2-118 о признании решения межведомственной комиссии незаконным



Дело № 2-118/2011

Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации

10 мая 2011 года р.п. Майна

Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Писаревой Н.В., при секретаре Шабровой О.В., с участием помощника прокурора Майнского района Ульяновской области Баюшева Н.В., представителя ответчика Беспаловой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Майнского района Ульяновской области в интересах Топтыгиной Р.В. к администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области о признании незаконным заключения межведомственной комиссии,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Майнского района Ульяновской области обратился в суд в интересах Топтыгиной Р.В. к администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области о признании незаконным решения межведомственной комиссии № 2 от 28 февраля 2011 года, которым жилое помещение Топтыгиной Р.В. признано пригодным для постоянного проживания. В обоснование заявленного требования указано, что прокуратурой Майнского района Ульяновской области проведена проверка исполнения ответчиком законодательства при постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений. В соответствии с п. 11 ст. 23.2 данного закона определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п.п. 2 п. 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

На территории Ульяновской области вышеназванные правоотношения регулируются законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и Порядке предоставления им жилых помещений». В соответствии со ст. 2 названного Закона ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями поселений и городских округов Ульяновской области. Проведенной проверкой установлено, что обратившейся к ответчику вдове ветерана Великой Отечественной войны Топтыгиной Р.В. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказано на основании заключения межведомственной комиссии № 2 от 28 февраля 2011 года, назначенной постановлением главы администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области № 1 от 20 января 2010 года. Частный дом, расположенный в ***, в котором проживает Топтыгина Р.В., признан пригодным для постоянного проживания.

В соответствии с требованиями п.п. 7, 8 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» орган местного самоуправления создает в установленном порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодным (непригодным) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным Положением требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. 28 февраля 2011 года в нарушение п. 8 Положения специалисты, уполномоченные на проведение контроля и надзора в сфере экологической безопасности, а также на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях к проведению обследования жилищно-бытовых условий Топтыгиной Р.В. не привлекались. Изложенное свидетельствует о незаконности принятого межведомственной комиссией решения в отношении Топтыгиной Р.В. Прокурор просит удовлетворить иск о признании решения межведомственной комиссии № 2 от 28 февраля 2011 года незаконным.

В судебном заседании помощник прокурора Майнского района Ульяновской области Баюшев Н.В. поддержал иск.

Истица Топтыгина Р.В. в судебное заседание не явилась, о времени извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области Беспалова А.Д. иск не признала. Возражая, пояснила, что в соответствии с абзацем 3 пункта 3.7 Положения о межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещения, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области от 20.02.2010 № 1, межведомственная комиссия правомочна решать вопросы, если в ее работе принимает участие более половины ее членов. Согласно протоколу заседания межведомственной комиссии от 28 февраля 2011 года № 2 в решении вопроса о принятии заключения о пригодности жилого помещения Топтыгиной Р.В. для постоянного проживания принимало участие 6 человек при полном составе 9 человек. Считает заявленные требования необоснованными.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение приведенной нормы Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно пункту 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Органу местного самоуправления предоставлено право создавать в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии помимо представителей органа местного самоуправления включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Пунктом 42 Положения предусмотрено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.

Постановлением главы администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области № 1 от 20 января 2010 года, с учетом постановления № 33 от 18 февраля 2011 года на территории муниципального образования создана межведомственная комиссия о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, в состав которой включены 9 человек.

Как следует из акта обследования помещения № 2 от 28 февраля 2011 года и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 2 от 28 февраля 2011 года, обследование помещения, в котором проживает Топтыгина Р.В., проведено межведомственной комиссией в составе 6 человек.

Из показаний свидетеля Ш.Л.Н. – дочери Топтыгиной Р.В. присутствующей при обследовании помещения 28 февраля 2011 года, следует, что фактически в обследовании участвовало 3 человека: Ш.И.А. – председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «*** городское поселение», Ч.С.П. – начальник отдела ТЭР, ЖКХ администрации муниципального образования «*** район», Ч.Н.В. – главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора Ульяновской области в *** районе. Другие члены комиссии в обследовании не участвовали.

Изложенные свидетелем факты не оспариваются представителем ответчика в судебном заседании. Беспалова А.Д. не отрицает, что акт обследования члены комиссии В.Е.Ф. и Ш.А.Н. подписали при составлении заключения о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, остальные лица к работе комиссии не привлекались.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что 28 февраля 2011 года при разрешении вопроса о пригодности жилого помещения для постоянного проживания межведомственной комиссией были нарушены требования, установленные Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций к работе комиссии о признании дома Топтыгиной Р.В. пригодным (непригодным) для постоянного проживания, не привлекались.

Доводы представителя ответчика о том, что абзацем 3 пункта 3.7 Положения о межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу предусмотрено право комиссии решать вопросы при участии более половины ее членов, суд находит несостоятельными, поскольку межведомственная комиссия создается именно в целях признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан.

В связи с тем, что проведенное обследование и заключение межведомственной комиссии составлено с нарушением закона, суд признает данное заключение комиссии незаконным, а иск прокурора вполне обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 28 февраля 2011 года за № 2 о признании жилого помещения Топтыгиной Р.В. по адресу: ***, *** пригодным для постоянного проживания.

Взыскать с администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Ульяновский областной суд.

Судья Н.В. Писарева