о признании права собственности в порядке наследования по закону на денежный вклад



Дело № 2-5/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 января 2011 года р.п. Майна

Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Сизовой Н.В., при секретаре Чагаевой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трифоновой Г.И. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области об установлении факта принятия наследства и признания права собственности на денежный вклад в порядке наследования по закону,

у с т а н о в и л:

Трифонова Г.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование требований указано, что 12 марта 2010 года умерла ее мать Д.А.И., которая на момент смерти проживала в *** в доме-интернате для престарелых. После ее смерти в отделении Сбербанка России остался денежный вклад в сумме 8531 рубль 41 копейка. В выдаче свидетельства о праве на наследство нотариусом ей было отказано, поскольку пропущен шестимесячный срок для принятия наследства. Просит восстановить срок для принятия наследства после смерти матери Д.А.И., признать за ней право собственности в порядке наследования по закону на денежный вклад, принадлежащие Д.А.И., открытый в Майнском отделении № 4271 Сбербанка России.

В судебном заседании истица Трифонова Г.И. уточнила заявленные требования, просила установить факт принятия наследства и признать за ней право собственности в порядке наследования по закону на денежный вклад на имя Д.А.И. В судебном заседании пояснила, что ее мать Д.А.И. проживала в доме-интернате для престарелых в ***. Она навещала ее раз в месяц, приезжала на праздники и день рождения. Получив сообщение о смерти матери, она приехала в ***, осуществляла ее похороны. Оставшиеся личные вещи матери: электрическую плитку, одежду она оставила для пользования в доме-интернате, фактически распорядилась ими и тем самым вступила в наследство. Просит установить факт принятия наследства и признать за ней право на денежный вклад, хранящийся в структурном подразделении № 4271/014 филиала Открытого акционерного общества «Сбербанк России» Майнское отделение № 4271, на имя Д.А.И., умершей 12 марта 2010 года.

Представитель ответчика Межрайонной ИНФС России № 4 по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия. Возражений по делу не представил.

Представитель третьего лица – филиала Открытого акционерного общества «Сбербанк России» в лице Майнского отделения № 4271 Аникина О.В. в судебном заседании пояснила, что в Майнском отделении № 4271/014 на имя Р. А.И., *** года рождения, имеется денежный вклад без завещательного распоряжения. Данный вклад может быть выплачен наследникам Д.А.И. на основании документов, подтверждающих их право на наследство.

Заслушав истца, представителя третьего лица, допросив свидетеля, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельству о смерти I-ВА ***, выданному отделом ЗАГС администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области Российской Федерации Д.А.И. умерла 12 марта 2010 года.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.218 ГК Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст.1116 ГК Российской Федерации к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых на день открытия наследства.

В силу ч.1 ст.1142 ГК Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В выдаче свидетельства о праве на наследство после умершей 12 марта 2010 года Д.А.И. истице отказано 23 ноября 2010 года. Отказ мотивирован тем, что наследница в шестимесячный срок наследство не приняла, документального подтверждения фактического принятия наследства не имеет.

Обращаясь с вышеуказанными требованиями, истица представила свидетельства о своем рождении и заключении брака, свидетельство о смерти своего брата Л.А.И., актовые записи о рождении матери Д.А.И. (С.А.И.), заключении и расторжении браков.

Согласно свидетельству о рождении Листунова Г.И., выданному 05 января 1948 года, ее родителями являются Л.И.С. и Л.А.И..

Из свидетельства о заключении брака, выданного городским отделом ЗАГС г.Ульяновска ***, следует, что Л.Г.И. *** заключила брак с Т.С.Ф., после заключения брака ей присвоена фамилия Т..

Согласно записи акта о расторжении брака *** Л.И.С. и Л.А.И. 18 мая 1962 года расторгли брак, после расторжения брака Л. присвоена фамилия С.

Из записи акта о браке *** видно, что 28 января 1969 года С.А.И. вступила в брак с Д.А.Л., после заключения брака ей присвоена фамилия Д..

Согласно записи акта о смерти *** Д.А.Л. умер 13 января 1988 года.

Согласно свидетельству о смерти I-ВА *** Л.А.И. умер 24 июня 2001 года.

Из ответа нотариуса р.п.Майна Ульяновской области Ф.Н.Н. от 20 декабря 2010 года следует, что наследственного дела к имуществу Д.А.И., проживавшей по адресу ***, умершей ***, не имеется.

Допрошенная в судебном заседании А.Г.Д. – сестра хозяйка Государственного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов в ***», суду пояснила, что Д.А.И. находилась на обеспечении в доме –интернате *** с 2002 года. Ее дочь Трифонова Г.И. навещала ее один раз в месяц, привозила вещи и продукты. *** Д.А.И. умерла. Трифонова Г.И. приезжала на похороны, распорядилась вещами, которые остались после матери. Одежду Д.А.И. раздала другим обеспечиваемым интерната, электрическую плитку оставила для пользования интернату

Оснований сомневаться в показаниях вышеуказанного свидетеля и представленных истцом документах, у суда не имеется.

В силу пункта 1 статьи 1152 ГК Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.

Статьей 1153 ГК Российской Федерации определено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Как установлено в судебном заседании, Трифонова Г.И. является единственной наследницей первой очереди умершей Д.А.И., фактически приняла наследство после смерти матери, поскольку совершила действия, направленные на его принятие, распорядившись вещами Д.А.И.

При изложенных обстоятельствах, суд считает требования истицы законными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Трифоновой Г.И. удовлетворить.

Признать за Трифоновой Г.И. право собственности в порядке наследования по закону на денежный вклад, хранящийся в структурном подразделении № 4271/014 филиала Открытого акционерного общества «Сбербанк России» Майнское отделение № 4271, на имя Д.А.И., *** года рождения, умершей 12 марта 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней.

Судья Н.В.Сизова