РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Макушино 03 февраля 2011 года Макушинский районный суд Курганской области в составе: председательствующего- судьи Рыжковой В.И., при секретаре Ярковой И.А., с участием прокурора Жаринова К.В., представителей ответчиков: - МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» в лице директора Мединец Л.В., - Администрации Макушинского района - Андрияновой Е.В., действующей по доверенности, - представителя третьего лица - Макушинского межрайонного отдела надзорной деятельности Баязитова O.K., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Макушинского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» об обязании установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией при пожарах, и к Администрации Макушинского района об обязании профинансировать проведение этих работ, установил: Прокурор Макушинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» об обязании установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуации при пожарах 2 типа, и к Администрации Макушинского района о возложении обязанности по финансированию проведения данных работ. Исковые требования свои он обосновывал тем, что в нарушение требований законодательства в МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Это создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые находятся или будут находиться в данном образовательном учреждении. В судебное заседание прокурор поддержал свои требования в полном объеме, дав пояснения в соответствии с заявленными исковыми требованиями. Представитель 3-го лица Макушинского межрайонного отдела надзорной деятельности района Курганской области Баязитов O.K. в судебном заседании исковые требования прокурора Макушинского района поддержал, при этом пояснил, что Неверовская основная общеобразовательная школа относится к 2 типу системы оповещения и управления эвакуации людей при пожарах. В соответствии с этим в школе должна быть установлена автоматическая пожарная сигнализация со звуковым способом оповещения. Здание школы деревянное, имеет 5 класс огнеопасности. Неверовская основная общеобразовательная школа проверялась ими неоднократно, составлялись акты проверки, в которых были зафиксированы нарушения Правил пожарной безопасности в отношении отсутствия такой пожарнс: сигнализации, выдавались предписания на устранение выявленных нарушений срок исполнения последнего предписания - ... Представитель ответчика МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» Мединец Л.В. исковые требования в основном признала. При этом пояснила, что школа расположена в одноэтажном деревянном здании, автоматической пожарной сигнализации в ней нет. По этому поводу неоднократно пожарниками ей выписывались предписания, согласно последнего предписания такая сигнализация должна быть установлена .... Финансирование производится за счет районного бюджета. Своих доходов школа не имеет. Она неоднократк: обращалась с ходатайством о выделении средств на установку противопожарной сигнализации, и в районной администрации ей сказали, что школа включена в план лицензирования и финансирование будет проведено в 2011г. При осуществлении финансирования со стороны администрации района противопожарная установка будет установлена. Других источников получения средств на установку сигнализации нет. Представитель ответчика Администрации Макушинского района Андриянова Е.В., исковые требования признала. При этом пояснила, что Администрация района включила в план на 2011г. установку в Неверовской основной общеобразовательной школе автоматической пожарной сигнализации. Как деньги поступят, такая сигнализация будет установлена. Предположительно ее установят к маю 2011г. Заслушав стороны, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащие удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охран} здоровья, ст.34 ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Этим же законом определено, что пожарная безопасность, это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В систему пожарной безопасности входит совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно -технического характера, направленных на борьбу с пожарами. В числе иных органов, органы местного самоуправления отнесены к основным элементам системы обеспечения пожарной безопасности, принимающих участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ. (ст.3 ФЗ). Приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003г. утверждены «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (далее ППБ 01-03), которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, и должностными лицами в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды. Таким образом, иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц с целью обеспечения охраны здоровья заявлен обоснованно. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится создание в нем необходимых условий для работы подразделений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников. Оно несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса, за нарушение их прав и свобод. Поэтому Неверовская основная общеобразовательная школа обязана создать безопасные условия для жизни и здоровья своих учеников, в т.ч. и в области пожарной безопасности. Поскольку пожар - это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, то вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, отсутствие пожарной сигнализации в МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся школы, учителей, обслуживающего персонала, чем нарушают права учащихся на безопасность жизни и здоровья, препятствуют своевременной эвакуации и оповещению людей в случае пожара. В соответствии с п.9 норм пожарной безопасности «Перечень зданий, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных Приказом Министерства по ГО и ЧС от 18.06.2003г. №315 школа относится к зданиям общественного и административно-бытового назначения и предусматривает обязательное устройство автоматической установки пожарной сигнализации В соответствии с п. 7 ст. 5 норм пожарной безопаснее™ «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утвержденных Приказом Министерства РФ по делам ГО и ЧС от 20.06.2003 г. № 323, с последующими изменениями, школы с учащимися до 270 человек относятся к 1-му типу систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и должны быть обеспечены звуковым способом оповещения и световым оповещателями «Выход». В соответствии с Уставом МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» учредителем ее является Администрация Макушинского района, отношения между учредителем и школой определяется заключенным между ними договором, школа является юридическим лицом. Деятельность учреждения финансируется в соответствии с законодательством, самостоятельно осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность, может вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность и самостоятельно распоряжаться доходами л.д.7-11). Из договора о взаимоотношениях между Учредителем (Администрация Макушинского района) и МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» от Номер обезличен. следует, что учредитель обеспечивает бюджетное финансирование деятельности МОУ. Объем бюджетных средств должен быть достаточным для покрытия текущих расходов, в т.ч. для проведения противопожарных мероприятий. МОУ вправе привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные финансовые средства (добровольные пожертвования, оказание платных образовательных услуг, осуществление предпринимательской деятельности. В соответствии с Уставом Макушинского района Курганской области к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (ст. 9 п. 11), в состав имущества, принадлежащего муниципальному образованию Макушинский район на праве муниципальной собственности входит имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. В соответствии со ст.59 Устава может создавать предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий. В соответствии со ст. 62 п.4 в бюджете Макушинского района раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения. Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии се статьей 296 ГК РФ, которая предусматривает, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Согласно плана подготовки образовательных учреждений Макушинского района к лицензированию на 2011г., предусмотрено выделение денежных средств на монтаж автоматической пожарной сигнализации в Неверовской основной школе. В судебном заседании установлено, что школа не имеет в своем распоряжении денежных средств для приобретения и установки автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей на пожаре, которая должна быть обеспечена звуковым способом. Федеральным законом «Об образовании» ст.31, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих территорий. В соответствии со ст. ст. 19, 21, 36 ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством РФ, нормативными документами по пожарной безопасности; разработка и реализация данных мер должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности, органы местного самоуправления обязаны организовать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности. Согласно ст. 6 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения - обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы. На основании изложенного суд находит, что требования о возложении обязанности по финансированию установки автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей на пожаре 1-го типа, на учредителя Администрацию Макушинского района Курганской области при отсутствии или недостаточности средств у МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа». В соответствии со ст. 206 ч. 2 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание, что финансовые средства на установку пожарной сигнализации, хотя и стоят в плане, однако до настоящего времени не выделены, деньги на эти цели выделяются как из районного, так и областного бюджетов, межрайонным отделом надзорной деятельности школе предоставлен срок до 1 мая 2011г. установить такую сигнализацию, суд считает возможным установить срок для исполнения решения до 10 мая 2011г. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Макушинского района удовлетворить. Обязать МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» установить систему автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре ... Возложить обязанность в случае недостаточности собственных средств у МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» по финансированию выполнения этих работ на Администрацию Макушинского района. Установить срок МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» и Администрации Макушинского района для исполнения данного решения до 10 мая 2011г. Об исполнении решения суда МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» и Администрации Макушинского района обязаны сообщить Макушинскому районному суду не позднее 10 мая 2011г. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Курганском областном суде в десятидневный срок со дня его вынесения через Макушинский районный суд. Судья: В.И. Рыжкова