понятия "достойный жизненный уровень" для каждого человека (в Международном пакте - "достаточный жизненный уровень", включающий в себя право на "достаточное жилище и на непрерывное улучшение условий жизни"). Эти нормы являются положениями международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.
Европейский суд по правам человека отметил, что в современном обществе обеспечение населения жильем является важнейшей социальной потребностью; решение жилищного вопроса не может быть целиком отдано на откуп рынку, неограниченное действие которого, особенно в ситуации трансформации экономики, способно создать опасность нежелательных социальных последствий, а потому отражает не только частный, но и публичный интерес (решение от 21 февраля 1986 года по делу James and others).
Гражданский кодекс Российской Федерации - в соответствии с вытекающими из Конституции Российской Федерации основными началами гражданского законодательства (п. 1 ст. 1 ГК РФ) - не ограничивает гражданина в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия специальных, вещно-правовых способов; граждане и юридические лица в силу статьи 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 июня 1995 года № 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Государственные жилищные сертификаты выпускаются на основании решения Правительства Российской Федерации. Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам жилой площади по социальной норме, определяемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту предоставления жилья, но не менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи из двух и более человек и 29 - 33 квадратных метра общей площади на одинокого гражданина.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечивать предоставление жилья гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, в 3-месячный срок со дня получения ими государственного жилищного сертификата. Министерству финансов Российской Федерации поручено предусматривать, начиная с 1996 года при формировании федерального бюджета средства на погашение государственных жилищных сертификатов в составе резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, утвержденном постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 года № 982, государственные жилищные сертификаты (далее сертификаты - ГЖС) являются именными необращаемыми ценными бумагами и отчуждению в какой-либо форме не подлежат.
Выпуск сертификатов осуществляется в течение 2 месяцев с момента стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации) на основании решения Правительства Российской Федерации и данных Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло стихийное бедствие (чрезвычайная ситуация), о количестве семей, лишившихся жилья, и их численном составе.
Срок действия сертификатов составляет один год с даты выдачи. В случае истечения срока действия сертификата он подлежит аннулированию.
Судом установлено, что срок для предъявления государственного жилищного сертификата от 06 ноября 2009 года за серии «А» № 0009268 на имя Кубановой А.Х. (истца) и членов ее семьи фактически истек 06 ноября 2010 года.
На соответствующее ее обращение письмом от 11 марта 2011 года № 468-10 за подписью И.о. Министра ей дан ответ, что замена выданных ГЖС осуществляется в соответствии с пунктом 13 Порядка выпуска и погашения ГЖС, утвержденного постановлением Правительства РФ № 982 от 09 октября 1995 года. При этом замена ГЖС входит в компетенцию Министерства финансов РФ, а не Министерства финансов КЧР.
В данном случае оценивая сложившуюся ситуацию, суд исходит из того, что с учетом вступившего в законную силу решения Малокарачаевского районного суда от 29 декабря 2010 года граждане Узденова З.Я., Узденов Ш.Я., Айбазов Р.А., Байрамкулова А.С-А. и Байрамкулова А.С-А. (признанные членами семьи Кубановой А.Х.) были включены в соответствующие списки пострадавших и лишившихся жилья лиц только постановлениями администрации Малокарачаевского муниципального района № 9 от 13 января 2011 года («О внесении изменений в приложение № 2 постановления Главы Малокарачаевского муниципального района № 632 от 23 октября 2007 года») и соответственно постановлением Правительства КЧР от 08 февраля 2011 года № 21, то есть уже после истечения срока действия ранее выданного Кубановой А.Х. жилищного сертификата.
Вины Кубановой А.Х. в том, что ею не был своевременно предъявлен к исполнению жилищный сертификат из-за недостающих в нем сведений судом, не установлено.
Кроме того судом также не установлено наличие каких-либо нормативных актов, иных норм закона, которые бы прямо запрещали повторно выдавать государственные жилищные сертификаты (обменивать и т.п. в связи с неточностями, дополнениями) гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, не реализовавшим их по уважительным причинам.
Более того, в соответствии с п. 13 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, определено право Министерства финансов РФ на осуществление замены выданных сертификатов в случае утери (порчи), установления несоответствия в оформлении сертификата и др. случаях.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, возмещение ущерба в случае возникновения ЧС.
Из анализа приведенных выше норм следует, что закрепленное в ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ право на возмещение ущерба от ЧС не может быть ограничено сроком действия государственного жилищного сертификата, поскольку предусмотренные в резервном фонде Правительства РФ средства на его погашение сохраняются в бюджете (в соответствии в Правилами выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 года № 810) до момента предъявления жилищного сертификата к получению жилья. То есть обладателям жилищных сертификатов, не реализовавшим их по объективным причинам должна быть гарантирована финансовая поддержка в приобретении жилья до тех пор, пока причиненный стихийным бедствием ущерб не будет возмещен.
При таких фактических обстоятельствах, с учетом уважительности причин пропуска Кубановой А.Х. срока для предъявления ГЖС, суд приходит к выводу о возможности и целесообразности защиты ее прав избранным ею способом, т.к. иного пути к устранению препятствий к осуществлению гражданином его прав и интересов нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
решил:
Признать причины пропуска предъявления к исполнению государственного жилищного сертификата серии «А» №0009268 от 06 ноября 2009 года, выданного на имя Кубановой Аминат Хыйсаевны на 108 кв. метров предоставляемой жилой площади - уважительными.
Возложить на Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики обязанность направить в Министерство финансов Российской Федерации именной государственный жилищный сертификат серии «А» № 0009268 выданный 06 ноября 2009 года на имя Кубановой Аминат Хыйсаевны для оформления обмена на новый бланк на ее же имя, с указанием новой площади предоставляемого жилья в размере 198 кв. метров и нового срока выдачи.
Решение может быть обжаловано Верховный суд КЧР в течение десяти дней через Малокарачаевский районный суд.