о включении в сводный список лишвшихся жилья



Гражданское дело № 2-127/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2010 года с. Учкекен

Малокарачаевский районный суд, Карачаево-Черкесской Республики, в составе

председательствующего судьи Кислюк В.Г.,

с участием представителя истцов Эркеновой З.С., действующей на основании доверенности от 01 июля 2009 года,

представителя ответчика Гочияева З.Р., действующего на основании доверенности от 26 апреля 2010 года,

при секретаре Узденовой Х.Х.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Узденовой Зухры Ялмаровны, Узденова Шамиля Ялмаровича, Айбазова Руслана Абдыкеримовича, Байрамкуловой Армиды Сапар-Алиевны и Байрамкуловой Аминат Сапар-Алиевны к администрации Малокарачаевского муниципального района о включении в сводный список семей граждан, лишившихся жилья на территории Малокарачаевского района, пострадавших в результате сильных дождей с градом и селевыми потоками, подтопления, сильного ветра с 17 по 19 июня 2007 года на получение государственных жилищных сертификатов,

установил:

Узденовы З.Я. и Ш.Я., Айбазов Р.А., а также Байрамкуловы А. С-А. и А.С-А. обратились в суд с исковым заявлением к администрации Малокарачаевского муниципального района (далее администрации) об обязании включить их в списки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия, произошедшего 17-19 июня 2007 года для получения государственного жилищного сертификата на получение жилья по тем основаниям, что они, будучи зарегистрированными и проживавшими в жилом доме по Адрес обезличен в Адрес обезличен, Адрес обезличен до стихийного бедствия, необоснованно не включены в соответствующие списки лиц, лишившихся жилья.

В судебном заседании истцы не присутствовали. Прибывшая в суд их представитель Эркенова З.С. в данной части пояснила, что указанные лица извещены о судебном разбирательстве, но они из-за работы не намерены в нем участвовать. Имея надлежащим образом оформленную доверенность, она в их отсутствии уполномочена на самостоятельное участие в деле. Просила рассмотреть дело без участия истцов. При этом заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Добавила, что собственником домовладения и получателем жилищного сертификата является ФИО10. Истцы приходятся ей родными племянниками, а именно детьми родного брата собственника ФИО9, сестры - ФИО8 и сестры ФИО7. Не отрицала, что у истцов имеются родители, но данные лица (как совершеннолетние и дееспособные граждане) изъявили желание проживать именно в тетей и последняя была согласна на такое проживание.

Представитель ответчика Гочияев З.Р. полагал, что администрация прав истцов не нарушала. Пояснил, что действительно в постановлении Главы Малокарачаевского муниципального района № 632 от 23 октября 2007 года в соответствующих списках лиц истцы не значатся. Но из-за отсутствия у ответчика первичных документов по обращению граждан после наводнения причину не включения истцов в списки он объяснить не мог. Добавил, что в последующем, согласно постановления администрации района № 548 от 27 октября 2009 года изменения были внесены и истцы включены в списки лиц, лишившихся жилья. Вины администрации в том, что указанное постановление не было реализовано до конца, нет. Поэтому просил истцам в иске именно к администрации отказать за необоснованностью.

Представитель привлеченного к рассмотрению дела в качестве третьего лица ОФМС по КЧР в Малокарачаевском МР Узденов Р.Х., представив суду надлежащим образом заверенный прописной материал в отношении регистрации истцов по Адрес обезличен Адрес обезличен в заседание не прибыл, о причинах не явки заблаговременно суд не уведомил, не просил об отложении или рассмотрении дела в его отсутствии. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ и мнения присутствующих судом было определено рассмотреть дело по существу без участия не прибывшего лица.

Выслушав присутствовавших лиц, исследовав материалы дела и представленные документы, суд пришел к следующему выводу.

На основании статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением от 7 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Пунктом 2 данного постановления предусмотрено, что государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

Во исполнение указанного выше постановления Правительства РФ № 561 МЧС РФ, Минстроем РФ и Минфином РФ совместно приняты и зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ (27 июля 1995 года за № 916) Порядок и условий выдачи государственных жилищных сертификатов.

Согласно п.3 указанного Порядка для включения в списки пострадавших граждан РФ эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы:

- заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;

- справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

В соответствии с п.6 Порядка выпуска и погашения жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства РФ № 982 от 09 октября 1995 года, выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ осуществляется Министерством финансов РФ на основании решения Правительства РФ, подготовленного Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной сласти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия, на получение государственного жилищного сертификата. Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которой произошли чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие, и направляется в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов РФ для осуществления последующего погашения сертификатов.

Таким образом, как следует из приведенных выше норм закона, обязательным условием для включения лица в соответствующие списки для выдачи государственного жилищного сертификата является постоянное проживание и регистрация гражданина в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

В данной части судом установлено, что в связи с имевшей место 18-19 июня 2007 года на территории Малокарачаевского района чрезвычайной ситуацией в виде дождей со шквалистым ветром и градом, подтоплением и повреждением жилых домов проводилась определенная работа по определению, учету, регистрации жилых домов, граждан и семей, лишившихся жилья для последующего получения ими в установленном порядке жилищных сертификатов взамен утраченного жилья. В результате проведенной работы на основании материалов, представленных администрациями сельских поселений и межведомственной комиссией постановлением Главы Малокарачаевского муниципального района № 632 от 23 октября 2007 года были утверждены сводный реестр жилых домов, разрушенных в результате сильных дождей …. с 17 по 19 июня 2007 года на территории с. Элькуш, Красный Курган, Джага, Римгорское, Учкекен, Первомайское (приложение № 1), а также сводный список семей граждан, лишившихся в результате этого ЧП (приложение №2).

В указанных документах (под № 27 сводного реестра домов и № 31 сводного списка семей) значится разрушенным жилой дом по Адрес обезличен, Адрес обезличен и лишившаяся жилья семья ФИО10, состоящая из 6 человек, в числе которых указаны: она как собственник, ФИО16 - сын, ФИО17 - сын, ФИО14 - сноха, ФИО13 и ФИО12 - внуки. Указанные лица (помимо собственника) были зарегистрированы в домовладении 23 марта 2006 года и 14 марта 2007 года

Как следует из исследованной домовой книги, в указанном домовладении значатся дополнительно зарегистрированными также с 14 марта 2007 года и все истцы (5 человек), которые в списке лиц, лишившихся жилья отсутствуют.

При разрешении иска суд считает, что истцами в соответствии по ст. 56 ГПК РФ объективных доказательств, подтверждающих факт их первоначального (в 2007 году) обращения в орган исполнительной власти с документами, предусмотренными Порядком и условиями выдачи государственных жилищных сертификатов (от 27 июля 1995 года за № 916), а также факт проживания в жилом помещении по Адрес обезличен Адрес обезличен и утраты в результате ЧС единственного жилья представлено не было.

Из-за отсутствия непосредственно у истца и в администрации Малокарачаевского муниципального района первичных документов, ранее представлявшихся в качестве оснований для издания постановления Главы Малокарачаевского муниципального района № 632 от 23 октября 2007 года «Об утверждении списков жилых домов и граждан, пострадавших в результате ЧС в виде дождя, сопровождавшегося сильным шквалистым ветром и селевыми потоками с 17 по 19 июня 2007 года и сильных дождей и градом и шквалистым ветром с 28 по 30 июня 2007 года, для оформления государственных жилищных сертификатов» суд лишен любой возможности исследовать первичные документы и проанализировать и дать юридическую оценку действиям как истца, так и органа местного самоуправления.

В сложившейся ситуации копии предоставленной суду домовой книги, а также справок №№ 1030 от 18 июня 2007 года, 986 от 15 июня 2009 года, 670 от 12 мая 2009 года безусловными доказательствами фактического проживания истцов с разрушенном жилом доме не могут являться. Они лишь подтверждают регистрацию указанных лиц в домовладении. Более того, указанные доказательства неубедительны и вызывают обоснованное сомнение в их подлинности и действительности.

Так, в судебном заседании представитель истцов вообще не смогла обосновать необходимость, целесообразность и объективную причину производства регистрации в домовладении в один день, а именно 14 марта 2007 года (незадолго до чрезвычайной ситуации) восьми человек, в том числе и 5 истцов.

Более того, Эркенова З.С. не отрицала тот факт, что у всех истцов имеются родители.

Как следует из исследованного прописного материала ОФМС по КЧР в Малокарачаевском районе, в частности выписки из похозяйственной книги № 4 (лицевой счет № 265) подписанной Управляющим делами Римгорского СП, на момент производства регистрации истцов в жилом помещении собственника ФИО10, состав семьи ФИО10 составлял всего три человека (она вместе со своими двумя детьми)

Более того, все истцы (Узденовы З.Я. и Ш.Я., Айбазов Р.А., а также Байрамкуловы А. С-А. и А.С-А.) перед регистрацией по Адрес обезличен имели регистрацию по месту жительства своих родителей. Данный факт подтверждается например, справкой администрацией Учкекенского СП № 6703 от 09 июля 2009 года о проживании в Адрес обезличен по Адрес обезличен матери ФИО7

Более того, суду вообще не представлено никаких доказательств о возможности одновременного проживания в доме, общей площадью 72 кв. метров, состоящем из 4-х комнат собственника жилого помещения, двух ее детей, а также членов иных 4-х семей - в общей сложности 11 человек.

При таких установленных судом обстоятельствах законных оснований для удовлетворения иска не имеется.

В этой связи само по себе издание администрацией района постановления № 548 от 27 октября 2009 года о внесении изменений в постановление Главы Малокарачаевского муниципального района № 632 от 23 октября 2007 года и включении истцов в списки лиц, лишившихся жилья не является надлежащим подтверждением факта лишения истцов жилья, а потому для суда не имеется юридического значения.

В связи с изложенным, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Узденовой Зухры Ялмаровны, Узденова Шамиля Ялмаровича, Айбазова Руслана Абдыкеримовича, Байрамкуловой Армиды Сапар-Алиевны и Байрамкуловой Аминат Сапар-Алиевны к администрации Малокарачаевского муниципального района о включении в сводный список семей граждан, лишившихся жилья на территории Малокарачаевского района, пострадавших в результате сильных дождей с градом и селевыми потоками, подтопления, сильного ветра с 17 по 19 июня 2007 года на получение государственных жилищных сертификатов отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР через Малокарачаевский районный суд в десятидневный срок со дня его изготовления в окончательной форме.