решение по делу



РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

г. Макушино 05 мая 2011 года

Макушинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Жакипбаевой Ж.А.,

при секретаре Кривошеевой Е.А.,

с участием истца - представителя ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах Першуковой Е.А., действующая на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличенаг.

представителя ответчика Главы Саратовского сельсовета Симонова С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управле­ния Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах к Муници­пальному учреждению Администрации Саратовского сельсовета о признании бездействия незаконным и о понуж­дении к совершению действий по организации нецентрализованного водоснабжения (общественные колодцы) МУ Администрацией Саратовского сельсовета в соответствие с требованиями законодательства РФ,

установил:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозер­ском, Макушинском районах обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному учреждению Админист­рации Саратовского сельсовета, в котором указывает, что Территориальным отделом Управления Роспотребнад­зора по Курганской области в Петуховском Частоозерском, Макушинском районах проведена проверка соблюде­ния требований законодательства Российской Федерации по организации водоснабжения питьевой водой населе­ния с. Клюквенное, д. Бородинка, д. Неверовское МУ Администрацией Саратовского сельсовета, расположенной по адресу: Курганская область, Макушинский район, с. Клюквенное. По результатам проведенных мероприятий выявлены нарушения при обеспечении водоснабжения населения с. Клюквенное, д. Бородинка, д. Неверовское Макушинского района. Согласно представленной информации от главы Саратовского сельсовета Симонова С.А. на запрос о предоставлении информации о результатах проведения производственного контроля за соответствием качества воды в источниках нецентрализованного водоснабжения (колодцы) на территории Саратовского сельсо­вета за 2009-2010г.г. с представлением копий протоколов лабораторных исследований, установлено, что в 2009-2010г.г. администрацией Саратовского сельсовета в п.п. 1.3, 1.5, 2.1, 2.2, 2.3,2.4, 2.7, 4.1, 4.3 СП 1.1.1058-01 «Ор­ганизация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» не осуществляется производственный контроль за соответствием качества воды в колодцах, расположенных в с. Клюквенное, д. Бородинка, д. Неверовское Ма­кушинского района. Колодцы не стоят на балансе МУ Администрации Саратовского сельсовета Макушинского района Курганской области. Согласно представленных протоколов лабораторных исследований филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах» № 151,152 от 29.05.2009 года (аттестат аккредитации испытательного лабораторного центра (испытательной ла­боратории) № ГСЭН.RU. ЦОА. 064.02 от 10.12.2007 года зарегистрирован в Госреестре: № РОСС RU.0001.511319 от 10.12.2007 года, действителен до 10.12.2012г.) главой Саратовского сельсовета Симоновым С.А. на запрос тер­риториального отдела от 30.04.2010г. по проведенным видам микробиологических исследований проба воды, отобранная из общественного колодца, расположенного по адресу: Администрация Саратовского сельсовета, ко­лодец МТМ, колодец около подстанции не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1075-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» (в 100 мл. об­наружены общие колиформные бактерии) и выявлены ТКБ (термотолерантные колиформные бактерии).

В связи с отсутствием собственника колодцев в с. Клюквенное, д. Бородинка, д. Неверовское Макушин­ского района не проводится производственный контроль с проведением лабораторных исследований воды по микробиологическим и санитарно-химическим показателям с целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и приемлемости водоснабжения населения в с. Клюквенное, д. Бородинка, д. Неверовское Маку­шинского района. Не проводятся систематическое санитарное обследование не только источника водоснабжения, оборудования и устройств, но и территории, прилегающей к водозаборному сооружению, чистка, промывка и при необходимости профилактическая дезинфекция данных колодцев. Данные обстоятельства содержат прямую и непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей и могут привести к возникновению массовых инфекцион­ных заболеваний и отравлений среди населения. Просят признать незаконным бездействие Муниципального уч­реждения Администрации Саратовского сельсовета в части неосуществления полномочий по постановке четырех «общест­венных» колодцев, расположенных в селе Клюквенное (2 шт.), д. Неверовское (1 шт.), д. Бородинка (1 шт.) Маку­шинского района Курганской области на баланс МУ Администрации Саратовского сельсовета. Обязать Админи­страцию Саратовского сельсовета Макушинского района Курганской области: - поставить на баланс МУ Админи­страции Саратовского сельсовета четырех «общественных» колодцев, расположенных в с. Клюквенное, д. Бо­родинка, д. Неверовское Макушинского района Курганской области. Согласно п.п. 1.5, 2.5 СП 1.1.1058-01 «Орга­низация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и п.п. 6.1., 6.2 СанПиН 2.1.4.1075-02 «Гигиениче­ские требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» органи­зовать санитарно-химический и микробиологический лабораторный контроль за качеством питьевой воды в де­централизованных источниках расположенные в с. Клюквенное, д. Бородинка, д. Неверовское Макушинского района Курганской области.

В судебном заседании представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах Першукова Е.А. поддержала исковые требова­ния, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика МУ Администрации Саратовского сельсовета Симонов С.А. в суде исковые требо­вания признал в полном объеме, суду пояснил, что на территории МУ Саратовского сельсовета расположено че­тыре общественных колодца: два общественных колодца расположены в с. Клюквенное, один в д. Бородинка, один в д. Неверовское. Исследования воды, производственный контроль с 2010г. по настоящее время не прово­дится в виду отсутствия денежных средств. Колодцы на балансе Администрации Саратовского сельсовета не со­стоят ввиду отсутствия денежных средств у ответчика на их постановку.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованны­ми и подлежащие удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно Положения л.д. 21-27) Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской об­ласти в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах является государственным органом, одной из функ­ций которого является государственный контроль в сфере защиты прав потребителей, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.

В порядке ст. 46 ГПК РФ Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Установлено, что на территории Администрации Саратовского сельсовета находятся 4 (четыре) обществен­ных колодца, не состоящих на балансе администрации сельсовета. Вода из колодцев используется населением для питьевых целей, что ответчиком не оспаривается. В связи с отсутствием собственника колодцев не производится производственный контроль с проведением лабораторных исследований воды по микробиологическим и санитарно-химическим показателям, не проводится систематическое санитарное обследование не только источника водоснабжения, оборудования и устройств, но и территории, прилегающей к водозаборному сооружению, чистка, промывка и, при необходимости, профилактическая дезинфекция данных колодцев.

Из справки Администрации Саратовского сельсовета от Дата обезличенаг. следует, что на территории МУ Са­ратовского сельсовета расположено четыре общественных колодца: два общественных колодца расположены в с. Клюквенное, один в д. Бородинка, один в д. Неверовское. Исследования воды за период 2010г. не проводились, колодцы на балансе Администрации Саратовского сельсовета не состоят л.д.11-12).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации» - к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в гра­ницах поселения.

Согласно ст.ст.8,19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - Гражданин имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не ока­зывают вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и ра­диационном отношении, безвредной по химическому составу, и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Согласно ст. 7 п.4 Устава Саратовского сельсовета Макушинского района Курганской области л.д.30-48) к вопросам местного значения сельсовета относятся организация в границах сельсовета электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В силу положений ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник на которую не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории
которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о призна­нии права муниципальной собственности на эту вещь. Отсутствие собственника данных «общественных» колод­цев требует принятия незамедлительных мер по определению их собственника, который бы обеспечил их даль­нейшую безопасную эксплуатацию.

Однако, Администрацией Саратовского сельсовета, до настоящего времени, не приняты меры по постановке данных объектов на учет в регистрирующем органе как бесхозяйного, в целях дальнейшего установления собст­венника. Поскольку такого рода объекты расположены в административных границах муниципального образова­ния Саратовский сельсовет, не обращение ответчика в Управление росреестра с заявлением о принятии указанных колодцев на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправле­ния обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.

        Таким образом, органом местного самоуправления      - Администрацией Саратовского сельсовета не принимается должное участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории сельсовета, чем существенно нарушаются права граждан на охрану здоровья, предусмотренные ст. 41 Конституции РФ.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». .. юридическое лицо в соответствии с осуществляемой ими дея­тельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья чело­века выполняемых и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

Исходя из требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимых концентраций в воде химических, биологических веществ, микро­организмов, уровень радиационного фона, устанавливается санитарными правилами.

Ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболева­ний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме про­водиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно противоэпидемические (профилактические) мероприятия по осуществлению производственного контроля.

Согласно п.п. 1.5, 2.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюде­нием санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» - юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитар­ного законодательства, в том числе: осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведе­ния лабораторных исследований воды из нецентрализованных источников водоснабжения с привлечением лабо­ратории, аккредитованной в установленном порядке.

Согласно п. п. 4.1, 4.3 СП 1.1.1058-01 « Организация и проведение производственного контроля за соблю­дением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» - производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на сле­дующих категориях объектов: объекты водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водо­снабжения на транспортных средствах; при осуществлении эксплуатации водных объектов централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах следует предусматривать лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды указанных систем требованиям санитарных правил, а также за соответст­вием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования.

Согласно п.п. 6.1, 6.2 СанПиН 2.1.4.1075-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализо­ванного водоснабжения. Санитарная охрана источников» - Контроль за качеством воды должен соответствовать местной санитарно - эпидемиологической обстановке и быть тесно связан с проводимыми в населенном месте санитарными мероприятиями; с целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и приемлемости водоснабжения населения контроль должен включать в себя систематическое санитарное обследование не только источника водоснабжения, оборудования и устройств, но и территории, прилегающей к водозаборным сооруже­ниям.

           Согласно протоколам лабораторного исследования от Дата обезличена года воды из колодца д. Неверовка Макушинского района вода по микробиологическим показателям соответствует гигиеническим требованиям по СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды не централизованного водоснабжения» л.д.13), проба воды из колодца с. Клюквенное Макушинского района не соответствует требованиям л.д. 14), про­ба воды из колодца д. Бородинка Макушинского района соответствует гигиеническим требованиям по СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения» л.д.15). По про­веденным видам микробиологических исследований проба воды, отобранная из общественного колодца, распо­ложенного по адресу: Администрация Саратовского сельсовета, колодец МТМ, колодец около подстанции не со­ответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1075-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованно­го водоснабжения. Санитарная охрана источников» (в 100 мл. обнаружены общие колиформные бактерии) и вы­явлены ТКБ (термотолерантные колиформные бактерии).

В 2010-2011г.г. лабораторные исследования воды из колодцев, расположенных на территории Саратов­ского сельсовета, не проводились, что создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, которые используют данную воду для питьевых целей, плата за которую взималась в размере ... на содержание колодца д. Бородинка. Взыскание платы было приостановлено с 01.10.2010г. л.д.57), других источ­ников питьевого водоснабжения на территории Саратовского сельсовета нет л.д. 62).

Судом установлено, что администрацией Саратовского сельсовета в нарушении п.п. 1.3, 1.5, 2.1, 2.2, 2.3,2.4, 2.7, 4.1, 4.3 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» не осуществляется производственный контроль за соответствием качества воды в колодцах, расположенных в с. Клюквенное, д. Бо­родинка, д. Неверовское. Колодцы не стоят на балансе МУ Администрации Саратовского сельсовета Макушин­ского района Курганской области.

            Вода из 4-х общественных колодцев расположенных в с. Клюквенное, д. Бородинка, д. Неверовское исполь­зуется населением для питьевых целей, что ответчиком не оспаривалось, отсутствие денежных средств у админи­страции не является основанием невыполнения требований санитарного законодательства и обеспечения безопасности для здоровья населения, что может привести к распространению инфекционных заболеваний и массовым отравлениям..

При таких обстоятельствах, суд считает, на основании ст. 73 ГПК РФ, исковые требования Территориаль­ного отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах к Муниципальному учреждению Администрации Саратовского сельсовета о признании бездействия не­законным и о понуждении к совершению действий по организации нецентрализованного водоснабжения (общест­венные колодцы) МУ Администрацией Саратовского сельсовета в соответствие с требованиями законодательства РФ, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах к Муниципальному учреждению Администрации Саратов­ского сельсовета о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий по организации нецентрализованного водоснабжения (общественные колодцы) МУ Администрацией Саратовский сельсовета в соответствие с требованиями законодательства РФ, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Саратовского сельсовета Макушинского района Кур­ганской области в части неосуществления полномочий по постановке четырех «общественных» колодцев, распо­ложенных в Клюквенное (2 шт.), д. Неверовское (1 шт.), д. Бородинка (1 шт.) Макушинского района Курганской области на баланс администрации Саратовского сельсовета. Обязать администрацию Саратовского сельсовета Макушинского района Курганской области поставить на свой баланс данные общественные колодцы.

Обязать Администрацию Саратовского сельсовета согласно п.п. 1.5, 2.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и п.п. 6.1, 6.2 СанПиН 2.1.4.1075-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения «Санитарная охрана источников» организовать санитарно-химический и микробиологический лабораторный контроль за качеством питьевой воды в децентрали­зованных источниках расположенные в Клюквенное, д. Неверовское, д. Бородинка Макушинского района Кур­ганской области.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в десятидневный срок со дня его вынесения через Макушинский районный суд.

                                   Судья Ж.А. Жакипбаева