РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Макушино ДД.ММ.ГГГГ Макушинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Рыжковой В.И., при секретаре ФИО1, c участием помощника прокурора <адрес> ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> о признании недействующей со дня принятия в части статью 30 Устава Сетовинского сельсовета, установил: <адрес> обратился с заявлением о признании недействующей в части ст.30 Устава Сетовинского сельсовета со дня принятия этого нормативно-правового акта. В обоснование своих требований, он указал, что решением Сетовинской сельской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Устав Сетовинского сельсовета. В нем были установлены гарантии осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления, в т.ч. прекративших исполнение своих полномочий. Положение ст.30 Устава предусматривает выплату главе Сетовинского сельсовета денежного содержания после прекращения полномочий до устройства на новое место работы (службы). Муниципальный правовой акт в этой части является незаконным. В соответствии с п.п. «к», «н» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся трудовое законодательство и установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления. Согласно ч.1 ст.6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также порядок заключения и расторжения трудовых договоров. В соответствии с ч.2 ст.16 ТК РФ, п.1 ч.2 ст.36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате избрания на должность. П.2 ч.6 ст.36 указанного закона, а также п.п. 3, 10 ч.1 ст.77, ч.1 ст.80, п.3 ч.1 ст.83 ТК РФ предусмотрено, что основаниями прекращения трудового договора являются увольнение (отставка) по собственному желанию и неизбрание на должность. Ч.1 ст.165, ст.178-181 ТК РФ предусмотрены гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора. Данные норы выплату главе муниципального образования денежного содержания после прекращения его полномочий не предусматривают. Ст. 70, ч.4 ст.86 Бюджетного кодекса РФ к обеспечению выполнения функций казенных учреждений включают оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание работников органов местного самоуправления, лиц, замещающих муниципальные должности муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовым договором, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных кодексом. В соответствии с ч.5.1 ст.40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Таким образом, государственные и муниципальные гарантии главы муниципального образования могут устанавливаться только на период осуществления им своих полномочий. Федеральным законодательством возможность установления уставом муниципального образования дополнительных гарантий для выборных должностных лиц местного самоуправления после прекращения их полномочий не предусмотрена. Устав Сетовинскогоо сельсовета в указанной части принят с превышением полномочий установленных федеральным законодательством. В соответствии с ч.2 ст.1 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» принятие нормативного правового акта за пределами компетенции является коррупциогенным фактором. В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, дав пояснения в соответствии с заявлением. Заинтересованное лицо - Глава сельсовета, исполняющий также полномочия главы сельской думы в суд не явился, о времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен, представил заявление о признании заявленных требований и рассмотрении дела в его отсутствии. Неявка указанного лица не является препятствием к рассмотрению заявления. Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Решением Сетовинской сельской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № принят Устав Сетовинского сельсовета <адрес>, действующий по настоящее время. Устав обнародован ДД.ММ.ГГГГ в информационных стендах <адрес> и д. Гренадеры. Свидетельство о государственной регистрации Устава муниципального образования выдано ДД.ММ.ГГГГ Согласно ст. 30 Устава лицу, замещающему должность Главы муниципального образования гарантируется выплата денежного содержания в размере средней заработной платы, установленной для Главы сельсовета до устройства на место работы (службы) в течение года в случаях: окончания срока полномочий, а также отставки по собственному желанию, если глава сельсовета проработал в этой должности не менее одного года. В соответствии с пунктами «к» и «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно действующей на момент возникновения спорных правоотношений ст.18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ), утратившей силу с ДД.ММ.ГГГГ депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливались законами субъектов РФ. Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании отдельных положений муниципальной службы <адрес>», утратившей силу ДД.ММ.ГГГГ, были предусмотрены дополнительные гарантии муниципальным служащим, замещающим должность муниципальной службы высших, главных групп не менее 5 лет, в случае не назначения на должность муниципальной службы по истечении срока контракта, увольнения по сокращению штата, в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования в виде предоставления права на выплату среднемесячного денежного содержания до устройства на новое место службы (работы), но не более одного года. В силу статьи 1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» выборные должностные лица местного самоуправления не являются муниципальными служащими, соответственно, нормы <адрес> № «О регулировании отдельных положений муниципальной службы <адрес>», действовавшие на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, на выборных должностных лиц местного самоуправления не распространялись. Иного Закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего указанные выше социальные гарантии выборным должностным лицам местного самоуправления на день принятия Устава Сетовинского сельсовета <адрес>, не принималось. В силу пункта 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Статьей 6 ТК РФ определено, что принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в т.ч. обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников отнесено к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Ст. 172 ТК РФ предусмотрено предоставление гарантий работникам освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности государственных органах, органах местного самоуправления, которые устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц. Установление гарантий в виде выплат денежного содержания после окончания полномочий этих лиц трудовое законодательство не предусматривает. Согласно ч.5.1 ст.40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Частями 1, 2 статьи 53 этого закона установлено, что расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. В силу ст.86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием договоров (соглашения) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных полномочий. Тем самым, в расходную часть бюджета муниципального образования могут быть включены расходы на оплату труда выборных должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, а также иные расходы, предусмотренные законодательством. Из анализа вышеприведенных норм следует, что в Уставе муниципального образования Сетовинский сельсовет для выборных должностных лиц могут быть предусмотрены только такие социальные гарантии, которые предусмотрены федеральными законами либо законом субъекта РФ. Ни законы <адрес>, ни федеральные законы таких гарантий, как выплата денежного содержания после окончания исполнения не предусматривают. С учетом этого суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он, или его часть стали противоречить. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Установленная ст. 30 Устава выплата производилась, поэтому данное положение Устава необходимо признать недействующим со дня вступления решения в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь 194-199, 253 ГПК РФ, суд решил: Требования прокурора <адрес> удовлетворить. Признать противоречащей действующему законодательству и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу положения ст.30 Устава Сетовинского сельсовета <адрес> в части: «Главе Сетовинского сельсовета выплачивается денежное содержание в размере средней заработной платы, установленной для Главы Сетовинского сельсовета до устройства на новое место работы (службы) в течение года в следующих случаях: - при окончании срока полномочий; - в случае отставки по собственному желанию, если Глава Сетовинского сельсовета занимал данную должность не менее одного года». Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в десятидневный срок со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы через Макушинский районный суд. Судья Рыжкова В.И.