2-212 об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий



Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации

11 октября 2010 года р.п. Майна

Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Писаревой Н.В., при секретаре Шабровой О.В., с участием представителя истицы Потапова В.М., представителя администрации Муниципального образования «*** городское поселение» *** Беспаловой А.Д., представителя администрации Муниципального образования «*** район» *** Жирновой И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потаповой Е.С. к администрации Муниципального образования «*** городское поселение» ***, администрации Муниципального образования «*** район» ***, Министерству труда и социального развития *** области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Потапова Е.С. обратилась в суд с иском к администрации Муниципального образования «*** городское поселение» (далее МО «*** городское поселение»), администрации Муниципального образования «*** район» *** (далее МО «*** район»), Министерству труда и социального развития *** области (далее Министерство труда и соцразвития) о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения в соответствии с нормами и требованиями законодательства Российской Федерации. В обоснование иска указала, что она является пенсионеркой по возрасту, инвалидом первой группы по зрению, вдовой участника Великой Отечественной войны. В период войны с 1941 года по 1964 год работала на фабрике им. Ст. Разина, с 1947 года состояла в браке с Потаповым М.Ф. – участником Великой Отечественной войны. После смерти мужа проживает одна. 20 октября 2006 года ей по договору социального найма *** предоставлена комната общей площадью 12,6 кв.м. по адресу: ***, р.п. ***, ***. Будучи несогласной с предоставленным жильем, она неоднократно обращалась в администрацию района и поселения с просьбой предоставить улучшенное жилье в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. Однако до настоящего времени ее просьба не удовлетворена. Предоставленное ей жилье не отвечает требованиям жилого помещения: в квартире имеется электроснабжение, газ в баллонах, холодное водоснабжение, канализация, теплоснабжение. Горячее водоснабжение отсутствует. *** она обратилась в МО «*** городское поселение» о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, но 26 мая 2010 года ей было отказано. Просит удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании представитель истицы по доверенности от 30 августа 2010 года Потапов В.М. заявленные требования поддержал и пояснил, что Потапова Е.С. доводится ему матерью. Отец – участник Великой Отечественной войны умер в 1975 году. В предоставленной по договору социального найма квартире подведен природный газ, с 4 октября 2010 года помещение отапливается, все удобства имеются за исключением горячего водоснабжения. Мать является инвалидом первой группы по зрению, в силу возраста не может проживать одна, поэтому ей необходимо жилье большей площадью. Считает отказ в постановке Потаповой Е.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий необоснованным, поскольку законодательством предусмотрено предоставление участникам Великой Отечественной войны жилого помещения в соответствии с нормами либо выделение субсидии на приобретение жилья в собственность.

Представитель ответчика – МО «*** городское поселение» Беспалова А.Д., действующая по доверенности от 11 января 2010 года, иск не признала и пояснила, что Потапова Е.С. является собственником жилого помещения, находящегося по адресу: ***, р.п. *** ***. В октябре 2006 года истице по договору социального найма предоставлена однокомнатная квартира по адресу: ***, р.п. *** ***, с электроснабжением, холодным водоснабжением, канализацией, теплоснабжением и природным газом. Общая площадь жилого помещения составляет 24,03 кв.м., что превышает учетную норму, установленную решением Совета депутатов *** городского поселения от *** ***. В мае 2010 года межведомственная комиссия, назначенная Постановлением МО «*** городское поселение», провела обследование жилого помещения, где проживает Потапова Е.С. По результатам обследования межведомственная комиссия признала жилое помещение по *** р.п. *** пригодным для проживания, на основании чего МО «*** городское поселение» отказало Потаповой Е.С. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель ответчика МО «*** район» Жирнова И.М., действующая по доверенности от 3 июня 2010 года, возражая против иска, пояснила, что МО «*** район» не является ответчиком по настоящему делу, поскольку полномочия по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется администрациями поселений.

Представитель Министерства труда и социального развития *** в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Из письменного отзыва на исковое заявление Потаповой Е.С. следует, что Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 года № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Министерство труда и социального развития Ульяновской области. Полномочия по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляются органом местного самоуправления муниципального образования.

Заслушав явившиеся стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обеспечение осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона, где сказано, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах».

Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Согласно ст. 51 ЖК Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу ст. 50 ЖК Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Законом Ульяновской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 06.05.2006 года № 49-ЗО предусмотрено, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями.

Решением Совета депутатов муниципального образования «*** городское поселение» Майнского района Ульяновской области от 25 декабря 2006 года за № 18/88 «Об установлении учетной нормы и нормы площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения на территории поселения установлена в размере 12 кв.м.

Из материалов дела следует, что истица Потапова Е.С. является ветераном Великой Отечественной войны, вдовой участника Великой Отечественной войны. Согласно справке, выданной Ульяновским областным государственным унитарным предприятием бюро технической инвентаризации ОГУП БТИ, за Потаповой Е.С. зарегистрировано право собственности на жилой дом по адресу: ***, р.п. ***, ***, общей площадью 19 кв.м., на основании Договора дарения от ***. До октября 2006 года истица проживала в собственном доме и до настоящего времени Потапова Е.С. является собственником указанного жилого дома.

20 октября 2006 года Потаповой Е.С. по договору социального найма предоставлено жилое помещение в р.п. ***. Согласно Техническому паспорту жилого помещения, составленному ***, общая площадь квартиры составляет 24.03 кв.м.

Из договора социального найма жилого помещения *** от ***, справки, выданной МО «*** городское поселение» *** за ***, следует, что других нанимателей, кроме Потаповой Е.С., в квартире по адресу: *** не имеется.

5 мая 2010 года истица обратилась в МО «*** городское поселение» по вопросу постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и 26 мая 2010 года получила уведомление об отказе в удовлетворении просьбы.

Согласно акту обследования помещения и заключению межведомственной комиссии от 26 мая 2010 года квартира, предоставленная Потаповой Е.С. по договору социального найма по адресу: р.п. ***, ***, пригодна для постоянного проживания, со всеми удобствами.

Изложенные обстоятельства подтвердили в судебном заседании свидетели – члены межведомственной комиссии: М.С.Г., Е.О.В., В.Е.Ф., К.В.С.

Учитывая, что общая площадь жилого помещения, предоставленного Потаповой Е.С. по договору социального найма, больше установленной органом местного самоуправления учетной нормы, жилое помещение пригодно для постоянного проживания, МО «Игнатовское городское поселение» вполне законно и обоснованно отказало истице в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Из объяснений представителя МО «*** городское поселение» Беспаловой А.Д. в судебном заседании, акта проверки жилищных условий заявителя от 8 октября 2010 года по адресу: р.п. *** *** видно, что указанный дом также пригоден для проживания. Комнаты сухие, светлые, имеется печное отопление. Данные обстоятельства не оспариваются в судебном заседании и представителем истицы Потаповым В.М., пояснившим, что до 4 октября 2010 года (до подключения центрального отопления) он с супругой и матерью проживал в данном доме.

Таким образом, определяя уровень обеспеченности Потаповой Е.С. жилой площадью в свете приведенных требований жилищного законодательства, суд принимает во внимание как общую площадь жилого помещения, предоставленного истице по договору социального найма, так и площадь жилого помещения, принадлежащего истице на праве собственности.

Отсутствие в доме, принадлежащем истице на праве собственности, удобств, горячего водоснабжения как в целом по поселку, так и в квартире, предоставленной по договору социального найма, не могут быть приняты судом во внимание и свидетельствовать о нуждаемости Потаповой Е.С. в жилом помещении.

Доводы представителя истицы о возможных неудобствах при совместном проживании его с супругой и Потаповой Е.С. и необходимости в наличии жилого помещения больших размеров, суд находит несостоятельными и принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Потаповой Е.С. отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Ульяновский областной суд через Майнский районный суд Ульяновской области.

Судья Н.В. Писарева