№ 2-4 о взыскании компенсации морального вреда, причиненного преступлением



Дело № 2-4/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 января 2011 года р.п. Майна

Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Сизовой Н.В., при секретаре Чагаевой Т.Е.,

с участием истицы Дьяконовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дьяконовой Т.Н., Чугуновой А.И. к Смирнову О.С., Бормотову А.Ю. о компенсации морального вреда, причиненного преступлением,

У С Т А Н О В И Л:

Дьяконова Т.Н., действуя в своих интересах и интересах Чугуновой А.И., обратилась в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда с осужденных приговором Майнского районного суда Ульяновской области от 04 октября 2010 года Смирнова О.С. и Бормотова А.Ю. за причинение смерти Ч.А.Н. С Смирнова О.С. компенсацию морального вреда в размере 500000 рублей, с Бормотова А.Ю. - в размере 400 000 рублей, в равных долях каждой потерпевшей.

В судебном заседании Дьяконова Т.Н. исковые требования о компенсации морального вреда поддержала и пояснила, Ч.А.Н. являлся ее старшим братом, истица Чугунова А.И. – их мать. В связи со смертью брата и сына она и Чугунова А.И. пережили огромные нравственные страдания, неизгладимой является боль утраты близкого человека. Чугунова А.И. инвалид 1 группы, парализована. После смерти сына у Чугуновой А.И. ухудшилось здоровье. Ч.А.Н.. помогал ей ухаживать за матерью, в связи с его смертью она вынуждена прекратить работать, осуществлять уход за Чугуновой А.И.

Ответчики Смирнов О.С. и Бормотов А.И., находятся в местах лишения свободы, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, возражений по существу иска не представили.

Заслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Приговором *** районного суда *** от 04 октября 2010 года Смирнов О.С. и Бормотов А.Ю. признаны виновными в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью Ч.А.Н., опасного для жизни человека, совершенное группой лиц, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, т.е. в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК Российской Федерации. Смирнов О.С. осужден к 9 годам 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, Бормотов А.Ю. - к 9 годам 3 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Определением судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 17 ноября 2010 года приговор Майнского районного суда оставлен без изменения.

В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК Российской Федерации вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Вступивший в законную силу приговор имеет для суда преюдициальное значение. Таким образом, вина Смирнова О.С. и Бормотова А.Ю. в совершении преступления, повлекшего смерть Ч.А.Н., установлена приговором суда.

Права граждан на жизнь и здоровье, достоинство личности, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага защищаются законом.

В силу ст. 1064 ГК Российской Федерации вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 151 ГК Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.06.2010 N 17 "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве", указано, что по уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, пострадавшего от преступления, права потерпевшего переходят к одному из близких родственников погибшего. В силу пункта 4 статьи 5 УПК Российской Федерации к близким родственникам относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Если преступлением затрагиваются права и законные интересы сразу нескольких лиц, являющихся близкими родственниками погибшего, и они настаивают на предоставлении им прав потерпевшего, эти лица могут быть признаны потерпевшими.

Постановлением следователя Ульяновского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по *** от 14 мая 2010 года по уголовному делу по факту причинения смерти Ч.А.Н. потерпевшей по делу признана родная сестра погибшего – Дьяконова Т.Н.

Согласно свидетельству о рождении Ч.А.Н. его матерью является Чугунова А.И..

Таким образом, Дьяконова Т.Н. и Чугунова А.И. являются близкими родственниками погибшего Ч.А.Н., их требование о взыскании компенсации морального вреда с виновных лиц подлежит удовлетворению.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд, учитывая наиболее активные действия Смирнова О.С. в причинении Ч.А.Н. телесных повреждений, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего, полагает, что Чугунова А.И. и Дьяконова Т.Н. пережили огромные нравственные страдания в связи с потерей сына и брата, неизгладимой является боль утраты близкого человека. Принимая во внимание материальное положение осужденных, наличие 2 группы инвалидности у Бормотова А.Ю., компенсацию в размере по 250000 рублей в пользу каждой потерпевшей с Смирнова О.С., по 200000 рублей в пользу каждой потерпевшей с Бормотова А.Ю., суд считает разумной и справедливой.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Дьяконовой Т.Н., Чугуновой А.И. удовлетворить.

Взыскать с Смирнова О.С. в пользу Дьяконовой Т.Н., Чугуновой А.И. компенсацию морального вреда в размере 250 000 рублей каждой.

Взыскать с Бормотова А.Ю. в пользу Дьяконовой Т.Н., Чугуновой А.И. компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей каждой.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Ульяновский областной суд.

Судья Н.В. Сизова