РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Макушино 17 марта 2011 года Макушинский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Рыжковой В.И., при секретаре Дубовой Е. С, с участием: прокурора Комарова ИЛ., представителя ответчика - главы Муниципального учреждения Администрации Чебаковского сельсовета Зайцева И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Макушинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУ Администрации Чебаковского сельсовета об обязании организовать работы по огораживанию и оборудованию кладбища урнами и площадками для мусоросборников, стоянками автотранспорта, об обязании организовать очистку самовольной свалки, установил: Прокурор Макушинского района Курганской области, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному учреждению Администрации Чебаковского сельсовета об обязании организовать работы по огораживанию и оборудованию кладбища урнами и площадками для мусоросборников, стоянками автотранспорта, об обязании организовать очистку самовольной свалки. В своем исковом заявлении он мотивировал их тем, что в ходе проверки исполнения федерального законодательства о погребении и похоронном деле и природоохранного законодательства на территории Чебаковского сельсовета были выявлены их нарушения. При содержании кладбища с. ... Администрацией Чебаковского сельсовета нарушаются Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Сан-ПиН 2.1.1279-03»: территория кладбища не имеет ограждения (п.3.1); на участках кладбища урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников, стоянки автотранспорта не предусмотрены (п.7.9). В нарушение ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Чебаковского сельсовета расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов в ... части населенного пункта на расстоянии ... м. от жилой застройки. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения в соответствии с заявленными требованиями. Представитель ответчика ГлаваМУ Администрации Чебаковского сельского совета Зайцев И.В. исковые требования в основном признал, пояснив, что из-за небольшого количества населения организовать специализированную службу при кладбище невозможно. Организацию работ по очистке территории кладбища администрация осуществляет, перед родительским днем организует очистку кладбища силами населения. Территория кладбища по периметру оканавлена, имеется земляной вал ..., что препятствует проникновения скота на территорию кладбища, на машине также туда нельзя заехать. Когда снег стает, весной на кладбище будут, установлены урны для мусора, сделана площадка для мусоросборника, подъезды к ней имеются, также будет определена территория под стоянку автомобилей с обозначением ее табличкой. Администрацией сельсовета решался вопрос по организации вывоза мусора, все домовладельцы и юридические лица обязаны вывозить мусор на свалку собственными силами. Но так как земля принадлежит Макушинскому району, он обратился с ходатайством на имя Главы Макушинского района о выделении земли под официальную свалку. Выделение земли под свалку требует определенного времени, также нужно время для очистки несанкционированной свалки, которую пока земля и мусор не оттают, очистить невозможно. Поэтому раньше .... организовать очистку свалки невозможно. В бюджете Чебаковского сельсовета отсутствуют средства на содержание кладбища и свалок. Представитель третьего лица со стороны ответчика - Администрации Макушинского района - в суд не явился, о времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, от него не поступало ходатайства об отложении судебного заседания. Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Ст.45 ГПК РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 ФЗ от 10 января 2002г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В соответствии с ч. 2 ст.21 ФЗ РФ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территории сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. П. 22 ч.1 ст.14 ФЗ РФ от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельских поселений относит организацию содержания мест захоронения, п. 18 этой статьи к вопросам местного значения поселения относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Требования к содержанию кладбищ установлены Санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03», утвержденными Постановлением Главного государственного врача РФ от 08.04.2003г. №35. П. 3.1 этих Правил предусматривает, что кладбище должно быть огорожено; п. 7.9 -предусматривает наличие на участках кладбищ стоянки автотранспорта, урн для сбора мусора, площадок для мусоросборников с подъездам и к ним. Ст. 22 ФЗ от 30.03.1999г. №52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п. 1 и 2 ст. 8 ФЗ РФ №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами; к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходам и относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Ст. 12 этого закона запрещается захоронение отходов на территориях поселений. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иным и требованиям и (ст. 13 этого закона). Ст. 6 п.п.19,23 Устава Чебаковского сельсовета относит к вопросам местного значения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Решением от 24.12.2010г. № 21 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории Чебаковского сельсовета Макушинского р-н л.д.14). В соответствии с данными Правилами п. 1.2 к вопросам местного значения муниципального образования в сфере благоустройства относятся: п. 3-организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; п.4- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствии с гл.2 п. 2.1.п.п.7 - обеспечивают установление в достаточном количестве на площадях, улицах, парках, остановках и других местах урны для мусора л.д. 16-23). Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - это нормативные акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и другие нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний. В соответствии со ст.76 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют силу прямого действия на территории РФ и подлежат исполнению всеми предприятиям и, организациям и, органам и власти и управления, гражданами. Из справки территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах следует, что .... в ходе проверки содержания кладбища и организации сбора, вывоза твердых бытовых отходов МУ Администрации Чебаковского сельсовета были выявлены нарушения требований СП 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» и закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» в части того, что территория кладбища не имеет ограждения отсутствуют на нем урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников, стоянки автотранспорта; в ... части с. ... расположена несанкционированная свалка на расстоянии ... от жилой застройки. Из представленных ответчиком бюджета поселения следует, что денежные средства на содержание сельского кладбища и содержание полигона твердых бытовых отходов в с.... на 2011г. не запланированы. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета. В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ. Учитывая изложенное, у суда нет оснований полагать, что отсутствие в бюджете МУ Администрации Чебаковского сельсовета денежных средств на оборудование кладбища урнам и для сбора мусора и площадкам и для мусоросборников, стоянкам и автотранспорта, на очистку несанкционированной свалки освобождает его от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции. Размещение несанкционированной свалки негативно влияет на окружающую среду и существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и может привести к отрицательным результатам. Поэтому территория несанкционированной свалки должна быть очищена. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по благоустройству территории кладбища, а также организации по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. В Санитарных Правилах 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» отсутствуют требования, предъявляемые к огораживанию территории кладбища, в связи с чем с учетом финансовых возможностей ответчик сам определяет каким способом и из какого материала будет сделано ограждение кладбища. В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено. Учитывая, что работы по оборудованию кладбища урнами для сбора мусора и площадками для мусоросборников, стоянкам и автотранспорта возможно провести лишь после того, как земля оттает, а очистку несанкционированной свалки возможно провести лишь после того, как земля полностью оттает, а также Администрацией Макушинского района будет выделено земля под санкционированную свалку, суд считает возможным предоставить ответчику срок для исполнения судебного решения. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198,204 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора М акушинского района удовлетворить. Обязать Муниципальное учреждение Администрацию Чебаковского сельсовета Макушинского района организовать работы по оборудованию кладбища с. ... урнами для сбора мусора, площадкой для мусоросборника с подъездом к ней, стоянкой автотранспорта, ограждению кладбища в срок до ..... Обязать Муниципальное учреждение Администрацию Чебаковского сельсовета Макушинского района организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированной свалки, расположенной в ... части с. ... на расстоянии ... от жилой застройки, в срок до ..... Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в десятидневный срок со дня вынесения с подачей жалобы (представления) через Макушинский районный суд. Судья: В.И. Рыжкова