Решение о приостановлении деятельности цеха деревообработки



Дело № 2-236/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Максатихинский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Михайловой И.И.

с участием представителя истца помощника прокурора Максатихинского района Андрианова Е.С.,

ответчика Захарченко В.В.,

при секретаре Реснянской Я.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Максатиха

«21» июня 2011 года

дело по иску Прокурора Максатихинского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Захарченко В.В. о приостановлении деятельности цеха деревообработки,

установил:

Прокурор Максатихинского района Тверской области обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Захарченко В.В. о приостановлении деятельности цеха деревообработки.

В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой Максатихинского района проведена проверка санитарного и экологического законодательства цехами деревообработки всех форм собственности. В ходе проверки установлено, что в собственности ИП Захарченко В.В., согласно свидетельству о государственной регистрации права, находится здание цеха деревообработки, назначение нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.

В данном помещении размещено оборудование ИП Захарченко В.В., предназначенное для использования в целях деревообработки.

ИП Захарченко В.В. осуществляет деятельность по деревообработке с грубыми нарушениями санитарного и экологического законодательства.

При эксплуатации цеха деревообработки ответчиком допускается загрязнение, захламление территории отходами производства.

В нарушение установленного законом порядка цех деревообработки работает без положительного заключения государственной экологической экспертизы, без проекта нормативов образования и лимитов на размещение отходов, без разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, что создает угрозу здоровью людей и причинения вреда окружающей среде, так как в результате деятельности цеха деревообработки образуются отходы производства и потребления, осуществляется выброс веществ в атмосферный воздух (древесная пыль).

В соответствии со ст.3 ФЗ «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ от 23.11.1995 года, принципами экологической экспертизы являются: принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий.

Согласно п.п.4 п.5 ст.12 Закона «Об экологической экспертизе», объектом государственной экологической экспертизы регионального уровня является объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Согласно п.3 ч.5 ст.18 Закона РФ № 174-ФЗ от 23.11.1995 года, положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Без проведения экологической экспертизы невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности объекта на окружающую природную среду, проверить, создается ли в результате его эксплуатации реальная угроза загрязнения, засорения окружающей среды, и каковы последствия данного вреда для здоровья людей.

Согласно п.6 ст.30 вышеуказанного Закона, реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является экологическим правонарушением.

Кроме того, Закон РФ «Об охране окружающей среды» (ч.2 ст.39) обязывает юридических и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления.

В нарушение вышеуказанных требований экологического законодательства ИП Захарченко В.В. осуществляет деятельность по деревообработке при отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Статьей 11 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Требования указанного закона ответчиком не выполнены - сроки действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение истекли в ДД.ММ.ГГГГ. Территория участка захламлена, загрязнена отходами производства. В ч.5 ст.18 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ указано, что при нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В ст.14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 года № 96-ФЗ установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, срок действия которого у ИП Захарченко В.В. истек в ДД.ММ.ГГГГ и на данный момент не продлен.

Игнорирование проведения экологической экспертизы, нарушение требований в области обращения с отходами и охране атмосферного воздуха нарушает гарантированные ст.42 Конституции РФ и ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» права на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

У жителей Максатихинского района, других граждан должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности данного объекта не будет загрязнения воздуха, антисанитарного состояния территории, что эксплуатация цеха деревообработки не создаст опасность причинения вреда в будущем.

В результате эксплуатации цеха деревообработки может создаться реальная угроза загрязнения, засорения территории, а также среды обитания объектов животного мира. Данный факт в последующем может оказать негативное воздействие на окружающую, природную среду, и повлечь причинение вреда здоровью людей.

В настоящее время цех деревообработки продолжает функционировать, нарушения не устранены.

Принимая во внимание вышеизложенное, следует, что ИП Захарченко В.В. своими действиями грубо нарушает: ст.ст.3, 12 ФЗ «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ от 23.11.1995 года, ст.11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года, ст.14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04.05.1999 года, ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года.

В соответствии со ст.1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Статья 80 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года устанавливает, что требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

В ст.22 ГПК РФ указано, что суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникающим из экологических и иных правонарушений, в связи с чем рассмотрение вышеуказанного спора подсудно Максатихинскому районному суду Тверской области.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Нарушения экологического и санитарного законодательства, допускаемые ИП Захарченко В.В., создают угрозу причинения вреда здоровью людей (как местных жителей, так и граждан, которые могут находиться в данном районе) и природной среде.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.45, 131 ГПК РФ, ст.1065 ГК РФ, ст.80 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», просят приостановить работу цеха деревообработки, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Захарченко В.В., до устранения выявленных нарушений экологического, санитарного законодательства (т.е. до продления сроков действия нормативов образования и лимитов на размещение отходов, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу) и получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Представитель истца помощник прокурора Максатихинского района Андрианов Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик Захарченко В.В. исковые требования не признал, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ ему утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Он не знал, что необходимо получать экологический паспорт, не знает, что это за документ. Считает, что все необходимые для работы документы у него имеются в наличии. У некоторых из них истек срок действия, но их продление занимает много времени и денежных средств. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Исследовав необходимые материалы дела, выслушав представителя истца, ответчика, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, помощником прокурора Максатихинского района Тверской Кудрявцевым А.С. в присутствии начальника УУМ ОВД по Максатихинскому району ФИО7, а также Захарченко В.В. проведена проверка лесоперерабатывающего цеха, расположенного по адресу: <адрес>. Проведенной проверкой установлено, что противопожарный щит отсутствует, на момент проведения проверки происходила работа по его установке; имеются навалы мусора в виде отходов от лесопереработки (щепки, опилки); на момент проверки работало 4 человека. В цехе имеется готовая продукция в виде доски и бруса.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии <данные изъяты> , выданному Управлением Федеральной регистрационной службы по Тверской области, Захарченко В.В. принадлежит на праве собственности здание цеха деревообработки, назначение нежилое, общая площадь <данные изъяты> кв.м., инв. , лит.<данные изъяты>, адрес объекта: <адрес>.

Согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации серии <данные изъяты> , Захарченко В.В. поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной ИФНС России № 2 по Тверской области.

Согласно свидетельству о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты> , Захарченко В.В. зарегистрирован администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ . В Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ , Захарченко В.В. является индивидуальным предпринимателем. Виды экономической деятельности: распиловка и строгание древесины, пропитка древесины, лесозаготовительная деятельность.

Согласно справке Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ , в настоящий момент проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ИП Захарченко В.В. находится на разработке в ООО «<данные изъяты>».

Согласно письму Управления Росприроднадзора по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ , Управление Росприроднадзора по Тверской области выдает свидетельства о классе опасности отходов для окружающей среды и согласовывает паспорт опасного отхода для ИП Захарченко В.В..

Согласно паспорту опасного отхода , согласованного с руководителем Управления Росприроднадзора по Тверской области, утвержденного Индивидуальным предпринимателем Захарченко В.В. ДД.ММ.ГГГГ, паспорт составлен на отход: мусор от бытовых помещений организаций несортированный, твердый, имеющий класс опасности для окружающей природной среды 4.

Согласно свидетельству о классе опасности отхода для окружающей природной среды от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство выдано Индивидуальному предпринимателю Захарченко В.В. на отход: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), имеющий класс опасности 4.

Согласно свидетельству о классе опасности отхода для окружающей природной среды от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство выдано Индивидуальному предпринимателю Захарченко В.В. на отход: опилки натуральной чистой древесины, имеющий класс опасности 5.

Согласно свидетельству о классе опасности отхода для окружающей природной среды от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство выдано Индивидуальному предпринимателю Захарченко В.В. на отход: отходы горбыля, рейки из натуральной чистой древесины, имеющий класс опасности 5.

Согласно свидетельству о классе опасности отхода для окружающей природной среды от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство выдано Индивидуальному предпринимателю Захарченко В.В. на отход: зола древесная и соломенная, имеющий класс опасности 5.

Согласно письму Управления Росприроднадзора по Тверской области «по вопросу установления лимитов размещения отходов» от ДД.ММ.ГГГГ , Управление Росприроднадзора по Тверской области, рассмотрев материалы проекта нормативов образования отходов ИП Захарченко В.В. от ДД.ММ.ГГГГ устанавливает лимиты размещения отходов сроком на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ при условии ежегодного предоставления технического отчета неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии вышеуказанного подтверждения до окончания отчетного года деятельность в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена.

Согласно Документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ, Индивидуальному предпринимателю Захарченко В.В. по месту нахождения предприятия: <адрес>, утверждены годовые нормативы образования отходов производства и потребления в количестве <данные изъяты> тонн, утверждены лимиты на размещение отходов производства и потребления в количестве <данные изъяты> т/год.

При таких обстоятельствах суд полагает исковое заявление прокурора Максатихинского района Тверской области подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», принципами экологической экспертизы являются: принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий.

Согласно п.п.4 п.5 ст.12 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», объектом государственной экологической экспертизы регионального уровня является объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Согласно п.3 ч.5 ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Согласно п.6 ст.30 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является экологическим правонарушением.

Согласно ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии со ст.1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со ст.80 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

В судебном заседании установлено, что в нарушение указанных требований законодательства Захарченко В.В. эксплуатирует цех деревообработки, расположенный в д. <адрес>, в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, без разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждены, паспорт опасного отхода и свидетельства о классе опасности отходов ответчиком Захарченко В.В. получены.

Без проведения экологической экспертизы невозможно прогнозировать (оценить) степень опасного воздействия на окружающую природную среду, проверить, создается ли в результате его эксплуатации реальная угроза загрязнения, засорения, истощения окружающей среды и каковы последствия данного вреда для здоровья людей, принять все возможные меры, направленные на уменьшение антропогенного воздействия на окружающую природную среду. То есть, в процессе осуществления хозяйственной деятельности, не контролируется и не предотвращается возможное загрязнение окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, что может повлечь за собой нарушение прав на благоприятную окружающую среду, а также причинение вреда здоровью значительного количества граждан.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Максатихинского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Захарченко В.В. о приостановлении деятельности цеха деревообработки удовлетворить.

Приостановить производственную деятельность цеха деревообработки, расположенного в <адрес>, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Захарченко В.В., со дня вступления решения в законную силу до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Максатихинский районный суд в течение десяти суток со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий