РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Макушино 28 февраля 2011 года Макушинский районный суд Курганской области в составе: председательствующего: судьи Рыжковой В.И., при секретаре Дубовой Е.С., с участием прокурора Комарова И.Б.,, представителя ответчика МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» - Мединец Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Макушинского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» об обязании оградить отопительные приборы съемными деревянными решетками, оборудовать здание школы системами канализации, хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, оборудовать на каждом этаже здания санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудовать спортивный зал душевыми и уборными, оборудовать кабинет химии вытяжным шкафом, установить умывальники и электрополотенца при обеденном зале, организовать двухразовое горячее питание, и к Администрации Макушинского района об обязании профинансировать проведение этих работ, установил: Прокурор Макушинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» о проведении работ по выполнению требований Санитарно-эпидемиологических правил «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02» в части оборудования: в спортивном зале душевых и уборных для мальчиков и девочек, на каждом этаже здания школы санитарных узлов для мальчиков и девочек, в кабинете химии вытяжного шкафа, здания школы системами хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, канализации; ограждения отопительных приборов съемными деревянными решетками, и выполнению п. 6.8 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08» в части организации для обучающихся двухразового горячего питания (завтрак и обед); и обязании Администрации Макушинского района профинансировать данные мероприятия. В ходе досудебной подготовки по делу прокурор дополнил свои исковые требования в части обязании МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» при обеденном зале столовой установить умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест, рядом с умывальниками установить электрополотенца (не менее 2-х); составить меню питания всех обучающихся на период не менее двух недель, предусматривающее двухразовое горячее питание (завтрак, обед), а также меню-раскладки, содержащие количественные данные о рецептуре блюд, и согласовать их с территориальным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и обязании Администрацию Макушинского района профинансировать эти мероприятия. Свои исковые требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения выявлены нарушения п.п. 2.3.17, 2.3.23, 2.4.4., 2.5.1, 2.7.1, 2.7.2 Санитарно-эпидемиологических правил «Гигиенитческие требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02»: в спортивном зале не оборудованы душевые и уборные, отсутствуют съемные деревянные решетки на отопительных приборах, в здании школы нет канализации, водопровода, нет вытяжного шкафа в кабинете химии. Также в нарушение п.6.8 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08» не организовано двухразовое горячее питание (завтрак и обед) учащихся. При обеденном зале столовой должны быть установлены умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Рядом с ними должны быть установлены электрополотенца не менее 2-х или одноразовые полотенца. Для обеспечения здоровым питанием обучающихся необходимо составлять примерное меню на период не менее двух недель, а также меню-раскладки, содержащих количественные данные о рецептуре блюд, которые должны быть утверждены территориальным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В судебное заседание прокурор поддержал свои требования в полном объеме. При этом пояснил, что при проведении проверки исполнения санитарных правил в МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» были выявлены нарушения их: отсутствие в спортивном зале душевых и туалетов для мальчиков и девочек, отсутствие санитарных узлов для мальчиков и девочек, отопительные приборы не ограждены съемными деревянными решетками, в кабинете химии нет вытяжного шкафа. В здании школы нет ни горячего, ни холодного водоснабжения, канализации. Не организовано двухразовое горячее питание школьников. Данные нарушения создают угрозу жизни и здоровья людей, угрозу возникновения и распространения заболеваний. Учредителем школы является Администрация Макушинского района, которая финансирует деятельность школы. Поэтому просит обязать МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» устранить выявленные нарушения, а Администрацию Макушинского района, как учредителя профинансировать выполнение этих работ. Под организацией двухразового питания подразумевается составление меню питания обучающихся на период не менее двух недель, предусматривающее двухразовое горячее питание: завтрак и обед, а также меню-раскладки, содержащие количественные данные о рецептуре блюд; которые должны согласовываться с Роспотребнадзором. А также работу с родителями по вопросу частичной оплаты ими горячего питания их детей. Представитель ответчика МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» директор школы Мединец Л.В. исковые требования прокурора в основном признала. При этом пояснила, что в школе обучаются дети с 1 по 9 класс, всего 34 ученика. Здание школы старое, деревянное, одноэтажное. Спортивный зал небольшого размера. В случае реорганизации школы в начальную, будут освобождены некоторые помещения и тогда спортивный зал можно сделать больше. Тогда же можно будет найти место для установки душевых и туалетов. В школе отсутствуют канализация и водопровод. Питьевая вода приобретается в бутылках за счет выделяемых средств из района и области. Для решения вопроса с водой летом 2011г. с помощью спонсоров будет установлена скважина, и будет решаться вопрос о проведении водопровода в школу, тогда же будет решаться вопрос и с канализацией. Вопросы с вытяжным шкафом для кабинета химии и со съемными деревянными решетками на отопительные приборы будут решаться. Столовая в школе на 18 посадочных мест, умывальник рядом с ней будет установлен, также будет решаться вопрос с электрополотенцами. Так как своих денег нет, необходимо время, чтобы их найти, поэтому все это может быть сделано только после окончания учебного года в период летних каникул. В школе организовано одноразовое горячее питание за счет средств, выделяемых школе по областной программе, так как все дети в школе из малообеспеченных семей. Школой решался вопрос об организации двухразового горячего питания, однако родители отказались вносить родительскую плату на питание, а на выделяемые 16руб. в день на одного учащегося двухразовое горячее питание организовать невозможно. Меню сейчас будут составлять как на двухразовое горячее питание, предлагать родителям производить частичную оплату, при наличии которой второе горячее питание будет. Однако с учетом материального положения родителей, такую оплату проводить они не будут. Представители ответчика Администрации Макушинского района и третьего лица Управление Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском и Макушинском районах в судебное заседание не явились, о времени его проведения надлежащим образом извещены, от них не поступало ходатайств об отложении судебного заседания. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии их представителей. Администрацией Макушинского района представлен отзыв на исковое заявление, в котором она указывает о несогласии с заявленными требованиями. При этом указывает, что здание Неверовской основной общеобразовательной школы деревянное, 1965 года постройки. При проектировании этого здания не предусматривалось наличие в нем душевых кабин и уборных. Установление душевых кабин и уборных в МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа», где даже населенный пункт Саратовский сельсовет не имеет постоянного водоснабжения является не целесообразным и требует несоразмерных затрат бюджета Макушинского района при численности 34 обучающихся. Чтобы выполнить заявленные исковые требования прокуратуры, МУ Администрации Макушинского района необходимо произвести реконструкцию здания. Решение о реконструкции принимается только застройщиком или специальной организацией, имеющей соответствующие полномочия. На сегодняшний день установить застройщика не представляется возможным. Санитарные правила приняты в 2002г. и применяются они к правоотношениям, возникшим после введение их в действие, и не распространяются на здание 1965 года застройки. Постановлением Правительства Курганской области от 24 августа 2009г. № 459 «О целевой программе Курганской области «Здоровое питание школьников в общеобразовательных учреждениях Курганской области на 2010-2014 годы»» предусматривается 100% охват школьников одноразовым горячим питанием и создание поэтапного перехода на обязательное двухразовое горячее питание в общеобразовательных учреждениях до 2014 года, в образовательных учреждениях имеющих пищеблоки, а так же при отсутствии качественных источников питьевой воды обеспечение бутылированной питьевой водой. Средства областного бюджета и бюджета Макушинского района предусмотрены на выплату компенсации стоимости питания обучающихся из малоимущих семей и приобретение бутылированной воды. Все остальные обучающиеся питаются согласно поступающих средств из внебюджетных источников то есть родительской платы. До 31 января 2011г. объем субсидий из областного бюджета и муниципальных бюджетов составлял 50/50 (8 рублей областного и 8 рублей муниципального бюджетов). С 1 февраля 2011г. софинансирование составляет 70% областного и 30 % муниципального бюджета. Считает невозможным организовать двухразовое горячее питание обучающихся за счет выделяемых средств с учетом требований предъявляемых Роспотребнадзором к составляемым меню. Выполнение требований Санитарных правил 2.4.2.1178-02 в сельских малогабаритных школах и малочисленных школах невозможно. Обязать родителей обучающихся оплачивать двухразовое горячее питание не представляется возможным. МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» не вошла в план подготовки образовательных учреждений Макушинского района к лицензированию на 2011г., срок лицензии истек. Заслушав стороны, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст.41, 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья, и благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормы - это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. В ходе судебного разбирательства было установлено, что в МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» нарушаются требования Санитарно-эпидемиологических правил «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.11.2002 № 44, и Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологических требований к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 № 45. В нарушение п. 2.3.17 СанПиН № 2.4.2.1178-02 в спортивном зале отсутствуют душевые. В нарушение п. 2.3.23 СанПиН № 2.4.2.1178-02 в здании школы не оборудованы санитарные узлы для мальчиков и девочек. В нарушение п. 2.4.4 СанПиН № 2.4.2.1178-02 в кабинете химии отсутствует вытяжной шкаф. В нарушение п. 2.5.1 СанПиН № 2.4.2.1178-02 отопительные приборы не ограждены съемными деревянными решетками. В нарушение п. 2.7.2 СанПиН № 2.4.2.1178-02 здание школы не оборудовано системами хозяйственно-питьевого холодного и горячего водоснабжения и канализации с учетом требований Роспотребнадзора л.д.4). Из письма Администрации Макушинского района от 24.02.2011г. №261 следует, что МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» в 2012г. подлежит реорганизации, будет являться структурным подразделением МОУ «Клюквенская средняя общеобразовательная школа». Об этом же в суде пояснила свидетель Старцева Н.В. Однако, реорганизация школы в структурное подразделение другого учебного заведения не снижает требований по созданию надлежащих условий для безопасности жизни и здоровья при обучении в этом структурном подразделении учащихся. Лишь в 2012г. предполагается ликвидировать кабинет химии, до этого времени в нем проводятся занятия, и он должен быть оснащен с учетом требований безопасности для жизни и здоровья учащихся и учителей. Из выписки из реестра муниципальной собственности Макушинского района следует, что здание, в котором расположено МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» является муниципальной собственностью района л.д.43). Суд не согласен с возражениями Администрации Макушинского района о невозможности реконструкции здания школы в связи с не установлением застройщика здания. Администрация Макушинского района, являясь собственником этого здания, в силу ст. 4 ГК РФ. Санитарные правила приняты во исполнение ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", который регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Также суд не согласен с доводами возражения, что у школы закончился срок лицензии, и она не включена в план лицензирования. В ходе судебного разбирательства установлено, что школа продолжает оказывать образовательные услуги, судебного решения о ее ликвидации не имеется. Ст. 51 Закона РФ «Об образовании» предусматривает, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии с Уставом МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» является юридическим лицом», отвечает за охрану жизни и здоровье обучающихся (п.1.6,1.19л.д.5-9). Поэтому данное учреждение и обязано создавать условия обучения учащихся с учетом требований санитарных правил. Кроме средств, получаемых из бюджета, школа имеет право на получение внебюджетных средств: оказание платных услуг, спонсорская помощь и т.д. В судебном заседании представитель школы пояснила, что школой проводится работы по отысканию денежных средств, материалов для устранения выявленных недостатков и работы по их устранению будут проводиться после окончания учебного года. Из документов проверок Роспотребнадзором МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» следует, что проверяющим органом неоднократно предлагалось решить вопрос по оборудованию водопровода и канализации в здании школы л.д.66-78). С учетом количества учащихся в школе, размера занимаемого школой помещения и самого спортивного зала л.д.90) оборудование спортивного зала туалетами нецелесообразно, так как достаточно будет оборудованных санитарных узлов для мальчиков и девочек в помещении школы. Согласно учредительного договора от 28.08.2009г. Администрация Макушинского района является учредителем МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа». В силу п.3.1 договора учредитель обеспечивает бюджетное финансирование деятельности школы, объем бюджетных средств должен быть достаточным для покрытия расходов на оплату труда, эксплуатацию зданий, капитальный и текущий ремонт, коммунальные услуги, охрану зданий, проведение противопожарных и других мероприятий, обеспечивает здоровые и безопасные условия труда, оказывает содействие МОУ в организации питания воспитанников л.д.-20-21). Ст. 31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих территорий. В соответствии со ст.9 п. 11 Устава Макушинского района Курганской области, к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования л.д.26-42). Как собственник здания школы и как учредитель Администрация Макушинского района должна оказывать содействие администрации школы в создании благоприятных условий для жизни и здоровья обучающихся в ней граждан. В соответствии с требованиями ст. 120 и ст. 296 ГК РФ Администрация Макушинского района, как учредитель МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» при недостаточности у школы денежных средств несет субсидиарную ответственность по обязательствам ее. На основании изложенного суд находит, что требования прокурора о возложении обязанности по финансированию мероприятий по выполнению МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» работ по устранению нарушений санитарных правил на учредителя Администрацию Макушинского района Курганской области при отсутствии или недостаточности средств на указанные мероприятия у МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» являются обоснованными. Ст. 51 Закона «Об образовании» организацию питания в образовательном учреждении возлагает на само учреждение. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся. В соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологических требований к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08», в школе должны быть при обеденном зале столовой установлены умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест, рядом с ними следует предусмотреть установку электрополотенца (не менее 2-х) и (или) одноразовые полотенца. Также этими правилами определены требования к организации здорового питания и формированию примерного меню (п.6.4,6.5,6.8,6.22). Для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся образовательного учреждения необходимо составление примерного меню на период не менее двух недель (10 - 14 дней), в соответствии с рекомендуемой формой составления примерного меню, а также меню-раскладок, содержащих количественные данные о рецептуре блюд. Примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, и согласовывается руководителями образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Для обучающихся образовательных учреждений предусмотрена организация двухразового горячего питания (завтрак и обед). В судебном заседании установлено, что в МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» учащиеся обеспечиваются одноразовым горячим питанием за счет средств, получаемых из бюджета Макушинского района и областного бюджета. В Курганской области принята целевая программа «Здоровое питание школьников в общеобразовательных учреждениях Курганской области на 2010-2014годы», согласно которой ожидаемым конечным результатом является обеспечение 100%-го охвата школьников одноразовым горячим питанием и создание условий для поэтапного перехода на обязательное двухразовое горячее питание в общеобразовательных учреждениях, имеющих пищеблоки л.д.53-58). По результатам этой программы Правительством Курганской области было принято Постановление Правительства Курганской области о порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на питание учащихся из малоимущих семей на принципе софинансирования с размером компенсации на питание в день одного учащегося 8руб. л.д. 60-61). Согласно ст.ст. 15,16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения - формирование, утверждение, исполнение данного бюджета. Решением Макушинской районной Думы от 28.12.2010 года № 25 «О бюджете Макушинского района на 2011 год» запланированы средства по реализации целевой программы Курганской области «Здоровое питание школьников в общеобразовательных учреждениях Курганской области на 2010-2014годы», согласно Постановления Правительства Курганской области от 24.08.2009 года № 459 - в сумме ... тыс. руб. л.д.62-63). Согласно письма Правительства Курганской области от 28.01.2011г. №227/7 на 2011г. предусмотрено на организацию питания учащихся из малоимущих семей выделять из областного бюджета средства из расчета .... в день на одного обучающегося с учетом софинансирование расходов: из областного бюджета 70%, из средств местного бюджета - не менее 30% л.д.64). Из справки финансового отдела администрации Макушинского района от 02.02.2011г. №27 следует, что в бюджете Макушинского района на 2011 год предусмотрены расходы на питание учащихся из малообеспеченных семей в сумме .... руб. (за счет средств бюджета Курганской области и бюджета Макушинского района) и на питание учащихся за счет родительской платы в сумме .... руб. л.д.65). Как установлено в суде, все 34 ученика МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» относятся к категории учащихся из малоимущих семей и обеспечиваются одноразовым горячим питанием. В Курганской области согласно принятой программе переход к двухразовому горячему питанию в школах предусмотрен к 2014г. Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007г. №799 "О мерах государственной поддержки в 2009 - 2010 годах реализации в субъектах Российской Федерации экспериментальных проектов, по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях" Министерством образования и науки РФ принят приказ от 23 апреля 2010г. № 426 об утверждении порядка и критерий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для реализации этих экспериментальных проектов. Финансирование этих проектов предусмотрено за счет федерального бюджета. МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» не входит в этот список. Принятая в РФ национальная программа "Образование" на данный момент не может финансово обеспечить организацию во всех школах России двухразового горячего питания школьников. МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» предпринимались меры для организации двухразового питания школьников за счет родительской платы, однако родители не согласились производить такую оплату л.д.92-112). Собственных средств школа не имеет. С учетом этого суд считает, что школа должна в соответствии с санитарными правилами формировать примерное меню из расчета двухразового горячего питания и согласовывать его с Роспотребнадзором, предлагать родителям производить оплату недостающих средств, а также изыскивать другие средства для организации такого питания. В случае, если дополнительные средства не будут найдены, то она должна организовывать питание школьников лишь из средств, полученных из бюджетов района и области до выполнения целевой программы «Здоровое питание школьников в общеобразовательных учреждениях Курганской области на 2010-2014 годы». В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено. Учитывая, что работы по устранению нарушений санитарных правил СанПиН №2.4.2.1178-02 можно будет выполнять после окончания учебного года, суд считает возможным установить срок для исполнения решения в этой части до 01 сентября 2011 года. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования прокурора Макушинского района удовлетворить. Обязать МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» здание школы оборудовать санитарными узлами для мальчиков и девочек; спортивный зал - душевыми кабинами, кабинет химии - вытяжным шкафом; отопительные приборы оградить съемными деревянными решетками; здание школы обеспечить системами хозяйственно-питьевого холодного и горячего водоснабжения и канализации; при обеденном зале столовой установить умывальник, рядом с ним установить электрополотенца; составлять меню питания учащихся на период не менее двух недель, в которых предусматривать двухразовое горячее питание (завтрак, обед), а также меню-раскладки, содержащие количественные данные о рецептуре блюд, которые согласовывать с территориальным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Возложить обязанность в случае недостаточности собственных средств у МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» по финансированию выполнения этих работ на Администрацию Макушинского района. Установить срок МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» и Администрации Макушинского района для исполнения данного решения до 1 сентября 2011г. в части оборудования здания школы санитарными узлами для мальчиков и девочек; спортивный зал - душевыми кабинами, кабинет химии - вытяжным шкафом; ограждения отопительных приборов съемными деревянными решетками; обеспечения здания школы системами хозяйственно-питьевого холодного и горячего водоснабжения и канализации; установления умывальника и электрополотенец при обеденном зале столовой. Об исполнении решения суда МОУ «Неверовская основная общеобразовательная школа» и Администрации Макушинского района обязаны сообщить Макушинскому районному суду не позднее 10 сентября 2011г. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Курганском областном суде в десятидневный срок со дня полного изготовления текста решения через Макушинский районный суд. Судья В.И. Рыжкова Полный текст решения изготовлен 02 марта 2011г.
Судья: В.И. Рыжкова