Решение о взыскании денежной компенсации за коммунальные услуги



Дело № год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ село Малые Дербеты

Малодербетовский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Дьяконовой Л.В.,

с участием представителей истца ФИО2 по доверенностям - ФИО6 и ФИО7,

представителя ответчика Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия - ФИО8.,

представителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Муниципального учреждения «Малодербетовская центральная районная больница» Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия - ФИО9

при секретаре судебного заседания Лиджиеве Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия о взыскании денежной компенсации за коммунальные услуги,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с указанным иском к Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее по тексту - Администрация Малодербетовского РМО), мотивируя тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала врачом стоматологом муниципального учреждения здравоохранения «Малодербетовская центральная районная больница», а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - врачом муниципального учреждения территориального центра «Хамдан» с последующим выходом на пенсию. В связи с указанными обстоятельствами согласно п. 9 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ N 5487-I истцу, как медицинскому работнику, проживающему в сельской местности, бесплатно предоставлялась жилая площадь с отоплением и освещением. В настоящее время, являясь пенсионером, в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, имеет право на сохранение указанных льгот, поскольку общий стаж работы в должности врача в сельской местности составил не менее 10 лет. При этом согласно п. 50 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ обязанность по предоставлению медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения мер социальной поддержки возложена на органы местного самоуправления. Принимая во внимание положения преамбулы и ст. 153 названного Федерального закона, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до ДД.ММ.ГГГГ право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Таким образом, истец полагает, что с ДД.ММ.ГГГГ имеет право на предоставление денежной компенсации расходов на отопление и освещение. Размер указанных расходов за период с апреля 2008 года по март 2011 года составил 57729 руб. 53 коп., в том числе по отоплению - 37273 руб. 37 коп., по освещению - 20457 руб. 16 коп., которые просит взыскать с ответчика в свою пользу, возместив расходы по уплаченной при предъявлении иска государственной пошлины в размере 1931 руб. 88 коп..

В судебном заседании представители истца ФИО2 по доверенности - ФИО6 и адвокат ФИО7 указанные в исковом заявлении требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Малодербетовского РМО - ФИО8 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что истец ФИО2 не имеет права на получение денежной компенсации за произведенные в период с апреля 2008 года по март 2011 года расходы по оплате отопления и освещения жилого помещения, поскольку в соответствии с п. 50 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ утратила силу ч.2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", предоставлявшая до указанного периода врачам, провизорам и иным медицинским работникам государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Согласно действующей с ДД.ММ.ГГГГ редакции ч. 6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Поскольку в настоящее время Малодербетовским районным муниципальным образованием не принят нормативный правовой акт, устанавливающий такие меры социальной поддержки медицинских работников, считает требования истца необоснованными. Кроме того, в действующем законодательстве отсутствуют нормы, предоставляющие право на получение этих льгот медицинским работникам, вышедшим на пенсию, к числу которых относится истец ФИО2. Также полагает, что истец ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не пользовалась указанными льготами. В связи с чем на нее не распространяются положения ст. 153 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ.

Суд, выслушав представителей истца и ответчика, третьего лица на стороне ответчика, а также исследовав материалы дела, считает исковые требования ФИО2 о предоставлении льготы компенсационного характера на оплату услуг по отоплению и электроснабжению за прошлый период обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с действующей в период до ДД.ММ.ГГГГ редакцией п. 9 ч.1 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 21 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране" установлено сохранение за перешедшими на пенсию врачами и средним медицинским персоналом и за проживающими с ними членами их семей права на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, если их общий стаж работы в сельской местности и рабочих поселках составлял не менее 10 лет.

Согласно действующей в период с ДД.ММ.ГГГГ редакции ч.6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 243-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Как следует из ч.1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Из материалов дела следует, что истец ФИО2 в период с 1978 года по ДД.ММ.ГГГГ работала врачом стоматологом муниципального учреждения здравоохранения «Малодербетовская центральная районная больница», а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - врачом муниципального учреждения территориального центра «Хамдан».

Судом также установлено, что в период с 1978 года по 1994 год истцу ФИО2 предоставлялась льгота по оплате отопления и освещения жилого помещения.

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются объяснениями представителя третьего лица на стороне ответчика МУ «Малодербетовская ЦРБ» ФИО9, из которых следует, что в период примерно по 1993 -1994гг. медицинским работникам Малодербетовского района предоставлялись льготы по оплате отопления в виде твердого топлива (угля) и освещения по установленным нормативам. Предоставление указанных льгот производилось согласно произведенным бухгалтерскими работниками ЦРБ расчетов исходя из нормативов с учетом жилой площади и количества членов семьи медицинских работников. Истцу ФИО2 также до 1993-1994гг. предоставлялись указанные льготы. Медицинским работникам из числа льготников данной категории, проживающих в многоквартирных жилых домах, льготы по оплате отопления жилого помещения предоставлялись по 2000 год. С указанного времени и по настоящее время медицинским работникам муниципальных учреждений Малодербетовского РМО вышеуказанные льготы не предоставлялись вследствие отсутствия достаточных средств в местном бюджете, а также непринятия соответствующего нормативного акта о предоставлении льгот. Документально подтвердить предоставление льгот истцу и иным лицам не представляется возможным вследствие того, что письменные документы за данный период не сохранились.

Эти же обстоятельства подтверждены показаниями свидетеля ФИО10, пояснившей суду о том, что являясь медицинской сестрой Малодербетовской ЦРБ, в периоды 1977 - 1996 гг., 2003-2008гг. и 2009-2010гг. работала в указанном муниципальном учреждении здравоохранения. Льготы по отоплению и освещению предоставлялись примерно до 1993-1994гг. в виде предоставления твердого топлива - угля и перечисления денежных средств за потребленную электроэнергию. С 1994 года льготы не предоставлялись. Из объяснений Администрации ЦРБ следовало, что прекращение предоставления льгот связано с отсутствием в местном бюджете денежных средств.

Из показаний свидетеля ФИО11 также следует, что в период с 1973 года по 2000 год она работала медицинской сестрой Малодербетовской ЦРБ и в период до 1994 года пользовалась льготами по отоплению в виде бесплатного предоставления твердого топлива, а также по освещению путем перечисления денежных средств в сумме, исчисленной из установленных нормативов. Впоследствии указанные льготы не предоставлялись. При неоднократных обращениях в адрес администрации больницы и района следовало, что причиной прекращения предоставления льгот являлось отсутствие достаточных средств в местном бюджете.

Таким образом, судом установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2, являясь врачом муниципального учреждения здравоохранения, имела право на предоставление льгот по отоплению и освещению, которые ей фактически предоставлялись до 1994 года за счет средств местного бюджета. При этом предоставление льгот, в том числе: назначение, производство расчетов и перечисление денежных средств в период до ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось Администрацией Малодербетовской ЦРБ за счет средств местного бюджета.

Данные обстоятельства являются установленными и не оспариваются сторонами.

В судебном заседании также установлено, что органом местного самоуправления Малодербетовского района Республики Калмыкия в связи с принятием и введением в действие с ДД.ММ.ГГГГ положений ч.6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан нормативные правовые акты, регулирующие вопросы предоставления льгот компенсационного характера медицинским работникам на оплату услуг по отоплению и электроснабжению не принимались.

Между тем, пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, в том числе муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления согласно ч. 6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Таким образом, полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с ДД.ММ.ГГГГ мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления, которые, как следует из преамбулы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее предоставлявшихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.

Разрешая доводы истца и его представителей о праве на предоставление льгот компенсационного характера по оплате отопления и освещения в период с ДД.ММ.ГГГГ, суд принимает во внимание также положения части первой статьи 4 и статья 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными правовыми актами.

В связи с изложенным доводы представителя ответчика Администрации Малодербетовского РМО о том, что истец не имеет право на получение указанных льгот вследствие того, что органом местного самоуправления Малодербетовского района не принят нормативный правовой акт - не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат вышеназванным нормам ч.1 ст. 4 и ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ о сохранении прежнего порядка предоставления льгот при отсутствии его правового механизма.

Утверждения представителя ответчика о том, что постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 625 отменено Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране", в соответствии с пунктом 21 которого за перешедшими на пенсию врачами сохранялось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением при наличии стажа работы в сельской местности не менее 10 лет - также не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Судом установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ истец имела право на бесплатное жилье с отоплением и освещением, которое было ей предоставлено на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ и пунктом 21 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране".

Согласно неоднократным разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, определения от ДД.ММ.ГГГГ N 415-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 521-О).

При таких обстоятельствах, суд считает необоснованными доводы представителя ответчика о том, что вследствие отмены вышеуказанного Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 517 истец ФИО2 утратила право на указанную льготу без соответствующего возмещения.

Суд также считает не нашедшими своего подтверждения доводы представителя ответчика о том, что до ДД.ММ.ГГГГ истец не пользовалась указанными льготами, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что до 1994 года ФИО2 в числе иных медицинских работников муниципального учреждения здравоохранения пользовалась льготами по отоплению и освещению, предоставляемыми органом местного самоуправления за счет средств местного бюджета. Из объяснений представителя третьего лица на стороне ответчика ФИО9 следует, что в период с 1994 года льготным категориям граждан Малодербетовского района социальные льготы не предоставлялись вследствие недостаточности средств местного бюджета. Эти же обстоятельства подтверждены в судебном заседании свидетелями ФИО11 и ФИО10.

При таких обстоятельствах, суд считает обоснованными требования истца к Администрации Малодербетовского РМО о предоставлении льготы компенсационного характера медицинским работникам на оплату услуг по отоплению и электроснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая вопрос о размере подлежащей выплате истцу денежной компенсации за указанный период, суд принимает во внимание то обстоятельство, что представленные истцом платежные документы содержат сведения о фактических расходах за потребленные газ и электроэнергию. Между тем, действовавшим законодательством установлено право истца на оплату расходов по отоплению и освещению жилого помещения. Принимая во внимание отсутствие в представленных платежных документах сведений об объеме потребленного газа и электроэнергии на отопление и освещение жилого помещения, суд не имеет возможности с достоверностью установить размер затрат на оплату отопления и освещения жилого помещения истца. В связи с чем приходит к решению об определении размера подлежащей выплате истцу денежной компенсации в соответствии с действующими нормативами потребления в сфере услуг по отоплению и электроснабжению.

Вследствие изложенного считает необходимым обязать ответчика предоставить истцу льготу компенсационного характера медицинским работникам на оплату услуг по отоплению и электроснабжению в соответствии с установленными нормативами потребления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В связи с изложенным с ответчика подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлине в размере 1931 руб. 88 коп..

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО2 к Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия о взыскании денежной компенсации за коммунальные услуги - удовлетворить.

Обязать Администрацию Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия предоставить ФИО2 льготу компенсационного характера медицинским работникам на оплату услуг по отоплению и электроснабжению в соответствии с установленными нормативами потребления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия в пользу ФИО2 судебные расходы по оплате государственной пошлины при предъявлении иска в размере 1931 руб. 88 коп.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение 10 (десяти) дней со дня вынесения через Малодербетовский районный суд.

Председательствующий судья Л.В. Дьяконова