2-28 об отказе в восстановлении срока для принятии наследства



Дело № 2-28/2011Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 января 2011 года р.п. Майна

Майнский районный суд *** под председательством судьи Писаревой Н.В. при секретаре Чагаевой Т.Е., с участием истицы Васильевой Н.В., представителя ответчика – филиал Открытого акционерного общества «Сбербанк России» Майнское отделение № 4271 Аникиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Н.В. к филиалу Открытого акционерного общества «Сбербанк России» Майнское отделение № 4271, Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области о восстановлении срока для принятия наследства и признании права собственности на компенсацию по вкладу,

У С Т А Н О В И Л:

Васильева Н.В. обратилась в суд с иском к филиалу Открытого акционерного общества «Сбербанк России» Майнское отделение № 4271 (далее Майнское ОСБ № 4271) о восстановление срока для принятия наследства. Свои требования Васильева Н.В. мотивировала тем, что 17 июня 1993 года умер ее брат В. А.В., *** года рождения, проживавший в ***. После его смерти осталось имущество в виде денежных вкладов с причитающимися процентами и компенсацией, хранящиеся в Майнском ОСБ № 4271. О наличии указанного вклада она не знала, срок вступления в наследство пропустила. Нотариус устно отказал ей в выдаче свидетельства о праве на наследство и рекомендовал в судебном порядке установить факт принятия наследства.

Судом в качестве надлежащего ответчика привлечена Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области (далее Межрайонная ИФНС России № 4).

В судебном заседании Васильева Н.В. заявленные требования уточнила, просила восстановить срок для принятия наследства, оставшегося после смерти брата В.А.В.., и признать за ней право собственности на компенсацию по вкладу, находящегося в Майнском отделении Сбербанка № 4271. Истица пояснила, что ее брат В.А.В. в течение пяти лет сожительствовал со С.Р.В. и до 1993 года проживал в доме последней в совхозе им. ***. В зарегистрированном браке В.А.В. не состоял, детей не имел. Она проживала со своей семьей в совхозе "***", в соседнем поселке. 17 июня 1993 года брат умер, все принадлежащие ему личные вещи остались в доме С.Р.В., какого-либо недвижимого имущества у брата не было. О наличии счета в Майнском ОСБ № 4271 на имя брата она знала, 22 июня 1993 года ей выдали с указанного счета 2 000 рублей на похороны, сберегательная книжка В.А.В. находилась у матери. Их с В.А.В. отец В.В.В. умер ранее своего сына, в 1989 году, мать В.М.И. умерла в 1996 году. После смерти матери сберегательная книжка на имя брата находилась у нее. О том, что счет подлежит компенсации, стало известно недавно, из устного ответа нотариуса узнала, что она пропустила установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства, не имея к тому уважительных причин.

Представитель ответчика - Майнского ОСБ № 4271 Аникина О.В., возражая против заявленных требований, пояснила, что в Майнском отделении ОСБ № 4271 на имя В.А.В. имеется лицевой счет, с текущим остатком на 31 декабря 2010 года в сумме 54,36 рублей, подлежащий компенсации в сумме 1 456, 97 рублей. Завещательное распоряжение на денежный вклад отсутствует. Истица не является лицом, имеющим право на получение денежных средств в порядке наследования после смерти В.А.В., а, следовательно, заявленные требования необоснованные, просит в иске отказать.

Представитель ответчика - Межрайонной ИФНС России № 4 в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав объяснения истицы, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1155 ГК Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать от открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

В силу ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Васильева Н.В. (до замужества Ванкова) является сестрой В.А.В.. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о рождении В.А.В. и В.Н.В.. Согласно свидетельству о расторжении брака после расторжения брака с В.А.М., истице присвоена фамилия Васильева.

Как видно из свидетельства о смерти, В.А.В. умер *** в ***.

По информации Майнского отделения ОСБ № 4271 от 13 января 2011 года, в структурном подразделении на имя В.А.В. имеется счет *** (***), текущий остаток по счету на 31 декабря 2010 года - 54,36 рублей, завещательного распоряжения не имеется, счет подлежит компенсации в сумме (остаток на 20 июня 1991 год) 1 456,97 рублей.

В силу ч. 2 ст. 218 ГК Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам, в соответствии с завещанием или законом.

В силу ст. 1113 ГК Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.

Согласно ст. 1142 ГК Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Отец В.А.В. - В.В.А. умер 7 марта 1989 года, мать В.А.В. - В.М.И. умерла 22 ноября 1996 года. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о смерти В.В.А. и В.М.И.

Статья 1154 ГК Российской Федерации предусматривает, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия. Доказательствами принятия наследства могут являться любые действия, свидетельствующие о том, что наследник наследство принял.

Из объяснений истицы в судебном заседании следует, что ее матери В.М.И., также как и ей было известно о смерти В.А.В. и об имеющемся лицевом счете В.А.В. в Майнском отделении ОСБ № 4271 на день его смерти, 17 июня 1993 года. Никакого наследства мать после смерти своего сына не принимала, в нотариальную контору с заявлением о выдаче свидетельства на право на наследство не обращалась, правом обратиться в суд за восстановлением права на наследование не воспользовалась.

Из ответа нотариуса нотариального округа *** от *** усматривается, что к имуществу умершего 17 июня 1993 года В.А.В. наследственного дела не имеется.

Истица к наследникам первой очереди после смерти брата не относится. Завещательного распоряжения на денежный вклад не имеется. Принадлежащее В.А.В. имущество после его смерти наследником первой очереди по закону - матерью В.М.И. - не принято. При таких обстоятельствах заявленные требования Васильевой Н.В. о восстановлении срока для принятия наследства после смерти брата В.А.В. и признания за ней права собственности на денежную компенсацию по вкладу, открытому на имя В.А.В., являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Васильевой Н.В. к филиалу Открытого акционерного общества «Сбербанк России» Майнское отделение № 4271, Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области о восстановлении срока для принятия наследства и признании права собственности на компенсацию по вкладу оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Майнский районный суд.

Судья Н.В. Писарева