2-296 о ликвидации несанкционированной свалки



Дело № 2-296/2010Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 декабря 2010 года р.п. Майна

Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Писаревой Н.В., при секретаре Шутовой Е.Г., с участием помощника прокурора Кузнецовой М.А., представителя ответчика Жирновой И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области, администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области об организации сбора, вывоза и утилизации отходов,

УСТАНОВИЛ:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» (далее администрация МО «Игнатовское городское поселение), администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области (далее администрация МО «Майнский район») об организации сбора, вывоза и утилизации отходов на территории МО «Игнатовское городское поселение». В обоснование заявленных требований указано, что Ульяновская природоохранная прокуратура провела проверку исполнения законодательства об охране окружающей среды при сборе, вывозе и утилизации отходов на территории муниципального образования. Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения МО «Игнатовское городское поселение» относятся организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов. В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно - эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.2.1, 2.2.2).

Неисполнение данных требований законодательства ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации, способствует возникновению несанкционированных свалок на территории муниципального образования.

В нарушение указанных требований закона администрацией МО «Игнатовское городское поселение» сбор и вывоз отходов на территории муниципального образования не организован, в результате чего на территории поселения стихийно образовались несанкционированные свалки: в южной части на окраине р.п. Игнатовка на расстоянии 1 км; на улицах Гагарина, 1, Транспортная в двух метрах от дороги, и на других улицах р.п. Игнатовка; в с. Загоскино – в северной части на расстоянии 500 метров от села, в южной части на расстоянии 100 метров от села; в с. Поповка в северной части на расстоянии 50 метров от села. Общая площадь несанкционированных свалок на территории администрации МО «Игнатовское городское поселение» составляет более 3 га.

Согласно п. 14 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, организация утилизации отходов возложена законом на администрацию МО «Майнский район».

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей МО «Игнатовское городское поселение» на благоприятную окружающую среду, а также лиц, временно находящихся на указанной территории (то есть субъекты, персонифицировать которых невозможно). Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения; обязать администрацию МО «Игнатовское городское поселение» организовать на всей территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию МО «Игнатовское городское поселение» организовать ликвидацию несанкционированных свалок: в южной части на окраине р.п. Игнатовка на расстоянии 1 км; на улицах Гагарина, 1, Транспортная в двух метрах от дороги, и на других улицах р.п. Игнатовка; в с. Загоскино – в северной части на расстоянии 500 метров от села, в южной части на расстоянии 100 метров от села; в с. Поповка в северной части на расстоянии 50 метров от села в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию МО «Майнский район» организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории МО «Игнатовское городское поселение» в четырехмесячный срок с момента вступления
решения суда с законную силу.

В судебном заседании помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Кузнецова М.А. исковые требования в части ликвидации несанкционированных свалок и срока их ликвидации уточнила. Просила обязать администрацию МО «Игнатовское городское поселение» организовать ликвидацию несанкционированных свалок: в южной части на окраине р.п. Игнатовка на расстоянии 1 км; на улицах Гагарина, 1, Транспортная в двух метрах от дороги; в с. Загоскино - в северной части на расстоянии 500 метров от села, в южной части на расстоянии 100 метров от села; в с. Поповка в северной части на расстоянии 50 метров от села в пятимесячный срок, т.е. до 21 мая 2011 года включительно.

Представитель ответчика – администрации МО «Майнский район» Жирнова И.М. исковые требования признала в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации МО «Игнатовское городское поселение» в судебное заседание не явился, о времени извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица – Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области – Завьялов И.И. в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв, в котором просит исковые требования прокурора удовлетворить.

Заслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных образований относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов.

В силу ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно - эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

Несмотря на прямое указание закона, администрация МО «Игнатовское городское поселение» не приняло должных мер по выполнению возложенных на нее обязанностей по обеспечению благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки и охраны окружающей среды на территории муниципального образования.

При таких обстоятельствах суд считает требования прокурора вполне обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель администрации МО «Майнский район» Жирнова И.М. требование об организации утилизации и переработке бытовых отходов, вывозимых с территории МО «Игнатовское городское поселение» в четырехмесячный срок, т.е. до 21 мая 2011 года признала.

В силу ч. 2 ст. 68 ГПК Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания обстоятельств дела.

Суд принимает признание иска представителем ответчика Жирновой И.М., считая, что оно не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 39, 194, 198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения.

Обязать администрацию муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области организовать на всей территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в трехмесячный срок, т.е. до 21 марта 2011 года включительно.

Обязать администрацию муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области ликвидировать несанкционированные свалки: в южной части на окраине р.п. Игнатовка на расстоянии 1 км; на улицах Гагарина, 1; Транспортная в двух метрах от дороги; в с. Загоскино: в северной части на расстоянии 500 метров от села, в южной части на расстоянии 100 метров от села; в с. Поповка в северной части на расстоянии 50 метров от села – до 21 мая 2011 года включительно.

Обязать администрацию муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области в четырехмесячный срок, до 21 апреля 2011 года включительно.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Майнский районный суд.

Судья Н.В. Писарева