2-243 о выделении жилищного сертификата



Дело № 2-243/2010

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

22 ноября 2010 года р.п. Майна

Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Писаревой Н.В. при секретаре Шабровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никифорова А.Н. к Управлению образования администрации муниципального образования «Майнский район», исполняющему функции органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области о выделении жилищного сертификата,

У С Т А Н О В И Л:

Никифоров А.Н. обратился в суд с иском к Управлению образования администрации муниципального образования «Майнский район», исполняющему функции органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, о выделении жилищного сертификата как лицу, оставшемуся без попечения родителей, имеющему право на обеспечение жилыми помещениями. В обоснование заявленных требований указано, что 31 августа 2010 года истец обратился в отдел опеки и попечительства администрации МО «Майнский район» по поводу выделения ему жилищного сертификата, поскольку жилье по адресу: ***, *** *** не пригодно для проживания. В настоящее время истец проживает в *** на квартире. Ответчик отказал в выделении жилищного сертификата по тем основаниям, что 1 сентября 2010 года истцу исполнилось 24 года. Никифоров А.Н. просит удовлетворить заявленные требования.

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика администрацию муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области, в качестве третьего лица – администрацию муниципального образования «Выровское сельское поселение».

В судебном заседании Никифоров А.Н. поддержал исковые требования о выделении жилищного сертификата. Истец пояснил, что родился *** года на ст. ***. Отец Никифоров Н.Г. умер в апреле 2000 года, мама Батькова Н.В. – в мае 2000 года. После смерти родителей его и сестру определили в Областное государственное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей *** специальную (коррекционную) школу-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья. В данном учреждении он находился на полном государственном обеспечении с 1 сентября 1996 года по 6 сентября 2002 года. После окончания школы обучался в *** ПУ *** до 2004 года. По окончании обучения воспитатели привезли его на ст. ***, зарегистрировали по адресу: ***, в доме, который фактически был разрушен, на тот момент в доме не было дверей, полов, окон. Ни жить, ни работать на *** не мог, уехал в ***, где снимает квартиру, работает слесарем-сантехником в *** (институте). В 2010 году межведомственная комиссия признала жилой дом, в котором он имеет регистрацию, не пригодным для проживания. Управление образования администрации муниципального образования «Майнский район» отказало в приеме документов о выделении жилищного сертификата, сославшись на то, что дом признан непригодным для проживания после того, как ему исполнилось 23 года. Просит обязать администрацию муниципального образования «Майнский район» выдать ему жилищный сертификат как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель администрации муниципального образования «Майнский район» и Управления образования администрации МО «Майнский район», исполняющего функции органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, начальник отдела опеки и попечительства Балашова М.Н., не оспаривая право истца на обеспечение жилым помещением как лица, оставшегося без попечения родителей, пояснила, что поставить на регистрационный учет в качестве нуждающегося Никифорова А.Н. невозможно, поскольку истец обратился в органы опеки после достижения им 23-летнего возраста.

Представитель соответчика Министерства образования Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из письменного отзыва усматривается, что в компетенцию Министерства образования Ульяновской области не входит наделение детей-сирот жилищными сертификатами и определение права заявителя на его получение. Надлежащим ответчиком по данному делу считают муниципальное образование, на территории которого истец проживает.

Представитель третьего лица – администрации муниципального образования «Выровское сельское поселение» Драгунова Г.В. требование Никифорова А.Н. поддержала, суду пояснила о том, что после смерти родителей Постановлением Главы администрации *** *** от *** за несовершеннолетним Никифоровым А.Н. и его сестрой было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: ***, ***, *** – дом, в котором ранее проживала семья Никифоровых. До 2004 года за домом присматривала бабушка истца – Батькова В.С., затем женщина стала злоупотреблять спиртными напитками и мер к сохранности дома не принимала. Никифоров А.Н. после окончания школы и профессионального училища был зарегистрирован на ст. Выры по вышеуказанному адресу, но дом фактически был нежилой. Установленный Администрацией МО «Выровское сельское поселение» замок на входной двери сорвали, дом не отапливался, ветшал и окончательно пришел в негодность. 19 июля 2010 года заключением межведомственной комиссии дом признан непригодным для проживания. Считает, что Никифоров А.Н. имеет право на получение жилищного сертификата, поскольку дом пришел в непригодное состояние не по вине истца, просит удовлетворить заявленные требования.

Заслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гласит, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в случае отсутствия закрепленного за ними жилого помещения предусмотрено также статьей 2 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области».

Абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 года к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

В целях реализации Закона Ульяновской области от 06.05.2006 N 60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» Правительством Ульяновской области утвержден 15.01.2008 года Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области (в ред. Постановления Правительства области от 13.10.2009 N 353-П).

Данный Порядок устанавливает, что право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья. Для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители представляют в любое время после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области по месту жительства определенный перечень документов.

Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, сохраняется до 23-х лет.

Как видно из материалов дела, Никифоров А.Н. родился ***, что подтверждается паспортными данными истца. Родители Никифорова А.Н. умерли в 2000 году. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о смерти. Никифоров А.Н. остался без попечения родителей. На основании Постановления Главы Майнского района несовершеннолетний Никифоров А.Н. помещен в детское государственное учреждение, жилплощадь по адресу: ***, ***, ***, находящаяся на балансе кооперативного предприятия «Выровский», закреплена за несовершеннолетним ребенком. Ответственность за сохранение жилья возложена на руководителя кооперативного предприятия. Распоряжением Главы администрации МО «Выровское сельское поселение» № 3 от 13 февраля 2006 года дом принят в собственность МО «Выроское сельское поселение».

Из справки, выданной директором Белозерской школы-интерната за № *** года, видно, что Никифоров А.Н. обучался и проживал в Областном государственном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей *** специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья с 1 сентября 1996 года по 6 сентября 2002 года. После окончания школы был направлен на дальнейшую учебу в ***, ПУ ***.

Из Свидетельства серии АВ *** следует, что Никифоров А.Н. обучался в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования в профессиональном училище *** *** по специальности маляр, штукатур, каменщик с 1 сентября 2002 года по 18 июня 2004 года.

Из справки формы № 8, выданной администрацией МО «Выровское сельское поселение» от 17 августа 2010 года, видно, что Никифоров А.Н. с 23 июня 2004 года зарегистрирован в *** ст. ***.

Судом установлено, что ни руководство кооперативного предприятия «Выровский», на которое была возложена ответственность по сохранности жилого помещения, ни администрация МО «Выровское сельское поселение», на чьем балансе находится жилье, с 2000 года мер по сохранности жилья, закрепленного за несовершеннолетним, не принимала. В судебном заседании истец пояснил, что в 2004 году воспитатели привезли его на ст. Выры и зарегистрировали по адресу: ***, ***, в то время дом находился в разрушенном состоянии, без окон, дверей, полов и печей. В результате бездействий администрации МО «Выровское сельское поселение» по сохранности имущества *** на ст. *** заключением межведомственной комиссии от 19 июля 2010 года признан не пригодным для проживания. При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами представителя Управления образования администрации МО «Майнский район» о том, что жилое помещение, закрепленное за истцом, стало непригодным для проживания после достижения Никифоровым А.Н. 23-летнего возраста. Суд считает, что достижение истцом 23-летнего возраста в данном случае не является основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на получение жилья, и не освобождает соответствующие органы от обязанности обеспечить Никифорова А.Н. жилым помещением.

По сообщению Ульяновского областного Государственного унитарного предприятия бюро технической инвентаризации ОГУП БТИ, Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество Никифорова А.Н. отсутствуют.

В соответствии с п. п. 3 и 4 Постановления Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 № 1-П «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» право указанных лиц реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья. Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом о выделении субсидии на приобретение жилья.

Государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделены органы местного самоуправления.

Таким образом, обязанность по выдаче жилищного сертификата Никифорову А.Н. суд возлагает на администрацию муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Никифорова А.Н. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области выдать Никифорову А.Н. жилищный сертификат.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Ульяновский областной суд.

Судья Н.В. Писарева