об оспаривании действий УТ и СР



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


06 февраля 2012 года                                               с. Учкекен, КЧР

Малокарачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи Кислюк В.Г.,

с участием заявителя Узденовой М.М.,

представителей органов, чьи действия обжалуются:

- администрации Малокарачаевского муниципального района Гочияева З.Р., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

- Управления труда и социального развития Малокарачаевского муниципального района Боташевой А.Х., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица - администрации Краснокурганского сельского поселения ФИО7, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

при секретаре Байрамукове Х.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по заявлению ФИО2 в интересах своего сына - инвалида ФИО1 об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления - администрации Малокарачаевского муниципального района, Карачаево-Черкесской Республики и Управления труда и социального развития Малокарачаевского муниципального района,

установил:

ФИО2 в интересах своего несовершеннолетнего сына - инвалида с детства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения для рассмотрения в порядке Главы 25 ГПК РФ обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления - администрации Малокарачаевского муниципального района, Карачаево-Черкесской Республики (далее по тексту администрации) и его структурного подразделения - Управления труда и социального развития Малокарачаевского муниципального района (далее по тексту управления).

В заявлении указала, что ее сын ФИО1 Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы признан ребенком инвалидом, вследствие чего их семья на основании положений ст.ст. 17 и 28.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имела право на улучшение жилищных условий. По указанной причине в 2004 году она обращалась с заявлением в Краснокурганское сельское поселение о признании сына нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении его в списки нуждающихся лиц. Полагала, что сын был включен в такие списки инвалидов и которые передавались в Управление труда и социального развития администрации <адрес>.

Однако на ее обращение о разъяснении прав как нуждающихся получила ответ, что сын на учете в администрации Малокарачаевского муниципального района не состоит. Полагая данный отказ незаконным просила признать незаконными действия администрации и управления, связанные с нарушением прав ребенка на обеспечение жилой площадью как инвалида, состоявшего в очереди по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию и управление включить ребенка-инвалида ФИО1 в дополнительные списки на получение субсидий для приобретения жилья.

В судебном заседании заявитель требования поддержала и просила их удовлетворить. Сослалась на то, что в мае 2004 года подавала заявление (приобщено к материалам дела) и соответствующие документы в Краснокурганское СП. Полагала, что в очередь ее сын до 2005 года был поставлен и надлежащим доказательством этого считает письмо Главы администрации Краснокурганского СП Лайпанова Н-М.О. в адрес Управления труда и социального развития от ДД.ММ.ГГГГ. Не отрицала, что никакого ответа о рассмотрении ее вопроса о постановке в очередь не получала. Только с сентября 2011 года стали с сестрой обращаться в администрацию <адрес> по этому вопросу.

Представитель администрации ФИО5 полагал предъявленные к администрации требования ФИО2 не обоснованными. Не оспаривая факт наличия у ребенка заявителя инвалидности, настаивал на том, что в администрации не имеется никаких заявлений либо материалов по вопросу постановки на учет ФИО8 как семьи, имеющей инвалида и нуждающейся в улучшении жилищных условий. Пояснил, что на основании положений Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы обеспечения жильем различных категорий граждан отнесены к компетенции местного самоуправления, то есть непосредственно к ведению администрации Краснокурганского сельского поселения. В районной администрации осуществлялось лишь составление сводного списка лиц, подавших заявления и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель управления ФИО6 не согласилась с заявлением ФИО2 Не оспаривала сам факт наличия у ребенка инвалидности. Пояснила, что на управление никаких функций по разрешению жилищных вопросов жителей района (по приему заявлений, сбору документов, комиссионному определению нуждаемости лиц улучшении жилищных условий, подготовке проектов документов о постановке на учет и т.п.) не возлагалось и не возложено в настоящее время. То есть управление не правомочно проводить такую работу. Кроме того в отношении заявителя в управление никакой информации от администрации Краснокурганского СП, заявлений и иных документов не поступало и сведениями о ее постановке на учет до ДД.ММ.ГГГГ управление не располагает. Только где-то в 2006 году управление полученные от администрации списки лиц (инвалидов, семей инвалидов, ветеранов), вставших на учет до 2005 года в количестве 22 лиц, направляло в Министерство труда и социального развития КЧР и в указанных списках ФИО8 не было.

Представитель заинтересованного лица - ФИО7 подтвердил, что ФИО8 до 2005 года состояли на учете в администрации Краснокурганского СП как семьи имеющие детей-инвалидов. Пояснил, что по требованию районной администрации точно не помнит когда, но администрация СП готовила списки инвалидов и направляла их в администрацию (таковых около 160 по сельскому поселению). Посчитал что эти сведения и являлись теми учетными данными на инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Однако никакими документами и иным способом (представить номера регистрации заявления; его соответствия соответствующим журналам учета входящей корреспонденции; протоколов заседаний жилищной комиссии, постановлений, распоряжений о постановке на учет ФИО8 либо иных лиц, самих списков лиц поставленных на учет, номеров исходящей корреспонденции по направлению списков или иной информации в районную администрацию либо управление) подтвердить поступление и регистрацию заявления ФИО2 в СП, прием документов, рассмотрение и разрешение в отношении заявителя вопроса о постановке на учет, в порядке, регламентированном жилищным законодательством, не смог.

Выслушав прибывших в суд лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд пришел к следующему выводу.

На основании п. 6 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства относятся к вопросам местного значения.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Основания, порядок постановки на учет различных категорий граждан регламентирован нормами жилищного законодательства и подзаконными в этой области актами, в частности положениями Главы 7 Жилищного кодекса РФ.

Так например, согласно положений ст. 52 ЖК РФ, определяющей органы и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, для рассмотрения и разрешения вопросов, связанных реализацией жилищных прав инвалидов (семей, имеющих детей-инвалидов) либо предоставлении им иных мер социальной поддержки, необходимы обращение граждан с соответствующими заявлениями в орган уполномоченный вести учет граждан и решать вопросы по постановке на учет, определение нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий с принятием решения о постановке их на учет.

Разрешая заявление ФИО2 суд исходит из того, что на основании ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из вышеизложенного следует, что обязательным условием и признаком для удовлетворения заявляемых требований гражданина при разрешении дел, вытекающих их публичных правоотношений, является затрагивание и ущемление (не соблюдение, нарушение и т.п.) прав и свобод, либо создание препятствий к осуществлению прав и свобод конкретным гражданином, организацией, учреждением и т.д.

В данном случае, по мнению суда необходимо и установление факта непосредственного обращения с заявлением, сдачи документов либо в Краснокурганское СП, либо в администрацию Малокарачаевского муниципального района или Управление труда и социального развития, а также факта затрагивания прав и интересов ФИО2 как матери ребенка-инвалида в результате незаконных действий (либо бездействия) органа местного самоуправления - администрации Малокарачаевского муниципального района либо Управления труда и социального развития, поскольку оспариваются их действия.

Хотя ФИО2 и ссылалась на то, что подавала заявление в Краснокурганское СП ДД.ММ.ГГГГ и ее обращение принималось к рассмотрению (и эти факты признавались в суде представителем сельского поселения ФИО7), сам бланк заявления вообще не зарегистрирован, то есть в нем нет никаких отметок о принятии, передачи на рассмотрение кому-либо. Также как администрацией Краснокурганского СП, не смотря на предложения суда, вообще не было предоставлено и тем самым подтверждено объективными, относимыми и допустимыми доказательствами, что заявление было рассмотрено администрацией и по нему было вынесено какое либо решение (проведено заседание жилищной комиссии, последней принято какое-либо решение). Суду также не были предоставлены списки очередников, более того не предоставлены и какие-либо сопроводительные письма, отношения, и приложенные к ним документы о направлении списков нуждающихся лиц в органы, чьи действия обжалуются настоящим заявлением ФИО2

В данной части письмо (отношение) Главы администрации Краснокурганского СП Лайпанова Н-М.О. в адрес начальника Управления труда и социального развития района от ДД.ММ.ГГГГ по изложенным выше причинам не может служить доказательством надлежащего рассмотрения и разрешения вопроса о постановки (состояния) ФИО8 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (предоставления жилых помещений) семей, имеющих детей-инвалидов до ДД.ММ.ГГГГ.

Более того судом отклоняются как не состоятельные доводы ФИО7, что соответствующая информация об инвалидах направлялась СП в районную администрацию, т.к. данные доводы вообще ничем не были подтверждены и не позволяют определить какая именно информация направлялась и по каким основания и для разрешения каких вопросов.

Таким образом, суд не установил надлежащего факта подачи в администрацию Кранокурганского СП, либо в районную администрацию или управление заявления ФИО2 по реализации ею жилищных прав своего ребенка-инвалида, следов и результатов его рассмотрения и принятия по нему какого-либо решения. Более того - надлежащего направления администрацией Красногурганского СП (на которое ссылалась в заявлении ФИО2) когда-либо в районную администрацию или управление до ДД.ММ.ГГГГ дел, материалов, сведений и т.п. в отношении ФИО2

Изложенное выше свидетельствует о том, что заявителем ФИО2 не был доказан в соответствии со ст. 56 ГПК РФ - сам факт надлежащего обращения до ДД.ММ.ГГГГ - подачи заявления, необходимых документов, их принятие кем либо и в частности канцелярией администрации Малокарачаевского муниципального района или Управления труда и социального развития - влекущие последующую обязанность органов и структур местного самоуправления принять меры к рассмотрению и разрешению по существу обращения гражданина.

Суд принимает во внимание и тот факт, что в заявлении фактически оспариваются действия именно администрации Малокарачаевского муниципального образования и Управления труда и социального развития, а не иного органа местного самоуправления.

При этом из предоставленного суду заявления ФИО2 и Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы администрации Малокарачаевского муниципального района следует, что данное обращение являлось просьбой сообщить необходимую заявителям информацию о состоянии в очереди и номере очереди.

На данное обращение за подписью Главы администрации Малокарачаевского муниципального района и начальника управления труда и социального развития инициаторам фактически были даны ответы, согласно которых в администрации Малокарачаевского муниципального района сведений о постановке ФИО2 в льготную очередь на улучшение жилищных условий не имеется.

Буквальное толкование содержания как заявления, так и ответов свидетельствует, что направленный адвокатом запрос каким-либо заявлением ли иным обращением заинтересованного лица с требованием о приеме документов и разрешении вопроса о постановке на очередь в рамках Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не является, также как и ответ администрации не является отказом органов местного самоуправления в постановке на учет.

Более того, требование обращавшегося лица о предоставлении письменной информации было исполнено в надлежащем виде и форме.

При таких фактических обстоятельствах оснований для удовлетворения требований ФИО2 не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

решил:

    В удовлетворении заявления ФИО2 в интересах своего сына - инвалида ФИО1 о признании незаконными действий администрации Малокарачаевского муниципального района и Управления труда и социального развития Малокарачаевского муниципального района, связанных с нарушением прав ребенка на обеспечение жилой площадью как инвалида, состоявшего в очереди по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и обязании администрации Малокарачаевского муниципального района и Управления труда и социального развития Малокарачаевского муниципального района включить ребенка-инвалида ФИО1 в дополнительные списки на получение субсидий для приобретения жилья - отказать.

       Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Малокарачаевский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение 30 (тридцати) дней с момента его изготовления в окончательной форме.