РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Макушино 23 марта 2011 года Макушинский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Новоселова И.А., при секретаре Карповой Н.В., с участием: истца - представителя ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах Першуковой Е. А. ответчика - представителя ОАО «Макушинское предприятие по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог» Григорьева С. В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах к ОАО «Макушинское предприятие по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог» о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий по обеспечению качества атмосферного воздуха для населения города Макушино в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, установил: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах в порядке ст. 46 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к ОАО «Макушинское предприятие по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (далее ОАО «Макушинское ДРСП») о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий по обеспечению качества атмосферного воздуха для населения города Макушино в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В своем исковом заявлении указывает, что ОАО «Макушинское ДРСП», являясь юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на асфальто - бетонном заводе, расположенном по адресу ..., ..., ... .... В ходе проведения внеплановой документарной проверки от Дата обезличенаг. специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ... в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах были установлены нарушения санитарного законодательства: в нарушение требований: п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не разработан проект санитарно-защитной зоны на асфальтобетонном заводе г. Макушино, в нарушение требований: п. 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 п.п. 3.1.6, 3.4.6, 4.1.1, 5 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» - не производится производственно-лабораторный контроль за выбросами в атмосферный воздух в зоне влияния выбросов данного объекта (санитарно-защитная зона). В программе производственного контроля отсутствует график лабораторного контроля, за выбросами в атмосферный воздух на границах санитарно-защитных зон. Просят признать действия ОАО «Макушинское ДРСП», являющимся источником загрязнения атмосферного воздуха, по вопросу охраны окружающей среды с нарушением требований законодательства РФ, незаконными. Обязать ОАО «Макушинское ДРСП» устранить следующие нарушения: -в соответствии п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» разработать проект санитарно-защитной зоны на асфальтобетонном заводе г. Макушино; - обязать юридическое лицо открытое акционерное общество «Макушинское предприятие по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (ОАО «Макушинское ДРСП») устранить нарушения: в соответствии п. 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 п.п. 3.1.6, 3.4.6, 4.1.1, 5 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» разработать график лабораторного контроля за выбросами в атмосферный воздух на границах санитарно-защитных зон и включить его в программ) производственного контроля. В судебном заседании представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах поддержала исковые требования только в части необходимости разработки проекта санитарно-защитной зоны, пояснив, что график лабораторного контроля за выбросами в атмосферный воздух на границах санитарно-защитных зон уже сделан и включен в программу производственного контроля. Представитель ответчика ОАО «Макушинское ДРСП» в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме. Часть нарушений устранена. Представил письменное ходатайство об установлении срока для выполнения решения суда. Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащие удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах является государственным органом, одной из функций которого является государственный контроль в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Курганской области. Осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защите прав потребителей и потребительского рынка. На основании п.2 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» одним из способов государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей является обращение в суд с заявлением в защиту неопределенного круга потребителей л.д. 15-22). Согласно ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды, (п. 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N199-ФЗ). Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Согласно ст. 20 вышеуказанного закона критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам. Согласно ст. 32 указанного закона, производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления. Согласно п. 2 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 от 01.01.2002 г. производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Производственный контроль включает: наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами. Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели. Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Согласно Санитарным Правилам «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01», Основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания. Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны: разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам; обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов; обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта; получать санитарно - эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта); обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами; - информировать органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций; выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил. Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению. Результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха должны представляться в территориальные органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы и другие органы в установленном порядке. В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)). В соответствии с изменениями №3 в СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»: не устанавливаются размеры и границы СЗЗ для действующих промышленных объектов и производств: для которых уже была установлена СЗЗ на основании ранее действовавших нормативных документов; если расстояние от границы территории промышленной площадки до нормируемых территорий составляет ориентировочный размер СЗЗ для указанного класса объекта или превышает его и т.д.. Устанавливаются санитарно-защитные зоны для действующих промышленных объектов и производств I, II, III, IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения. В судебном заседании установлено, что в нарушение требований: п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не разработан проект санитарно-защитной зоны на асфальтобетонном заводе г. Макушино, ОАО «Макушинское ДРСП» зарегистрировано в качестве юридического лица в Федеральной налоговой службе №5 по Курганской области л.д.42-43). Согласно экспертному заключению Центра гигиены и эпидемиологии в Курганской области Номер обезличен от Дата обезличенаг. - проект обоснования размера санитарно-защитной зоны для ОАО «Макушинское ДРСП» не соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических норм и правил. В настоящее время в нарушение санитарно-эпидемиологических требований новый проект санитарно-защитной зоны не составлен. Ранее факты нарушение санитарно-эпидемиологических требований имели место, что подтверждается: письменным обращением граждан от Дата обезличена года Управлением Роспотребнадзора от Дата обезличенаг. вынесено распоряжение о проверке факта загрязнения атмосферного воздуха выбросами от деятельности предприятия ОАО «Макушинское ДРСП» л.д.7). Дата обезличенаг. вынесено распоряжение о проведении проверки ОАО «Макушинское ДРСП» по факту выполнения предписаний органов государственного контроля л.д.8); Актом проверки Номер обезличен от Дата обезличенаг. выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами; а именно: не разработан проект санитарно-защитной зоны на АБЗ. л.д.9-10). Актом проверки Номер обезличен от Дата обезличенаг. выявлены нарушения: не проводился лабораторный контроль за выбросами в атмосферный воздух и границах санитарно-защитных зон. п.2.12 СанПиН 2.2/2.1.1.1200-03 п.п. 3.1.6.3.4.6.4.1.1.5 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» л.д.11-12). Постановлением Мирового судьи с/у Номер обезличен ФИО5 за не выполнение требований п.2 предписания Номер обезличен от Дата обезличенаг., а именно, не проводился лабораторный контроль за выбросами в атмосферный воздух на границах санитарно-защитных зон признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа. Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в результате вышеуказанных нарушений законодательства РФ, существенно нарушаются интересы Российской Федерации, выраженные в отрицательном влиянии на здоровье граждан, в связи с чем иск подлежит удовлетворению. В силу необходимости производства замеров шума и исследований воздуха в течении 2011 г., без которых невозможно надлежащее составление проекта санитарно-защитной зоны, в порядке ст. 204, 206 ГПК РФ, с учетом требований разумности суд считает необходимым установить открытому акционерному обществу «Макушинское предприятие по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (ОАО «Макушинское ДРСП»), срок для исполнения решения суда. На основании изложенного, руководствуясь статьями 173, 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах удовлетворить. Обязать ОАО «Макушинское ДРСП» устранить следующие нарушения : -в соответствии п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» разработать проект санитарно-защитной зоны на асфальтобетонном заводе ... в срок до Дата обезличена г. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в десятидневный срок через Макушинский районный суд. Судья: И.А. Новоселов