Полный текст решения изготовлен 12 октября 2010г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Макушино 11 октября 2010 года Макушинский районный суд Курганской области в составе: председательствующего- судьи Рыжковой В.И., при секретаре Ярковой И.А., с участием прокурора Комарова И.Б., представителей ответчиков: - МОУ «Маяковская основная общеобразовательная школа» Орловой И.В., – Администрации Макушинского района - Андрияновой Е.В., действующей по доверенности, - представителя третьего лица – Отделения Государственного пожарного надзора по Макушинскому району Тавожняцкого В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Макушинского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Маяковская основная общеобразовательная школа» об обязании установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуации при пожарах, и к Администрации Макушинского района об обязании профинансировать проведение этих работ, установил: Прокурор Макушинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к МОУ «Маяковская основная общеобразовательная школа» об обязании установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуации при пожарах, и к Администрации Макушинского района о возложении обязанности по финансированию проведения данных работ. Исковые требования свои он обосновывал тем, что в нарушение требований законодательства в МОУ «Маяковская основная общеобразовательная школа» отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Это создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые находятся или будут находиться в данном образовательном учреждении. В ходе досудебной подготовки прокурор представил заявление об уточнении исковых требований в части, что Администрация Макушинского района являясь учредителем Маяковской основной общеобразовательной школы несет субсидиарную ответственность при недостаточности собственных средств образовательного учреждения на выполнение предъявленных к нему исковых требований в части установки автоматической пожарной сигнализации ... и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах ... В судебное заседание прокурор поддержал свои требования в полном объеме, дав пояснения в соответствии с заявленными исковыми требованиями. Представитель 3-го лица ОГПН Макушинского района Курганской области Тавожняцкий В.Ю. в судебном заседании исковые требования прокурора Макушинского района поддержал, при этом пояснил, что Маяковская основная общеобразовательная школа с учетом количества обучающихся в ней учеников относится к ... типу системы оповещения и управления эвакуации людей при пожарах. В соответствии с этим в школе должна быть установлена автоматическая пожарная сигнализация со звуковым способом оповещения, установлены световые указатели «Выход». Маяковская основная общеобразовательная школа проверялась сотрудниками ОГПН неоднократно, составлялись акты проверки, в которых были зафиксированы нарушения Правил пожарной безопасности в отношении отсутствия такой пожарной сигнализации, выдавались предписания на устранение выявленных нарушений. Нарушения, не требующие больших финансовых затрат были устранены, на установку системы противопожарной безопасности требуются большие средства. Представитель ответчика МОУ «Маяковская основная общеобразовательная школа» Орлова И.В. исковые требования в основном признала. При этом пояснила, что школа расположена в 2х этажном здании, в котором также расположен детский сад. Школа функционирует в этом здании с ...., ни разу противопожарную систему в здании не устанавливали. Финансирование производится за счет районного бюджета, школе выделялись средства на хозрасходы последний раз в марте месяце. Своих доходов школа не имеет. Она неоднократно обращалась через начальника районного отдела образование с ходатайством о выделении средств на установку противопожарной сигнализации, лично об этом разговаривала с главой района, в выделении денег ей было отказано. Срок лицензии у школы заканчивается в 2011г., школа на установку противопожарной сигнализации стоит по графику на 2011г., но будет она установлена или нет, не знает, так как ведутся разговоры о переводе ее в начальную, так как учеников в школе осталось 60 человек. При осуществлении финансирования со стороны администрации района противопожарная установка будет установлена. Других источников получения средств на установку сигнализации нет, спонсоров, которые могли предоставить средства, не имеется. Представитель ответчика Администрации Макушинского района Андриянова Е.В., исковые требования не признала. При этом пояснила, что Администрация района все средства, заложенные в бюджет по программе образования, перечислила школам. С 2008г. районный бюджет принимается с большим дефицитом. Установка противопожарных систем в учебном заведении проводится по графику, Маяковская основная общеобразовательная школа в нем стоит на 2011г. Заслушав стороны, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащие удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья, ст.34 ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. ФЗ РФ «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994 года определено, что пожарная безопасность, это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В систему пожарной безопасности входит совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно - технического характера, направленных на борьбу с пожарами. В числе иных органов, органы местного самоуправления отнесены к основным элементам системы обеспечения пожарной безопасности, принимающих участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ. (ст.3 ФЗ). Приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003г. утверждены «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (далее ППБ 01-03), которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, и должностными лицами в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды. Таким образом, иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц с целью обеспечения охраны здоровья заявлен обоснованно. В соответствии с п.9 норм пожарной безопасности «Перечень зданий, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных Приказом Министерства по ГО и ЧС от 18.06.2003г. №315 школа относится к зданиям общественного и административно- бытового назначения и предусматривает обязательное устройство автоматической установки пожарной сигнализации В соответствии с п. 7 ст. 5 норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утвержденных Приказом Министерства РФ по делам ГО и ЧС от 20.06.2003 г. № 323, с последующими изменениями, школы с учащимися до 270человек относятся к ...му типу систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и должны быть обеспечены звуковым способом оповещения и световым оповещателями «Выход». Дата обезличенаг. инспектором ОГПН Макушинского района Курганской области было вынесено предписание Номер обезличен, которым обязывалось установить систему оповещения при пожаре и установить пожарную сигнализацию л.д.6). По результатам проверки соблюдения пожарной безопасности в школе инспектором ОГПН Макушинского района Курганской области Дата обезличена года был составлен акт Номер обезличен л.д. 4- 5), в котором отражено, что предписание не выполнено. В соответствии с Уставом МОУ «Маяковская основная общеобразовательная школа» учредителем ее является Администрация Макушинского района, отношения между учредителем и школой определяется заключенным между ними договором, школа является юридическим лицом. Деятельность учреждения финансируется в соответствии с законодательством, самостоятельно осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность, может вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность и самостоятельно распоряжаться доходами л.д.7-17). Из договора о взаимоотношениях между Учредителем (Администрация Макушинского района) и МОУ «Маяковская основная общеобразовательная школа» от Дата обезличенаг. следует, что учредитель обеспечивает бюджетное финансирование деятельности МОУ. Объем бюджетных средств должен быть достаточным для покрытия текущих расходов, в т.ч. для проведения противопожарных мероприятий. МОУ вправе привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные финансовые средства (добровольные пожертвования, оказание платных образовательных услуг, осуществление предпринимательской деятельности л.д.32-33). В соответствии с Уставом Макушинского района Курганской области к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (ст. 9 п.11), в состав имущества, принадлежащего муниципальному образованию Макушинский район на праве муниципальной собственности входит имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. В соответствии со ст.59 Устава может создавать предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий. В соответствии со ст. 62 п.4 в бюджете Макушинского района раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения л.д.47-63). Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ, которая предусматривает, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Из представленной выписки из решения Макушинской районной Думы ... «О бюджете Макушинского района на 2010г.» по целевой программе «Приоритетный национальный проект «Образование» в Макушинском районе» финансирование по Маяковской основной общеобразовательной школе не предусмотрено л.д.66-67). Из справки МУ Финансовый отдел Администрации Макушинского района от ... следует, что в бюджете района денежные средства на расходы, связанные с установкой системы противопожарной безопасности осуществляются по целевой программе «Приоритетный национальный проект «Образование» в Макушинском районе» согласно графика лицензирования общеобразовательных учреждений. МОУ «Маяковская основная общеобразовательная школа» в данную программу на 2010г. не входит. Средства по этой программе на 2010г. освоены полностью, дополнительных средств район выделить не может л.д.65). Нал.д. 27 имеется лицензия на разрешение МОУ «Маяковская основная общеобразовательная школа» осуществлять образовательную деятельность по Дата обезличенаг. л.д.27). Согласно плана подготовки образовательных учреждений Макушинского района к лицензированию, в него на 2011г. включена МОУ «Маяковская основная общеобразовательная школа». Для проведения лицензирования этой школы включен монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре л.д.73-78). В судебном заседании установлено, что школа не имеет в своем распоряжении денежных средств для приобретения и установки автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей на пожаре, которая должна быть обеспечена звуковым способом и световыми оповещателями «Выход», что не оспаривалось сторонами в судебном заседании. Это не оспаривалось сторонами, подтверждается справкой МУ «Отдел образования Администрации Макушинского района» от Дата обезличенаг. за Номер обезличен, об этом же в суде сообщила свидетель ФИО7, начальник этого учреждения. Федеральным законом «Об образовании» ст.31, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих территорий. В соответствии со ст. ст. 19, 21, 36 ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством РФ, нормативными документами по пожарной безопасности; разработка и реализация данных мер должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности, органы местного самоуправления обязаны организовать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности. Согласно ст. 6 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения - обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы. Поскольку пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, то вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, отсутствие пожарной сигнализации в МОУ ««Маяковская основная общеобразовательная школа» ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся школы, учителей, обслуживающего персонала, чем нарушают права учащихся на безопасность жизни и здоровья, препятствуют своевременной эвакуации и оповещению людей в случае пожара. Кроме того, указанное муниципальное учреждение посещают граждане, не обучающиеся и не работающие в школе, что также, в случае возникновения пожара, создает для них определенную угрозу для их жизни и здоровья и нарушает их права. На основании изложенного суд находит, что требования о возложении обязанности по финансированию установки автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей на пожаре 1-го типа, которая должна быть обеспечена звуковым способом и световыми оповещателями «Выход» должно быть возложено на учредителя Администрацию Макушинского района Курганской области при отсутствии или недостаточности средств у МОУ «Маяковская основная общеобразовательная школа» на это. В соответствии со ст. 206 ч. 2 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание, что выделенные на 2010г. финансовые средства на установку автоматического противопожарного оборудования Администрацией Макушинского района полностью использованы, суд считает возможным с учетом необходимости принятия бюджета на 2011г., в который должны быть заложены средства на оборудование в МОУ «Маяковская основная общеобразовательная школа» автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей на пожаре ... типа, установить срок для исполнения решения до Дата обезличенаг. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Макушинского района удовлетворить. Обязать МОУ «Маяковская основная общеобразовательная школа» установить систему автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре ...-го типа СОУЭ. Возложить обязанность в случае недостаточности собственных средств у МОУ «Маяковская основная общеобразовательная школа» по финансированию выполнения этих работ на Администрацию Макушинского района. Установить срок МОУ «Маяковская основная общеобразовательная школа» и Администрации Макушинского района для исполнения данного решения до Дата обезличенаг. Об исполнении решения суда МОУ «Маяковская основная общеобразовательная школа» и Администрации Макушинского района обязаны сообщить Макушинскому районному суду не позднее Дата обезличенаг. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Курганском областном суде в десятидневный срок через Макушинский районный суд. Судья В.И. Рыжкова