1-80 убийство



Дело № 1-80/2011

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

17 октября 2011 года р.п. Майна

Судья Майнского районного суда Ульяновской области Писарева Н.В., с участием государственных обвинителей заместителя прокурора Майнского района Ульяновской области Шундиковой О.А., помощника прокурора Майнского района Ульяновской области Мерзлякова К.В.,

подсудимого Андреева С.А.,

защитника адвоката Григорьева В.А., представившего удостоверение № 148 от 10 декабря 2002 года и ордер № 86 от 11 октября 2011 года,

при секретаре Шабровой О.В.,

а также потерпевшей Х.Е.Н..,

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении

АНДРЕЕВА С.А., 1965 года рождения, ***, не судимого,

содержащегося под стражей с 18 июля 2011 года,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

18 июля 2011 года, в период времени с 16 часов до 17 часов 55 минут, более точное время не установлено, между Андреевым С.А. и Х.Н.Г., находившимися в состоянии алкогольного опьянения в сенях *** ***, на почве внезапно возникших неприязненных отношений произошла ссора, в ходе которой у Андреева С.А. возник умысел на убийство Х.Н.Г. Реализуя преступный умысел, Андреев С.А. с целью убийства нанес Х.Н.Г. не менее двух ударов руками по голове, а также со значительной силой нанес один удар ножом в живот.

В результате умышленных преступных действий Андреева С.А. Х.Н.Г. причинено несовместимое с жизнью телесное повреждение, а именно колото-резаное проникающее слепое ранение живота с повреждением правой доли печени, желудка и 12-ти перстной кишки, поджелудочной железы, забрюшинной клетчатки, кровоизлияниями в брюшную полость, в полость желудка и 12-ти перстной кишки, которые расцениваются как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, от которых Х.Н.Г. скончался на месте происшествия.

Кроме того, Андреев С.А. причинил Х.Н.Г. кровоподтек левой скуловой области и кровоизлияние в мягкие ткани затылочной области, которые как вред здоровью не расцениваются.

Подсудимый Андреев С.А. виновным себя полностью признал и показал, что в течение восьми лет проживал совместно с Х.Н.Г. Ни он, ни Х.Н.Г. постоянной работы не имели, жили на случайные заработки, злоупотребляли спиртными напитками. Х.Н.Г. часто уходила из дома, могла возвратиться через несколько дней, раздетая, пьяная, не раз он уличал ее в неверности, на почве чего между ними возникали частые ссоры, драки. В состоянии алкогольного опьянения Х.Н.Г. становилась агрессивной, неоднократно поджигала его дом. 18 июля 2011 года с утра он и Х.Н.Г. ходили к двоюродному брату А. Ю., где выпили 1 литр самогона, около 13 часов возвратились домой. Дома продолжили выпивать, после чего он лег спать. Проснувшись, увидел, что Х.Н.Г. выпила самогон, сидела в коридоре на диване. На его просьбу приготовить поесть Х.Н.Г. стала кричать на него, нецензурно выражаться, ударила ладонью по лицу. Он разозлился, ударил Х.Н.Г. рукой по голове, затем с целью убийства взял на кухне нож и с силой нанес удар ножом в область живота. Х.Н.Г. осталась сидеть на диване и практически сразу умерла. Он протер лезвие ножа о цветную рубашку Х.Н.Г. и положил нож на место. После этого пошел к матери, затем к У.В.К. сказал, что Х.Н.Г. плохо, просил вызвать «скорую помощь». О содеянном сожалеет и раскаивается.

Кроме признания вины самим подсудимым его виновность доказана показаниями потерпевшей, свидетелей, письменными материалами уголовного дела.

Так, из показаний потерпевшей Х.Е.Н. следует, что ее мать Х.Н.Г. более пяти лет сожительствовала с Андреевым С.А., проживала в доме последнего, не работала, часто употребляла спиртные напитки. Из-за частого употребления спиртных напитков между матерью и Андреевым С.А. возникали ссоры и драки. 18 июля 2011 года она находилась в *** на работе, около 18 часов ей сообщили о смерти матери, по приезду в ***, узнала, что мать убил Андреев С.А.

Свидетель А.Ю.Н. – двоюродный брат подсудимого в судебном заседании показал, что 18 июля 2011 года Андреев С.А. и Х.Н.Г. с утра находились у него, все вместе они выпили литр самогона. Около 13 часов Андреев С.А. и Х.Н.Г. ушли домой. В его присутствии никаких ссор между Андреевым С.А. и Х.Н.Г. не было. Вечером ему сообщили, что Х.Н.Г. умерла, Андреев С.А. нанес ей смертельное ножевое ранение. Свидетель пояснил, что при жизни, находясь в состоянии алкогольного опьянения, Х.Н.Г. часто провоцировала Андреева С.А. на скандалы, обзывала его, унижала. Андреев С.А. не раз высказывал в адрес Х.Н.Г. угрозы убийством.

Свидетель А.В.В. – мать подсудимого пояснила, что сын с Х.Н.Г. жили по соседству с ней, постоянно ругались и дрались, злоупотребляли спиртными напитками. 18 июля 2011 года около 18 часов сын пришел к ней домой в состоянии алкогольного опьянения, просил вызвать «скорую помощь», сказал, что с Х.Н.Г. плохо. Она не придала значения словам сына и отправила его домой. Через некоторое время увидела, как к дому сына подъехала «скорая помощь», сотрудники милиции, узнала, что сын убил Х.Н.Г. ножом.

Из показаний свидетеля У.В.К. – друга и соседа подсудимого следует, что 18 июля 2011 года около 18 часов к его дому подошел Андреев С.А., сообщил, что в его доме умирает Х.Н.Г. и ей нужно вызвать «скорую помощь». Уходя, Андреев С.А. крикнул, что у Х.Н.Г. ножевое ранение. О случившемся он сообщил в больницу. Х.Н.Г. и Андреев С.А. постоянно употребляли спиртные напитки, ругались, нигде не работали.

Таким образом, показания самого подсудимого, потерпевшей Х.Е.Н., свидетелей У.В.К., А.В.В., А.Ю.Н., свидетельствуют о постоянных конфликтах между Андреевым С.А. и Х.Н.Г., их аморальном образе жизни, и, как следствие, возникновении личных неприязненных отношений и умысла Андреева С.А. на лишение жизни Х.Н.Г.

Согласно протоколу осмотра места происшествия местом совершения преступления является ***, расположенный по *** в ***. В сенях дома на диване обнаружен труп Х.Н.Г. На трупе на расстоянии 2 см от срединной линии тела имеется горизонтальная рана в правом подреберье, раны в виде кровоподтеков на теле. При осмотре кухни на столе обнаружен нож с рукояткой из кости животного. С трупа Х.Н.Г. изъята рубашка с коротким рукавом, из дома изъят нож, смыв вещества бурого цвета со стола и с пола (л. д. 4-13).

Из протокола проверки показаний на месте от 19 июля 2011 года видно, что в ходе проверки показаний на месте Андреев С.А. подтвердил свои показания о том, что 18 июля 2011 года около 16 часов 30 минут в *** в *** он совершил убийство Х.Н.Г. Андреев С.А. показал на диван в сенях дома, где сидела Х.Н.Г., стол на кухне, из которого он взял нож. Андреев С.А. пояснил, что нож при нанесении удара он держал в правой руке, со всей силы, от себя воткнул клинок ножа в живот потерпевшей (л. д. 38-43).

В ходе проведения следственного эксперимента Андреев С.А. показал, как он 18 июля 2011 года около 16 часов 30 минут в своем доме в ходе ссоры с Х.Н.Г. взял на кухне из выдвижного ящика стола нож, после чего подошел к сидящей на диване Х.Н.Г. и, стоя перед ней, со всей силы, от себя воткнул клинок ножа в область живота (л. д. 60-64).

Из протокола осмотра предметов следует, что на рубашке с коротким рукавом, изъятой с трупа Х.Н.Г., имеется повреждение в виде сквозного отверстия. На боковых поверхностях клинка ножа имеются пятна бурого цвета, похожие на кровь. Кроме того, осмотрены спортивные брюки, марлевые тампоны с пятнами коричневого цвета (л. д. 79-80).

Согласно судебно-медицинской экспертизе *** на трупе Х.Н.Г. обнаружены следующие повреждения: колото-резаное проникающее слепое ранение живота с повреждениями печени, стенок желудка и 12-ти перстной кишки, поджелудочной железы; кровоподтек в скуловой области слева, кровоизлияние в мягкие ткани головы в затылочной области; ссадина в лобной области справа, кровоподтеки (два) на брюшной стенке, кровоподтек в проекции крыла правой подвздошной кости, кровоподтеки (пять) на передней поверхности правого бедра верхней и средней третях, кровоподтек в проекции гребня правой подвздошной кости, кровоподтек на передней поверхности левого коленного сустава.

Все повреждения причинены прижизненно.

Колото-резаное проникающее слепое ранение живота с повреждением печени, стенок желудка и 12-ти перстной кишки, поджелудочной железы, кровоподтек в скуловой области слева и кровоизлияние в мягкие ткани головы в затылочной области образовались незадолго до наступления смерти, от действия колюще-режущего предмета, типа плоского односторонне-острого клинка ножа с максимальной шириной погрузившейся части около 19-22 мм (на глубине погружения около 9-10 см). Указанное ранение причинило тяжкий вред здоровью, опасный для жизни в момент причинения.

Причиной смерти Х.Н.Г. явилось колото-резаное проникающие слепое ранение живота с повреждением печени, стенок желудка и 12-ти перстной кишки, поджелудочной железы, осложнившееся острой кровопотерей. Остальные повреждения, обнаруженные на трупе Х.Н.Г., не влекут за собой расстройство здоровья и расцениваются как повреждения, не причинившие вреда здоровью.

При судебно-химическом исследовании крови обнаружено 5,09 промилле этилового алкоголя, что соответствует тяжелой алкогольной интоксикации (л.д. 118-129).

Данная экспертиза полностью согласуется с заключением медико-криминалистической экспертизы *** и судебно-медицинской экспертизой по материалам дела ***. Данными экспертизами установлено, что повреждение на рубашке и колото-резаная рана на теле потерпевшей Х.Н.Г. проекционно совпадают, носят единый механизм образования и являются составными частями одного колото-резаного повреждения, которое образовалось от воздействия колюще-режущего предмета типа плоского одностороннеострого клинка ножа. Колото-резаное проникающее слепое ранение живота сопровождалось с кровоизлиянием в брюшную полость, в полость желудка и 12-ти перстной кишки и осложнилось острой кровопотерей. Колото-резаное проникающее слепое ранение живота образовалось от однократного воздействия колюще-режущего предмета типа плоского одностороннеострого клинка ножа с максимальной шириной погрузившейся части около 19-22 мм (на глубине погружения около 9-10 см). Возможность причинения колото-резаного повреждения на теле и рубашке Х.Н.Г. клинком ножа, представленным на экспертизу, изъятым в ходе осмотра места происшествия – *** в ***, не исключается. Смерть Х.Н.Г. могла наступить в срок около 2-6 часов к моменту осмотра трупа на месте происшествия 18 июля 2011 года (осмотр начат в 18 часов 40 минут, окончен в 20 часов 15 минут). Возможность причинения колото-резаного проникающего слепого ранения живота при обстоятельствах, изложенных Андреевым С.А. в ходе проверки показаний на месте и при проведении следственного эксперимента, не исключается (л. д. 136-141, 173 – 180).

Согласно заключению судебной биологической экспертизы ***, на изъятом из дома Андреева С.А. и представленном на экспертизу ноже имеется кровь (л. д. 142-147).

Из заключения судебной биологической экспертизы *** видно, что на двух марлевых тампонах-смывах, изъятых при осмотре места происшествия, обнаружена кровь человека, которая совпала с группой крови Х.Н.Г. (л. д. 161-166).

Из амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы *** от 7 сентября 2011 года следует, что Андреев С.А. хроническим психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным расстройством психики не страдает. В момент совершения преступления болезненных расстройств психики, в том числе временного характера, не обнаруживал и мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. В применении принудительных мер медицинского характера не нуждается (л. д. 169-170).

У суда нет оснований сомневаться в выводах экспертиз, проведенных квалифицированными специалистами. Каких-либо данных, порочащих указанные заключения, в судебном заседании не представлено. Все экспертизы проведены в соответствии с законом, они согласуются между собой и дополняют друг друга.

Поведение подсудимого в судебном заседании не вызывает сомнений и у суда, поэтому суд признает Андреева С.А. вменяемым и подлежащим уголовной ответственности.

Положенные в основу приговора доказательства суд признает допустимыми, поскольку они получены в соответствии с уголовно-процессуальным законом Российской Федерации.

Исходя из совокупности обстоятельств данного дела, характера и локализации телесных повреждений, предшествующих и последующих действий Андреева С.А., суд пришел к выводу о том, что именно Андреев С.А. и никто другой, действуя с прямым умыслом на лишение жизни, целенаправленно, нанес Х.Н.Г. смертельное ножевое ранение.

Эти действия подсудимого суд квалифицирует по ч. 1 ст. 105 УК Российской Федерации как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

Сам подсудимый Андреев С.А. не отрицает того факта, что смерть Х.Н.Г. наступила от его действий, практически сразу после нанесения им удара ножом в живот потерпевшей. Он просто разозлился на Х.Н.Г., спровоцировавшую ссору и, используя нож с клинком длиной 12 см, совершил убийство потерпевшей, полностью осознавая общественную опасность своих действий, возможность и неизбежность наступления смерти. Не оспаривает подсудимый и причинение других повреждений обнаруженных на теле Х.Н.Г.

По месту жительства Андреев С.А. характеризуется как лицо, склонное к употреблению спиртных напитков.

Андреев С.А. ранее не судим, жалоб на его поведение в сельскую администрацию и службу участковых не поступало. На учете у врача психиатра Андреев С.А. не состоит, состоит на учете у врача ***

Признание вины подсудимым, раскаяние в содеянном, явку с повинной, активное содействие в раскрытии преступления, поведение потерпевшей, послужившее поводом для совершения убийства, суд признает обстоятельствами, смягчающими наказание и считает возможным не назначать виновному дополнительное наказание в виде ограничения свободы.

При определении размера наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности, обстоятельства, смягчающие наказание.

Андреев С.А. совершил особо тяжкое преступление. Суд считает, что виновный должен отбывать наказание в изоляции от общества. В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 УК Российской Федерации мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, отбывание лишение свободы назначается в исправительной колонии строгого режима.

Оснований для назначения наказания с применением ст. 64 УК Российской Федерации не имеется.

При обсуждении вопроса по разрешению гражданского иска Х.Е.Н. о возмещении материального ущерба в размере 18 400 рублей, суд находит необходимым признать за ней право на удовлетворение иска, а вопрос о его размере передать для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства. Судом установлено, что потерпевшая понесла расходы на погребенье матери, но определить окончательную цену иска она не может.

Постановлением следователя от 16 сентября 2011 года сумма 2387 рублей 04 копейки признана процессуальным издержками, выплачиваемыми адвокату Деманову А.В. за осуществление защиты обвиняемого на предварительном следствии. Указанная сумма подлежит взысканию с подсудимого в возмещение средств, затраченных на оплату услуг адвоката Деманова А.В. на предварительном следствии.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307, 308 и 309 УПК Российской Федерации, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать Андреева С.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК Российской Федерации, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 9 лет 6 месяцев в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения Андрееву С.А. оставить без изменения – содержание под стражей до вступления приговора в законную силу.

Зачесть в срок отбытия наказания время содержания Андреева С.А. под стражей в качестве меры пресечения с 18 июля 2011 года по 17 октября 2011 года.

Признать за Х. Е.Н. право на удовлетворение гражданского иска и передать вопрос о размере возмещения материального ущерба для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

Вещественные доказательства, хранящиеся при уголовном деле: 2 смыва вещества бурого цвета, нож, рубашку с трупа Х.Н.Г. уничтожить, спортивные брюки возвратить осужденному Андрееву С.А.

Процессуальные издержки – вознаграждение за осуществление защиты подсудимого адвокатом Демановым А.В. подлежат взысканию в доход федерального бюджета Российской Федерации с Андреева С.А. в сумме 2387 рублей 04 копейки.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.

Судья Н.В. Писарева