Именем Российской Федерации 21 декабря 2010 года р.п. Майна Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Писаревой Н.В., при секретаре Шутовой Е.Г., с участием помощника прокурора Кузнецовой М.А., представителей ответчиков Каниной Ю.В., Жирновой И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Майнское городское поселение» Майнского района Ульяновской области, администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области об организации сбора, вывоза и утилизации отходов, УСТАНОВИЛ: Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Майнское городское поселение» (далее администрация МО «Майское городское поселение), администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области (далее администрация МО «Майнский район») об организации сбора, вывоза и утилизации отходов на территории МО «Майнское городское поселение». В обоснование заявленных требований указано, что Ульяновская природоохранная прокуратура провела проверку исполнения законодательства об охране окружающей среды при сборе, вывозе и утилизации отходов на территории муниципального образования. Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения МО «Майнское городское поселение» относятся организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов. В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно - эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.2.1, 2.2.2). Неисполнение данных требований законодательства ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации, способствует возникновению несанкционированных свалок на территории муниципального образования. В нарушение указанных требований закона администрацией МО «Майнское городское поселение» сбор и вывоз отходов на территории муниципального образования не организован, в результате чего на территории поселения стихийно образовались несанкционированные свалки: по ул. Лесная – 3 свалки; по ул. 1-ая Колхозная – 2 свалки; по ул. Шевченко – 1 свалка; по ул. Тополиная – 3 свалки в р.п. Майна; в с. Абрамовка в восточной части села на расстоянии 100 метров в карьере. Общая площадь несанкционированных свалок на территории администрации МО «Майнское городское поселение» составляет более 1 га. Согласно п. 14 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Таким образом, организация утилизации отходов возложена законом на администрацию МО «Майнский район». Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей МО «Майнское городское поселение» на благоприятную окружающую среду, а также лиц, временно находящихся на указанной территории (то есть субъекты, персонифицировать которых невозможно). Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать администрацию МО «Майнское городское поселение» организовать на всей территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию МО «Майнское городское поселение» организовать ликвидацию несанкционированных свалок: по ул. Лесная – 3 свалки; по ул. 1-ая Колхозная – 2 свалки; по ул. Шевченко – 1 свалка; по ул. Тополиная – 3 свалки в р.п. Майна; в с. Абрамовка в восточной части села на расстоянии 100 метров в карьере в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию МО «Майнский район» организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории МО «Майнское городское поселение» в четырехмесячный срок с момента вступления В судебном заседании помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Кузнецова М.А. исковые требования уточнила. Просила обязать администрацию МО «Майнское городское поселение» организовать на всей территории населения сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в срок до 21 марта 2011 года, ликвидировать несанкционированные свалки в срок до 21 мая 2011 года; администрацию МО «Майнский район» обязать организовать утилизацию и переработку бытовых отходов в срок до 21 апреля 2011 года. Ответчики – представитель администрации МО «Майнское городское поселение» Канина Ю.В. и представитель администрации МО «Майнский район» Жирнова И.М. исковые требования признали в полном объеме. Представитель третьего лица – Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области – Завьялов И.И. в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв, в котором просит исковые требования прокурора удовлетворить. В силу ч. 2 ст. 68 ГПК Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания обстоятельств дела. Суд принимает признание иска представителями ответчиков Каниной Ю.В. и Жирновой И.М., так как это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Признание иска ответчиками положено в основу решения об удовлетворении исковых требований. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 39, 173, 198 ГПК Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Майнское городское поселение» Майнского района Ульяновской области организовать на всей территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в трехмесячный срок, т.е. до 21 марта 2011 года включительно. Обязать администрацию муниципального образования «Майнское городское поселение» Майнского района Ульяновской области ликвидировать несанкционированные свалки в р.п. Майна: по ул. Лесная - 3 свалки, по ул. 1-я Колхозная – 2 свалки, по ул. Шевченко - 1 свалка, по ул. Тополиная - 3 свалки; в с. Абрамовка в восточной части села на расстоянии 100 метров в карьере Майнского района Ульяновской области – до 21 мая 2011 года включительно. Обязать администрацию муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования «Майнское городское поселение» Майнского района Ульяновской области в четырехмесячный срок, до 21 апреля 2011 года включительно. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Майнский районный суд. Судья Н.В. Писарева
решения суда с законную силу.