Иск о взыскании задолженности



Дело № 2-253/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 августа 2010 года с. Учкекен

Малокарачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики

в составе : председательствующей федерального судьи Семеновой Х. А-А.,

при секретаре Байчоровой М. Р.,

с участием прокурора - помощника прокурора Малокарачаевского района Татаркулова М. И.,

лица, в интересах которого подано исковое заявление Хасанова Матгерия Кеккезовича,

представителя ответчика ММОУ «СОШ № 2 с. Учкекен» Кубановой М.Г., пред-

ставившей доверенность Номер обезличен от 25.08. 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданс-кое дело по исковому заявлению прокурора Малокарачаевского района в интересах Хасанова Матгерия Кеккезовича к Малокарачаевскому муниципально-

му учреждению « Средняя общеобразовательная школа № 2 с. Учкекен « и Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о признании действий ММОУ «СОШ № 2 с. Учкекен» и Министерства финансов КЧР незаконными и взыскании задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Малокарачаевского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Хасанова М. К. к «ММОУ СОШ № 2 с. Учкекен» и Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о признании действий ММОУ «СОШ № 2 с. Учкекен» и Министерства финансов КЧР незаконными и взыскании задолженности за период с 2007 по 2009 годы в сумме 14094 руб. по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, по следующим основаниям.

Проведенной прокуратуройМалокарачаевского района проверкой установлено, что в отношении Хасанова М. К., проживающего в с. Учкекен Малокарачаевского района и работавшего с 27 августа 1958 года учителем СОШ № 2 допущены нарушения прав педагогических работников, связанных с невыплатой расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, им полагающихся и установлена имеющаяся перед ним задолженность за период 2007-2009 годы в сумме 14094 рубля. Учитывая изложенные обстоятельства, прокурор просит признать действия ответчиков по невыплате задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, незаконными и взыскать в солидарном порядке с ответчиков за счет казны Карачаево-Черкесской Республики задолженность в сумме 14094 руб.

Представитель ответчика - Министерства Финансов КЧР Суюнова З.М. подала письменные возражения, в которых просит отказать в удовлетворении иска по тем основаниям, что предоставление указанных льгот фактически является расходными обязательствами Российской Федерации, а также просит рассмотреть иск в ее отсутствие. От представителя ответчика Министерст-

ва Финансов КЧР в суд поступило и ходатайство о привлечении в качестве соответчика Министерства финансов Российской Федерации. Определением Малокарачаевского районного суда от 25.08.2010 года в удовлетворении данного ходатайства отказано.

При таких обстоятельствах и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие предста-вителя ответчика Министерства Финансов КЧР.

Прокурор Татаркулов М.И. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном обьеме по указанным основаниям и просит удовлетворить исковое заявление.

Хасанов М.К. в судебном заседании поддержал иск и просит удовлетворить исковое заявление в полном обьеме.

Представитель ответчика ММОУ СОШ № 2 Кубанова М.Г. иск признала в полном обьеме и просит удовлетворить исковые требования.

Выслушав в судебном заседании прокурора Татаркулова М.И., Хасанова М. К., представителя ответчика ММОУ СОШ № 2 Кубанову М.Г., исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании Хасанов М.К. с 27.08.1958 года работал учителем СОШ № 2 в с. Учкекен. Малокарачаевского района преподавателем, постоянно проживает в с. Учкекен, следовательно на него распространяются льготы, предоставленные педагогическим работникам. Однако, компенсационные выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, Хасанову М.К. как учителю, проживающему и работавшему в сельской местности, не выплачены за 2007-2009 годы, в результате чего образовалась задолженность в сумме 14094 руб., что подтверждается представленными суду Хасановым М.К. квитанциями по оплате коммунальных услуг.

Как видно из расчетов, представленных представителем ответчика «ММОУ СОШ № 2» задолженность по коммунальным услугам на Хасанова М.Х. за период с 2007 по 2009 годы составляет 14094 руб.

Согласно представленных расчетов, по нормативным данным от 06.10.2004 года на одного члена семьи, т.е. состоящий из одного
человека оплачивается 33м по газу, 12 кВт по э-энергии за месяц. По нормативным данным на 1м сжигается 10м газа и оплачивается за
отопительный сезон т.е. 6 месяцев, э-энергия 12 месяцев. Исходя из нормативных данных за 2007год за отопление: 33 м2 х 10 м3 = 330 м3 х 6 месяцев = 19803 х 1,82 стоимость = 3604 руб. Освещение: 12 кВт х 12 = 144 кВт х 1,30 стоимость = 187 руб. Итого: 3791руб.

За 2008 год за отопление: ЗЗ м2 х 10 м3 = 330 м3 х 6 месяцев = 1980 х 2,26 стоимость 4475 руб., за освещение: 12 кВт х 12 = 144 кВт х 1,34 стоимость = 193 руб. Итого: 4668 руб.

За 2009год за отопление: 33 м2 х10 м3 = 330 м3 х 6 месяцев = 1980 х 2,72 стоимость = 5386 руб., за освещение : 12кВт х 12 = 144 кВт х 1,71 стоимость = 246 руб. Итого: 5632 руб.

Согласно п.5 ст. 55 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

В соответствии со ст.2. Федерального закона от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах Федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнил абзац третий пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предос-тавлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 322-0-П, норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации установленной ею меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений. По сути, она воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах Федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях и что до принятия соответствующих законно-дательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее, чем до 1 января 2005 года, применению подлежат указанные в статье 2 положения федеральных законодательных актов.

Как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 322-0-П, норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации установленной ею меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений. По сути, она воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях и что до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее, чем до 1 января 2005 года, применению подлежат указанные в статье 2 положения федеральных законодательных актов.

Доводы представителя ответчика - Министерства финансов КЧР, изложенные в возражениях в той части, что вины Министерства финансов КЧР в невыплате задолженности учителям льгот по коммунальным платежам не имеется, поскольку в республиканский бюджет не поступало средств из федерального бюджета на данные цели, а также о том, что данные расходные обязательства являются расходными обязательствами Российской Федерации, поскольку предусмотрены Федеральным Законом, суд находит несостоятельными, поскольку они не подтверждаются материалами дела.

Более того, Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), и относит защиту прав и свобод человека и гражданина, социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "б", "ж" части 1). Это означает, что ответственность за состояние дел в указанных сферах возлагается не только на Российскую Федерацию, но и на каждый из ее субъектов, и что соответствующее регулирование должно осуществляться исходя из предписаний статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации, согласно - которой по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно п.1 ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской республики от 30 июля 2008 года № 65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», возмещение рас-ходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник в форме денежной выплаты (компенсации).

В силу п. 3 ст. 3 № 65-РЗ порядок возмещения указанных расходов устанав-ливается Правительством Карачаево-Черкесской Республики. Кроме того, ст. 4 данного Закона установлен порядок финансирования по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. До выделения средств из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных Законом Карачаево-Черкесской Республики «О бюджете Карачаево-Черкесской республики» на соответствующий финансовый год.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года N 377 утверждены правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. В соответствии с п.2 Правил компенсации подле-жат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и прожи-вают в сельской местности. Согласно п. 3 вышеназванных Правил Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 настоящих Правил цели.

Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 25 июля 2003 года № 68н «О введении отчетности по финансированию расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» утверждены и введены в действие, начиная с отчета по состоянию на 1 июля 2003 года, формы квартальной и годовой отчетности о финансировании расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федера-ции "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ).

Из содержания приведенных норм следует, что средства на выплаты льгот по коммунальным услугам должны предусматриваться в бюджете КЧР и лишь затем компенсируются за счет средств федерального бюджета. Субсидии же из Федерального бюджета выделяются только на основании ежеквартально предоставляемой отчетности о фактически произведенных расходах. Таким образом, чтобы получить такую субсидию финансовые органы субъекта РФ должны предоставить в Минфин РФ сведения о фактически понесенных расходах. Минфин же КЧР, каких либо доказательств, принятых мер по получению субсидий на рассматриваемые цели не представил.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений. Ответчиками в судебном заседании достаточных доказательств в опровержение доводов истца не представлено.

Учитывая изложенное, суд считает, что требования прокурора района подлежат удовлетворению..

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить исковое заявление прокурора Малокарачаевского района КЧР в интересах Хасанова Матгерия Кеккезовича.

Признать действия муниципального образовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 2 с. Учкекен» Малокарачаевского района и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики по невыплате задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему в сельской местности незаконными.

Взыскать солидарно с муниципального образовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 2 с. Учкекен» и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в пользу Хасанова Матгерия Кеккезовича, 14094 ( четырнадцать тысяч девяносто четыре ) рубля, составляющие сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности за период с 2007 по 2009 годы.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения «Средняя обра-зовательная школа № 2 с. Учкекен» Малокарачаевского района в доход государства государственную пошлину в сумме 560 ( пятьсот шестьдесят ) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево - Чер-кесской Республики в течении 10 дней через районный суд со дня его изготовле-

ния в окончательной форме.

Председательствующий

Адрес обезличен

Адрес обезличен