О взыскании задолженности



Гражданское дело № 2-222/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2010 года с. Учкекен

Малокарачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе

председательствующего судьи Кислюк В.Г.,

с участием прокурора Татаркулова М.И.,

представителя ответчика ММОУ «СОШ № 3 им. Клычева Р.Н. с. Красный Восток» Байкуловой А.Р., действующей на основании доверенности № 48 от 21 июня 2010 года,

при секретаре Узденовой Х.Х.

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора Малокарачаевского района в интересах Огузова Даниила Зулевича к муниципальному образовательному учреждению «средней образовательной школе № 3 им. Р.Н. Клычева с. Красный Восток» и Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о признании действий ответчиков незаконными и взыскании задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности,

установил:

Прокурор Малокарачаевского района (далее прокурор) в интересах Огузова Д.З. обратился в суд с иском к муниципальному образовательному учреждению «средней образовательной школе № 3 им. Р.Н. Клычева с. Красный Восток» (далее ММОУ) и Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики (далее Минфину) о признании действий ответчиков незаконными и взыскании задолженности в сумме 32865 рублей по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности. В иске указал, что проведенной прокуратурой проверкой по обращению Огузова Д.З. проживающего в Адрес обезличен и ранее работавшего учителем СОШ № 3 вскрыты нарушение прав педагогических работников, связанных с невыплатой расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, им полагающихся и установлена имеющаяся перед ним задолженность за период с октября 2008 года по декабрь 2009 года в сумме 32865 рублей. В связи с чем просил признать действия муниципального образовательного учреждения «средней образовательной школы № 3 им. Р.Н. Клычева с. Красный Восток» и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики по невыплате задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности - незаконными и взыскать указанную сумму с ММОУ и Министерства финансов КЧР в солидарном порядке за счет казны Карачаево-Черкесской Республики.

В ходе судебного разбирательства Огузов Д.З. участия не принимал, подав заявление о рассмотрении иска в его отсутствии.

Прокурор Татаркулов М.И. в полном объеме поддержал требования, изложенные в исковом заявлении и просил удовлетворить их.

Представитель ответчика ММОУ Байкулова А.Р. исковые требования признала в полном объеме, о чем подала письменное заявление. Кроме того пояснила, что задолженность по Огузову Д.З. образовалась за период с октября 2008 года по декабрь 2009 года. Все расчеты, представленные ею, оформлены на основании нормативов, установленных и направленных им районным управлением образования. При этом указанные нормы не покрывают в полном объеме фактически произведенные затраты. Сам Огузов Д.З. каких-либо льгот по иным основаниям не получает.

Представитель соответчика - Минфина КЧР Аджиева А.Э., подала письменные возражения, в которых просила отказать в удовлетворении иска по тем основаниям, что предоставление указанных льгот фактически является расходными обязательствами Российской Федерации. В данной части просила привлечь в качестве соответчика Министерство финансов РФ, а также ходатайствовала об объединении в одно производство всех дел и исков, поданных прокурором в интересах иных работников СОШ № 3. Просила рассмотреть иск в их отсутствии.

Определением Малокарачаевского районного суда от 13 июля 2010 года в удовлетворении ходатайства представителя соответчика о привлечении к рассмотрению дела Министерства финансов РФ и объединении дел было отказано.

Выслушав доводы прокурора, объяснения присутствующих сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Огузов Л.З. длительное время до 22 сентября 2000 года работал учителем географии СОШ № 3. Постоянно проживает в с. Красный Восток. Таким образом, на него распространяются льготы, предоставленные педагогическим работникам.

Однако, компенсационные выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, ему как учителю, проживающему и работавшему в сельской местности, с октября 2008 года не выплачиваются. Согласно расчетам, предоставленным ММОУ задолженность перед Огузовым Д.З. составляет всего 32865 рублей в том числе за 2008 год - 7649 рублей, за 2009 год 25216 рублей. Указанный расчет совпадает с заявленным.

Согласно п.5 ст. 55 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

В соответствии со ст.2. Федерального закона от 06 мая 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнил абзац третий пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 322-0-П, норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации установленной ею меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений. По сути, она воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях и что до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее, чем до 1 января 2005 года, применению подлежат указанные в статье 2 положения федеральных законодательных актов.

Как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 322-0-П, норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации установленной ею меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений. По сути, она воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях и что до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее, чем до 1 января 2005 года, применению подлежат указанные в статье 2 положения федеральных законодательных актов.

Доводы представителя ответчика - Министерства финансов КЧР Аджиевой А.Э. изложенные в возражениях в той части, что вины Министерства финансов КЧР в невыплате задолженности учителям льгот по коммунальным платежам не имеется, поскольку в республиканский бюджет не поступало средств из федерального бюджета на данные цели, а также о том, что данные расходные обязательства являются расходными обязательствами Российской Федерации, поскольку предусмотрены Федеральным Законом, суд находит несостоятельными, поскольку они не подтверждаются материалами дела.

Более того, Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), и относит защиту прав и свобод человека и гражданина, социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "б", "ж" части 1). Это означает, что ответственность за состояние дел в указанных сферах возлагается не только на Российскую Федерацию, но и на каждый из ее субъектов, и что соответствующее регулирование должно осуществляться исходя из предписаний статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации, согласно - которой по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно п.1 ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской республики от 30 июля 2008 года № 65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник в форме денежной выплаты (компенсации).

В силу п.3 ст.3 № 65-РЗ порядок возмещения указанных расходов устанавливается Правительством Карачаево-Черкесской Республики. Кроме того, ст. 4 данного Закона установлен порядок финансирования по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. До выделения средств из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных Законом Карачаево-Черкесской Республики «О бюджете Карачаево-Черкесской республики» на соответствующий финансовый год.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года N 377 утверждены правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. В соответствии с п.2 Правил компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Согласно п. 3 вышеназванных Правил Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 настоящих Правил цели.

Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 25 июля 2003 года № 68н «О введении отчетности по финансированию расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» утверждены и введены в действие, начиная с отчета по состоянию на 1 июля 2003 года, формы квартальной и годовой отчетности о финансировании расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ).

Из содержания приведенных норм следует, что средства на выплаты льгот по коммунальным услугам должны предусматриваться в бюджете КЧР и лишь затем компенсируются за счет средств федерального бюджета. Субсидии же из федерального бюджета выделяются только на основании ежеквартально предоставляемой отчетности о фактически произведенных расходах. Таким образом, чтобы получить такую субсидию финансовые органы субъекта РФ должны предоставить в Минфин РФ сведения о фактически понесенных расходах. Минфин же КЧР каких либо доказательств принятых мер по получению субсидий на рассматриваемые цели не представил.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений. Ответчиками в судебном заседании достаточных доказательств в опровержение доводов истца не представлено.

Исходя из установленных обстоятельств дела, суд считает, что требования прокурора Малокарачаевского района обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 7 закона ОФ «Об обжаловании в суд действий, решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года № 4866, установив обоснованность жалобы суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Малокарачаевского района в интересах Огузова Даниила Зулевича удовлетворить.

Признать действия муниципального образовательного учреждения «средней образовательной школы № 3 им. Р.Н. Клычева с. Красный Восток» и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики по невыплате задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности незаконными.

Взыскать солидарно с муниципального образовательного учреждения «средней образовательной школы № 3 им. Р.Н. Клычева с. Красный Восток» и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в пользу Огузова Даниила Зулевича 32865 (тридцать две тысячи восемьсот шестьдесят пять) рублей, составляющие сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности за период с октября 2008 года по декабрь 2009 года

Взыскать с муниципального образовательного учреждения «основной образовательной школы № 12 им. Бежанова К.Д. с. Красный Восток» в доход государства подлежащую оплате государственную пошлину в сумме 1175 (одну тысячу сто семьдесят пять) рублей 95 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики через Малокарачаевский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления его в окончательной форме, а именно с 19 июля 2010 года.