Решение об обязании постановки на регистрационный учет гидросооружения



Дело № 2 - 288/ 2010

Решение

Именем Российской Федерации

«07» сентября 2010 года поселок Максатиха

Максатихинский районный суд Тверской области в составе

председательствующего федерального судьи Страусовой Е.М.,

с участием представителя истца помощника прокурора Максатихинского района Тверской области Кулешиной А.М.,

представителя ответчика Чистяковой Т.П.,

при секретаре Реснянской Я.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Максатихинского района Тверской области, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области о понуждении органа местного самоуправления обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи гидротехнического сооружения

у с т а н о в и л:

Прокурор Максатихинского района Тверской области Шатрова Ю.А. обратилась в Максатихинский районный суд Тверской области, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области о понуждении органа местного самоуправления обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи гидротехнического сооружения.

Заявленные исковые требования мотивируя следующим образом: Прокуратурой Максатихинского района при проведении проверки соблюдения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений было установлено, что на территории Зареченского сельского поселения имеется бесхозяйное гидротехническое сооружение артезианская скважина, расположенная в д. <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ прокурором района Главе Зареченского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений водного и санитарно-эпидемиологического законодательства с требованием о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи артезианской скважины в д. Клевищи для последующего обращения данного объекта в муниципальную собственность. В удовлетворении требований прокурора было отказано в связи с тем, что данная скважина не эксплуатируется, находится в аварийном состоянии.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 № 117-ФЗ к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

В соответствии со ст. 9 указанного Федерального закона собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

Статьей 10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 06 ноября 1998 года N 1303 утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений. Пунктами 2, 3, 4, 25 указанного Положения установлено следующее.

Декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации (пункт 2 1 положения).

Декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации (пункт 3 Положения).

Декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений, в том числе при их вводе в эксплуатацию, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации составляется их собственником или эксплуатирующей организацией, а проектируемых и строящихся гидротехнических сооружений - юридическим лицом или физическим лицом, выполняющим функции заказчика (далее именуются - декларанты) (пункт 4 Положения).

Декларация безопасности, утвержденная органом надзора, а также декларация безопасности, разработанная в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, являются основанием для внесения гидротехнического сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений и выдачи этим органом надзора разрешений на эксплуатацию, вывод из эксплуатации, восстановление или консервацию гидротехнического сооружения. Указанные разрешения выдаются органом надзора на срок действия декларации безопасности (пункт 25 Положения).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что установленные требования безопасности гидротехнических сооружений подлежат исполнению, в том числе, и в случае прекращения эксплуатации, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения. Обязанность по соблюдению требований безопасности гидротехнического сооружения возлагается на его собственника.

Однако, установленные федеральным законом требования безопасности гидротехнических сооружений, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Поскольку гидротехническое сооружение (артезианская скважина в д. Клевищи) расположено в административных границах муниципального образования Зареченское сельское поселение Максатихинского района Тверской области, необращение администрации Зареченского сельского поселения в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.

Неисполнение требований законодательства о безопасности гидротехнического сооружения, неисполнение обязанности по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц: граждан проживающих постоянно и временно в границах поселения, а также иных лиц, которые могут стать потребителями некачественной воды в связи с загрязнением подземных вод либо пострадать от последствий чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ "О прокуратуре РФ" просит обязать администрацию Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи гидротехнического сооружения - артезианской скважины, расположенной в д. <адрес>.

В ходе рассмотрения данного дела были уточнены заявленные исковые требования в части срока исполнения, и.о. прокурора Максатихинского района Тверской области Свистунова О.А. просит выполнить заявленные требования в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Заявленные исковые требования, уточненные в судебном заседании, помощник прокурора Кулешина А.М. поддержала.

Представитель ответчика - представитель администрации Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области Чистякова Т.П. признала заявленные исковые требования.

Сторонам разъяснены последствия признания иска, в соответствии с которыми при признании иска ответчиком и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Последствия признания иска представителю ответчика Чистяковой Т.П. понятны.

Представителю истца Кулешиной А.М. последствия признания иска ответчиком понятны, согласна на принятие признания иска представителем ответчика Чистяковой Т.П.

В соответствии с частью 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

На основании ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В данном случае, признание иска представителем ответчика Чистяковой Т.П. не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, поэтому принимается судом.

Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 198, 199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

Заявленные исковые требования прокурора Максатихинского района Тверской области, в интересах неопределенного круга лиц, уточненные в судебном заседании, удовлетворить.

Обязать администрацию Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи гидротехнического сооружения - артезианской скважины, расположенной в д. <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Максатихинский районный суд в течение десяти дней со дня провозглашения.

Председательствующий