Решение по гражданскому делу по исковому заявлению Салпагарова И.М. в интересах несовершеннолетнего сына Салпагарова У.И. к Управлению труда и социального развития Малокарачаевского муниципального района признании действий незаконными



Гражданское дело № 2-361/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2010 года с. Учкекен, КЧР

Малокарачаевский районный суд, Карачаево-Черкесской Республики

в составе

председательствующего судьи Кислюк В.Г.,

с участием прокурора Джанбидаевой Р.М.,

представителя истца Акбаевой Ф.Ю., представившей удостоверение № 92 и ордер № 030223 от 27 сентября 2010 года,

представителя ответчика УТСР Малокарачаевского муниципального района Боташевой А.Х., действующей на основании доверенности № 05-1622 от 02 ноября 2007 года,

при секретаре Узденовой Х.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Салпагарова Исмагила Мухтаровича в интересах несовершеннолетнего сына Салпагарова Умара Исмагиловича к Управлению труда и социального развития Малокарачаевского муниципального района признании действий незаконными, перерасчете (индексации) ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и взыскании недополученной суммы,

установил:

Салпагаров И.М. в интересах сына Салпагарова У.И., 18 мая 2010 года рождения обратился к мировому судье судебного участка № 2 Малокарачаевского района с исковым заявлением к Управлению труда и социального развития Малокарачаевского муниципального района (далее Управлению) о перерасчете ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и взыскании недополученной суммы.

В своем исковом заявлении указал, что являясь участником ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии со ст.ст. 14, 39 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (базового Закона) получал с 01 декабря 2001 года ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей. На основании решения Малокарачаевского районного суда от 24 октября 2004 года на ответчика возложена обязанность выплачивать ему и каждому его ребенку до достижения ими возраста 14-лет ежемесячно по 1101 рублей 36 копеек с последующей индексацией в порядке, установленном текущим и действующим законодательством. В мае 2010 года у него родился сын Умар. При обращении в Управление с заявлением о выплате данному ребенку ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в том же размере, что и ему (истцу) - получил отказ. Со ссылками на положения базового Закона и постановления Конституционного Суда РФ № 11-П от 19 июня 2002 года полагал, что выплаты на приобретение продовольственных товаров также подлежат индексации согласно действующего законодательства (с 2002 года по 2004 год на индексы МРОТ, а затем с учетом инфляции), поскольку входят в объем возмещения вреда здоровью и поэтому ребенку должна быть назначена компенсация в том же размере, что и ему. В связи с чем просил взыскать с ответчика в его пользу ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров на сына Умара ежемесячно по 1976,50 рублей с последующей индексацией согласно действующего законодательства и взыскать в его пользу сумму задолженности за период с 01 июня 2010 года по сентябрь 2010 года в сумме 7906 рублей.

Принимая во внимание дополнительно заявленное требование о признании действий Управления, связанные с отказом в назначении сыну выплат в том же размере, что и ему (истцу), а именно в сумме 1976,07 рублей, определением мирового судьи от 14 октября 2010 года гражданское дело было передано для рассмотрения в Малокарачаевский районный суд.

В судебном разбирательстве в Малокарачаевском районном суде истец Салпагаров И.М. участия не принимал, подав письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

Представитель истца Акбаева Ф.Ю. иск поддержала и по основаниям, изложенным в заявлении, просила требования удовлетворить. Пояснила, что исковые требования основаны и вытекают из вступившего в законную силу решения Малокарачаевского районного суда от 27 октября 2004 года, в данном случае имеющего преюдициальное значение.

Представитель ответчика Боташева А.Х. иск не признала, сославшись на то, что назначенные истцу в отношении сына компенсационные выплаты соответствуют требованиям базового закона. Не оспаривала тот факт, что компенсации на приобретение продовольственных товаров подлежат индексации. Пояснила, что закон предусматривает индексацию выплачиваемых «чернобыльцам» сумм только в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ. В настоящее время размер таких выплат составляет 592,27 рублей. Эта сумма и назначена ребенку истца. Также обратила внимание суда, что в вынесенном 27 октября 2004 года решении указания на индексацию в отношении сына истца - Умара не было и не могло быть, т.к. последний родился лишь в 2010 году.

Прокурор Джанбидаева Р.М. в своем заключении оснований для удовлетворения иска не усмотрела.

Выслушав представителей сторон и заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании, не оспаривалось сторонами Салпагаров И.М. является инвалидом вследствие последствий Чернобыльской катастрофы и на него распространяются льготы, предусмотренные Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе в соответствии со ст.14 и ст.39 Базового закона он имеет право на получение ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, которые ему ответчиком начисляются. Решением Малокарачаевского районного суда от 27 октября 2004 года действительно на Управление труда и социального развития администрации Малокарачаевского района возложена обязанность назначить истцу Салпагарову И.М. и каждому его ребенку до достижения ими 14 лет ежемесячные компенсационные выплаты на приобретение продовольственных товаров по 1101,36 рублей. В настоящее время, как не отрицали представители сторон Салпагаров И.М. согласно произведенных последующих индексаций, получает ежемесячные выплаты на приобретение продовольственных товаров в размере 1976,07 рублей.

Как следует из свидетельства о рождении I-ЯЗ № 603480 от 25 мая 2010 года сын истца Салпагаров Умар Исмагилович родился 18 мая 2010 года и согласно справки Управления на данного ребенка истцу назначено и выплачивается с 01 июня 2010 года по 592,27 рублей.

При разрешении исковых требований суд основывается на том, в соответствии со ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи со ст. ст. 42 и 53 признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежегодную компенсацию за вред здоровью и денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.

Пунктом 22 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (базового Закона) (в ред. от 18 июня 1992 г.) для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, а также проживающих с ними детей, не достигших 14-летнего возраста, гарантировалось обеспечение продовольственными товарами в соответствии с рациональными нормами потребления продуктов питания с оплатой 50 процентов их стоимости либо ежемесячная выплата им в размере установленного законом минимального месячного размера оплаты труда. Согласно тому же пункту в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила трехкратный установленный законом минимальный размер оплаты труда, а Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" ее размер был определен в твердой сумме - 300 руб.

Действительно постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев" механизм индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Необходимые изменения были внесены Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В новой редакции ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривалась ежегодная индексация размеров выплат гражданам, установленных данным Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых проводится в соответствии с другими федеральными законами), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 27 декабря 2004 г. N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 7 мая 2005 г. N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и от 21 марта 2007 г. N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и др. ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат. В 2010 году на основании постановления Правительства РФ № 1024 от 16 декабря 2009 года (определившего инфляционный индекс в размере 1,1) определен размер ежемесячной выплаты (компенсации) на приобретение продовольственных товаров в сумме 592,27 рублей.

Таким образом, вопрос индексации указанных компенсаций и выплат решен на законодательном уровне. При этом Правительство РФ действовало в полном соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ, ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными Законами не предусмотрено.

В данной части, основываясь на нормах ч. 3 ст. 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ), суд читает, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда, а впоследствии с увеличением прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, установленной в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации.

При этом вышеназванными постановлениями Правительства Российской Федерации индексация сумм денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, а также других компенсаций предусматривалась впервые с 2005 года (в отличие от сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, которые подлежали индексации и ранее - исходя из минимального размера оплаты труда, пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации или в субъекте Российской Федерации).

Поскольку ребенок - Салпагаров А.И. родился в 2010 году, в его отношении истцу были назначены ежемесячные компенсационные выплаты в уже проиндексированном размере (592,27 рублей) суд полагает, что права на индексацию сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в порядке, предусмотренном для ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, он не имеет. Таким образом, Управление (ответчик) назначило в отношении Салпагарова У.И. указанную компенсацию в полном соответствии с нормами базового Закона.

При таких обстоятельствах исковые требования и доводы представителя истца об одинаковом порядке индексации перечисленных выплат являются неправильными и потому судом отклоняются. Также судом отклоняются и доводы представителя истца о преюдициальном значении судебного решения от 27 октября 2004 года для рассматриваемого спора, поскольку в данном решении в отношении ребенка, родившегося в 2010 году не могло быть никакого судебного постановления и указания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Салпагарова Исмагила Мухтаровича в интересах несовершеннолетнего сына Салпагарова Умара Исмагиловича к Управлению труда и социального развития Малокарачаевского муниципального района признании действий ответчика незаконными, перерасчете (индексации) ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и взыскании недополученной суммы отказать.

Решение может быть обжаловано (опротестовано) в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Малокарачаевский районный суд в течение 10 дней.