решение по делу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

        г.Макушино 17 марта 2011 года

Макушинский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Рыжковой В.И.,

при секретаре Дубовой Е. С,

с участием:

прокурора Комарова ИЛ.,

представителя ответчика - главы Муниципального учреждения Администрации Чебаковского сельсовета Зайцева И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Макушинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУ Адми­нистрации Чебаковского сельсовета об обязании организовать работы по огоражи­ванию и оборудованию кладбища урнами и площадками для мусоросборников, сто­янками автотранспорта, об обязании организовать очистку самовольной свалки,

установил:

Прокурор Макушинского района Курганской области, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному учреждению Администрации Чебаковского сельсовета об обязании ор­ганизовать работы по огораживанию и оборудованию кладбища урнами и площадками для мусоросборников, стоянками автотранспорта, об обязании организовать очистку са­мовольной свалки.

В своем исковом заявлении он мотивировал их тем, что в ходе проверки исполне­ния федерального законодательства о погребении и похоронном деле и природоохранного законодательства на территории Чебаковского сельсовета были выявлены их нарушения. При содержании кладбища с. ... Администрацией Чебаковского сельсовета нарушаются Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Сан-ПиН 2.1.1279-03»: территория кладбища не имеет ограждения (п.3.1); на участках клад­бища урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников, стоянки автотранспорта не предусмотрены (п.7.9). В нарушение ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения» на территории Чебаковского сельсовета расположена несанкционирован­ная свалка твердых бытовых отходов в ... части населенного пункта на расстоянии ... м. от жилой застройки.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объе­ме, дав пояснения в соответствии с заявленными требованиями.

            Представитель ответчика ГлаваМУ Администрации Чебаковского сельского совета Зайцев И.В. исковые требования в основном признал, пояснив, что из-за небольшого ко­личества населения организовать специализированную службу при кладбище невозмож­но. Организацию работ по очистке территории кладбища администрация осуществляет, перед родительским днем организует очистку кладбища силами населения. Территория кладбища по периметру оканавлена, имеется земляной вал ..., что пре­пятствует проникновения скота на территорию кладбища, на машине также туда нельзя заехать. Когда снег стает, весной на кладбище будут, установлены урны для мусора, сде­лана площадка для мусоросборника, подъезды к ней имеются, также будет определена территория под стоянку автомобилей с обозначением ее табличкой. Администрацией сельсовета решался вопрос по организации вывоза мусора, все домовладельцы и юриди­ческие лица обязаны вывозить мусор на свалку собственными силами. Но так как земля принадлежит Макушинскому району, он обратился с ходатайством на имя Главы Маку­шинского района о выделении земли под официальную свалку. Выделение земли под свалку требует определенного времени, также нужно время для очистки несанкциониро­ванной свалки, которую пока земля и мусор не оттают, очистить невозможно. Поэтому раньше .... организовать очистку свалки невозможно. В бюджете Чебаковского сельсовета отсутствуют средства на содержание кладбища и свалок.

Представитель третьего лица со стороны ответчика - Администрации Макушин­ского района - в суд не явился, о времени рассмотрения дела извещен надлежащим обра­зом, от него не поступало ходатайства об отложении судебного заседания.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит ис­ковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Ст.45 ГПК РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд с заявлением в за­щиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Россий­ской Федерации и ст. 11 ФЗ от 10 января 2002г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии с ч. 2 ст.21 ФЗ РФ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территории сельских поселе­ний должно отвечать санитарным правилам.

П. 22 ч.1 ст.14 ФЗ РФ от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельских поселений отно­сит организацию содержания мест захоронения, п. 18 этой статьи к вопросам местного значения поселения относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Требования к содержанию кладбищ установлены Санитарными правилами и норма­ми «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03», утвержденными Поста­новлением Главного государственного врача РФ от 08.04.2003г. №35.

П. 3.1 этих Правил предусматривает, что кладбище должно быть огорожено; п. 7.9 -предусматривает наличие на участках кладбищ стоянки автотранспорта, урн для сбора мусора, площадок для мусоросборников с подъездам и к ним.

Ст. 22 ФЗ от 30.03.1999г. №52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии на­селения" предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, ис­пользованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нор­мативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 8 ФЗ РФ №89-ФЗ "Об отходах производства и потреб­ления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами; к полно­мочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходам и относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Ст. 12 этого закона запрещается захоронение отходов на территориях поселений. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иным и требованиям и (ст. 13 этого закона).

Ст. 6 п.п.19,23 Устава Чебаковского сельсовета относит к вопросам местного значе­ния организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация ритуальных ус­луг и содержание мест захоронения.

Решением от 24.12.2010г. № 21 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории Чебаковского сельсовета Макушинского р-н л.д.14). В соответст­вии с данными Правилами п. 1.2 к вопросам местного значения муниципального образо­вания в сфере благоустройства относятся: п. 3-организация сбора и вывоза бытовых отхо­дов и мусора; п.4- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соот­ветствии с гл.2 п. 2.1.п.п.7 - обеспечивают установление в достаточном количестве на площадях, улицах, парках, остановках и других местах урны для мусора л.д. 16-23).

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - это норма­тивные акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и другие нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека, уг­розу возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии со ст.76 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют силу прямого действия на территории РФ и подлежат исполнению всеми предпри­ятиям и, организациям и, органам и власти и управления, гражданами.

            Из справки территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах следует, что .... в ходе провер­ки содержания кладбища и организации сбора, вывоза твердых бытовых отходов МУ Ад­министрации Чебаковского сельсовета были выявлены нарушения требований СП 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию клад­бищ, зданий и сооружений похоронного назначения» и закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» в части того, что территория кладбища не имеет ограждения отсутствуют на нем урны для сбора мусора, площадки для мусоро­сборников, стоянки автотранспорта; в ... части с. ... расположена несанкцио­нированная свалка на расстоянии ... от жилой застройки.

Из представленных ответчиком бюджета поселения следует, что денежные средства на содержание сельского кладбища и содержание полигона твердых бытовых отходов в с.... на 2011г. не запланированы.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления по­селений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного са­моуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.

Учитывая изложенное, у суда нет оснований полагать, что отсутствие в бюджете МУ Администрации Чебаковского сельсовета денежных средств на оборудование кладбища урнам и для сбора мусора и площадкам и для мусоросборников, стоянкам и автотранспорта, на очистку несанкционированной свалки освобождает его от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции.

Размещение несанкционированной свалки негативно влияет на окружающую среду и существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и может привести к отрицательным результатам. Поэтому территория несанкционированной свал­ки должна быть очищена.

Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по благоуст­ройству территории кладбища, а также организации по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприят­ную природную среду.

            В Санитарных Правилах 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» от­сутствуют требования, предъявляемые к огораживанию территории кладбища, в связи с чем с учетом финансовых возможностей ответчик сам определяет каким способом и из какого материала будет сделано ограждение кладбища.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответ­чика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денеж­ных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть испол­нено. Учитывая, что работы по оборудованию кладбища урнами для сбора мусора и пло­щадками для мусоросборников, стоянкам и автотранспорта возможно провести лишь после того, как земля оттает, а очистку несанкционированной свалки возможно провести лишь после того, как земля полностью оттает, а также Администрацией Макушинского района будет выделено земля под санкционированную свалку, суд считает возможным предоста­вить ответчику срок для исполнения судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198,204 ГПК РФ, суд

решил:

           Исковые требования прокурора М акушинского района удовлетворить. Обязать Муниципальное учреждение Администрацию Чебаковского сельсовета Ма­кушинского района организовать работы по оборудованию кладбища с. ... урнами для сбора мусора, площадкой для мусоросборника с подъездом к ней, стоянкой авто­транспорта, ограждению кладбища в срок до .....

Обязать Муниципальное учреждение Администрацию Чебаковского сельсовета Макушинского района организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанк­ционированной свалки, расположенной в ... части с. ... на расстоянии ... от жилой застройки, в срок до .....

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в десятидневный срок со дня вынесения с подачей жалобы (представления) через Макушинский районный суд.

                Судья:                                                        В.И. Рыжкова