№ Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Малгобекский городской суд Республики ФИО6 в составе: председательствующего судьи ФИО8, при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 на неправомерные действия ОФМС России по Республике ФИО6, У С Т А Н О В И Л: ФИО1 обратились в суд с заявлением на неправомерные действия ОФМС России по РИ, указывая, что до декабря 1995 года они проживали в Чеченской Республике по адресу: <адрес>. В связи с военными действиями по наведению конституционного порядка они были вынуждены покинуть территорию Чеченской Республики и переехать в Республику ФИО6. По заявленному ходатайству Миграционной службой РИ они были поставлены на учет в качестве вынужденных переселенцев, выдано соответствующее удостоверение. На их заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца извещением от ДД.ММ.ГГГГ ОФМС России по РИ ответил отказом, мотивируя его тем, что им в 1999 году была предоставлена ссуда в размере 41731,2 рублей. Однако данная ссуда не была использована по целевому назначению, поскольку эта сумма не соответствует стоимости утраченного жилья и не дает возможности приобрести другое жилье по новому месту проживания. Заявители считают, что ОФМС России по РИ своими действиями грубо нарушил их права и законодательство о вынужденных переселенцах, поскольку они являясь гражданами Российской Федерации, имеют право свободно выбирать место жительства, и желают возвратиться к месту прежнего проживания в Чеченскую Республику. Просят признать указанный отказ неправомерным и обязать ОФМС России по РИ восстановить им статус вынужденного переселенца с включением в единую базу данных вынужденных переселенцев. В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержала заявленные требования в полном объеме, и пояснила, что предоставленная ссуда ею не погашена в связи с тяжелым материальным положением. Имевшаяся у нее в <адрес> квартира разрушена, никакой компенсации за нее ей не выплачено. Остальные заявители, будучи извещены о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, что в соответствии со ст. 257 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению заявления. Представитель заинтересованного лица – ОФМС Росси по РИ о времени и месте судебного заседания извещен, в судебное заседание не явился, что по приведенному основанию также не является препятствием к рассмотрению заявления. Выслушав доводы заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ, статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. В силу ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Вышеназванным Законом определен статус вынужденных переселенцев, установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Как следует из ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. В судебном заседании установлено, что заявители до начала кампании по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике проживали по адресу: <адрес>. После начала боевых действий переселились в Республику ФИО6, где в установленном порядке получили статус вынужденного переселенца, срок действия которого им ежегодно продлевался. Заявители ФИО2, ФИО3 и ФИО3 в качестве лиц, признанных вынужденными переселенцами, вписаны в удостоверение вынужденного переселенца ФИО1 как несовершеннолетние члены ее семьи. Изложенное подтверждается копиями удостоверения вынужденного переселенца ФИО1 и ее паспортом. Из сообщения ОФМС России по РИ № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителей следует, что им отказано в очередном продлении срока действия статуса вынужденного переселенца на основании п. 40 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, и п. 9 Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев», согласно которым в сводный список не включаются лица, получившие ссуду и другие виды государственной поддержки. Таким образом, причиной отказа заявителям в продлении указанного срока явилось предоставление им в 1999 году беспроцентной возвратной ссуды в размере 41731,2 руб. при этом в деле отсутствуют какие-либо доказательства обустройства заявителей на новом месте жительства. Утверждение в названном сообщении ОФМС России по РИ о том, что предоставление названной ссуды является достаточным основанием для лишения заявителей статуса вынужденных переселенцев, нельзя признать обоснованным, поскольку очевидно, что ее размер не позволяет решить вопрос жилищного обустройства семьи вынужденных переселенцев на новом месте жительства. Кроме того, приведенными заинтересованной стороной в качестве основания для отказа в продлении заявителям срока действия статуса вынужденного переселенца нормами вообще не регулируются вопросы предоставления, лишения или отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Данные нормы касаются лишь включения или не включения уполномоченными органами в определенные списки лиц, обладающих статусом вынужденного переселенца. При таких обстоятельствах суд не может согласиться с основанием отказа заявителям в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев, поскольку такой отказ не основан на законе. Более того, аналогичная ситуация явилась предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П указал, что вынужденным переселенцем, согласно Закону Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", признается гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (статья 1). В силу указанных обстоятельств такое лицо нуждается в дополнительной поддержке государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь (преамбула, статьи 1, 4, 5, 6, 7 и 8). Предоставление гражданину данного статуса ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества. Статус вынужденного переселенца имеет специальный целевой и срочный характер. В случае неисполнения государством обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, срок действия его статуса вынужденного переселенца должен быть продлен. В соответствии с Законом РФ «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется с целью защиты его конституционных прав, в том числе для обеспечения его права на жилье. В связи с изложенным суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 206, 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 на неправомерные действия ОФМС России по Республике ФИО6 удовлетворить. Признать отказ Межрегионального Управления ФМС России в продлении ФИО1, ФИО1 Азе Султановне, ФИО3 и ФИО4 срока действия статуса вынужденного переселенца неправомерным. Обязать Межрегиональное Управление ФМС России в течение 10 (десяти) дней со дня вступления данного решения в законную силу выполнить следующие действия: - восстановить ФИО1, ФИО1 Азе Султановне, ФИО3 и ФИО4 статус вынужденного переселенца с продлением срока его действия на последующий со дня такого восстановления год; - внести перечисленных лиц в единую базу данных вынужденных переселенцев. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Республики ФИО6 в течение 10 дней. Председательствующий: подпись. Копия верна: Судья Малгобекского городского суда Республики ФИО6 ФИО9 № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации. (РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ) <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Малгобекский городской суд Республики ФИО6 в составе: председательствующего судьи ФИО10, при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 на неправомерные действия ОФМС России по Республике ФИО6, руководствуясь ст. ст. 194-199 и ст. 258 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 на неправомерные действия ОФМС России по Республике ФИО6 удовлетворить. Признать отказ Межрегионального Управления ФМС России в продлении ФИО1, ФИО1 Азе Султановне, ФИО3 и ФИО4 срока действия статуса вынужденного переселенца неправомерным. Обязать Межрегиональное Управление ФМС России в течение 10 (десяти) дней со дня вступления данного решения в законную силу выполнить следующие действия: - восстановить ФИО1, ФИО1 Азе Султановне, ФИО3 и ФИО4 статус вынужденного переселенца с продлением срока его действия на последующий со дня такого восстановления год; - внести перечисленных лиц в единую базу данных вынужденных переселенцев. Решение будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики ФИО6 в течение 10 дней. Судья Малгобекского городского суда Республики ФИО6 ФИО11в