Именем Российской Федерации 18 мая 2011 года р.п. Майна Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Глухова А.В., при секретаре Якимовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горячева Р.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Майнском районе Ульяновской области о признании отказа в назначении досрочной пенсии незаконным, возложении обязанности включения в специальный стаж работы периода военной службы из расчета один день службы за два дня работы, периода работы в качестве руководителя начальной военной подготовки, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, У С Т А Н О В И Л: Горячев Р.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Майнском районе Ульяновской области о признании незаконным отказа ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в педагогический стаж периода прохождения военной службы по призыву в вооруженных силах СССР с 17 ноября 1987 года по 07 декабря 1989 года из расчета один день службы за два дня работы, периода работы с 02 января 1990 года по 27 декабря 1992 года в качестве руководителя начальной военной подготовки в Карлинской средней школе, и назначении досрочной трудовой пенсии с 01 декабря 2010 года. В обоснование иска указал, что он 01 декабря 2010 года обратился в УПФ РФ по Майнскому району с заявлением и необходимыми документами о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, так как имел 25-летний стаж педагогической деятельности. 25 марта 2011 года получил отказ от ответчика, протокол № 36 от 01.03.2011года. Отказ мотивирован недостатком педагогического стажа. Не засчитали период работы с 02.01.1990 года по 27.12.1992 года в качестве руководителя военной подготовки в Карлинской средней школе и период его службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 17.11.1987 года по 07.12.1989 года. С решением ответчика он не согласен, поскольку до 1993 года действовали Списки, утвержденные Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397, в соответствии с которыми в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости включались в стаж по выслуге лет служба в составе Вооруженных Сил СССР. Кроме этого, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) один день военной службы – за два дня работы. Во-вторых, в трудовой книжке по вине работодателя допущена ошибка в графе «Сведения о работе» вместо записи «Принят военным руководителем» произведена запись «Принят руководителем начальной военной подготовки». В данный период работы он занимался педагогической деятельностью. В судебном заседании истец поддержал заявленные требования и суду пояснил, что в Вооруженных Силах СССР он служил по призыву в период с 17 ноября 1987 года по 06 декабря 1989 года, поскольку был уволен из части и выехал 06 декабря 1989 года. Участие в боевых действиях не принимал. До настоящего времени он работает директором в МОУ Карлинской средней общеобразовательной школе. В период с 02.01.1990 года по 27.12.1992 года работал в должности военного руководителя в Карлинской средней школе, а в трудовой книжке должность была указана – руководитель начальной военной подготовки. Он преподавал в школе начальную военную подготовку до 31.05.1990 года, а с 01.09.1990 года до 28.12.1992 года преподавал еще и физическое воспитание совместно с НВП. Как военный руководитель являлся ответственным за патриотическое воспитание учащихся школы, отвечал за гражданскую оборону и за физкультурно-оздоровительную работу, выезжал с учащимися на соревнования, военно-полевые сборы, слеты. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Майнском районе Ульяновской области Берхеев И.К., возражая против заявленных требований, суду пояснил, что решением комиссии УПФ РФ в Майнском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 01 марта 2011 года Горячеву Р.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа. На момент обращения, согласно решению комиссии, специальный стаж составлял 17 лет 11 месяцев 1 день, страховой стаж - 23 года 2 месяца 16 дней. Горячеву Р.Н. не был засчитан в специальный стаж период его прохождения срочной службы в Вооруженных Силах СССР с 17.11.1987 года по 07.12.1989 года, поскольку включение периода прохождения военной службы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Списком не предусмотрено. Период работы с 02.01.1990 года по 27.12.1992 года в должности руководителя начальной военной подготовки в Карлинской средней школе, не представляется возможным засчитать Горячеву Р.Н. в стаж на соответствующих видах работ, так как данная должность не предусмотрена Списком от 29.10.2002 года № 781. Заслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Часть 3 ст.123 Конституции Российской Федерации предусматривает осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон. В соответствии со ст.56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Майнском районе от 01 марта 2011 года (протокол № 36) Горячеву Р.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого требуемого 25-летнего стажа на соответствующих видах работ, при этом в стаж на соответствующих видах работ засчитаны следующие периоды: с 28.12.1992 года по 07.11.1994 года (1 год 10 месяцев 10 дней) – учитель в Карлинской средней школе; с 08.11.1994 года по 15.10.1999 года (4 года 11 месяцев 8 дней) – учитель в Карлинской средней общеобразовательной школе; с 19.10.1999 года по 10.01.2000 года (2 месяца 23 дня) – учитель в Карлинской средней общеобразовательной школе; с 11.01.2000 года по 27.08.2001 года (1 год 7 месяцев 17 дней) – учитель в МОУ Карлинской средней общеобразовательной школе; с 28.08.2001 года по 30.11.2010 года (9 лет 3 месяца 3 дня) – директор в МОУ Карлинской средней общеобразовательной школе. Специальный стаж составил 17 лет 11 месяцев 1 день, страховой стаж - 23 года 2 месяца 16 дней. Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 названного Федерального закона (в редакции от 30.06.2009) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно ч.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463. В силу пункта 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Согласно военному билету НП № 8049893 Горячев Роман Николаевич проходил действительную военную службу с 17 ноября 1987 года по 06 декабря 1989 года. В указанный период времени (период прохождения срочной военной службы истцом) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 и пунктом 2 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР. В силу пункта 4 названного Положения, в частности служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Период службы Горячева Р.Н. в Пограничных войсках КГБ СССР относится к периоду деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Принимая во внимание, что на момент обращения Горячева Р.Н. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в Армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Таким образом, период срочной службы Горячева Р.Н. в составе Вооруженных Сил СССР с 17 ноября 1987 года по 06 декабря 1989 года подлежит включению в стаж работы по специальности, дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права из расчета один день к одному, на основании вышеназванного Постановления Совета Министров СССР, которое действовало в период прохождения срочной службы истца в Армии. Доводы истца о льготном исчислении периода прохождения срочной службы в Вооруженных Силах СССР – ПВ КГБ из расчета один день службы за два дня работы со ссылкой на Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», суд находит несостоятельными, поскольку данные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права. Из п. 3 ст.10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе, офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы. Вместе с тем, ни названным Федеральным законом, ни Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ни Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 не предусмотрено льготное исчисление периодов военной службы по призыву для зачета в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии. Таким образом, оснований для исчисления периодов военной службы истца в составе Вооруженных Сил СССР из расчета один день военной службы за два дня работы у суда не имеется. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Пунктом 1 указанного Списка предусмотрена должность военного руководителя, а п.п.1.1 – наименование учреждений – общеобразовательные учреждения, школы всех наименований. Должность руководителя начальной военной подготовки вышеуказанным Списком не предусмотрена. Как следует из записи в трудовой книжке Горячева Р.Н., 02 января 1990 года он принят руководителем начальной военной подготовки в Карлинскую среднюю школу, а 28.12.1992 года переведен учителем ОБЖ и физкультуры 7 разряда. Из представленной истцом справки № 292 от 17.05.2011 года муниципального учреждения «Управление образования муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области» следует, что в соответствии с приказом Минпроса СССР от 20.02.1978 г. № 24 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения» в штатных расписаниях образовательных учреждениях района введена должность военный руководитель, на которую был принят Горячев Р.Н. 02 января 1990 года. Согласно приказу № 31 от 31 августа 1990 года, на основании решения Совета школы от 30 августа 1990 года (протокол № 4) ввести в новое штатное расписание должностные оклады следующим работникам обслуживающего и административного персонала – военный руководитель – 155 рублей. Из приказа № 23 по Карлинской средней школе от 31 мая 1990 года следует, что на основании прохождения программного материала по НВП направить на военно-полевые сборы группу учащихся 10 класса в количестве 6 человек сроком с 1 июня 1990 года. Руководителем группы назначить учителя по НВП Горячева Р.Н. Согласно приказу № 30 от 2 сентября 1990 года направить руководителя НВП Горячева Р.Н. на курс в г. Казань сроком с 4 по 29 сентября. Из приказа № 44 от 12 ноября 1990 года следует, что Горячеву Р.Н. руководителю НВП сделать тарификацию ввиду того, что он догружается учебными часами по физической культуре 4 часа в 7, 9 классах и 2 часа трудового обучения в 5-6 классах с 13 ноября 1990 года. Из приказа № 46 от 13 ноября 1990 года следует, что руководителю НВП Горячеву Р.Н. разрешить в плане эксперимента проводить 9 недельных часов по предмету «Допризывная подготовка» в каждом классе (в 9 и 11) и закончить прохождение программного материала в середине 3 четверти. В качестве повышения физической подготовки разрешить Горячеву Р.Н. проводить уроки физической культуры в 5-6 классах по одному часу вместо тарифицированных 7-х уроков трудового обучения. Допрошенная в качестве свидетеля Ц.Л.И. показала суду, что истец Горячев Р.Н. в период с 02.01.1990 года по 27.12.1992 года работал в Карлинской средней школе военным руководителем. Примерно через полгода после принятия Горячева Р.Н. на должность военного руководителя, он также исполнял обязанности и учителя физкультуры, а также проводил учебные занятия по начальной военной подготовке. Кроме этого он выполнял внеклассную работу с учащимися школы по военно-патриотическому воспитанию, отвечал за гражданскую оборону, выезжал с учениками на стрельбища, «Зарницы». Свидетель П.О.А. – учитель истории МОУ Карлинской средней общеобразовательной школы дала суду показания аналогичные показаниям свидетеля Ц.Л.И. В соответствии с п.1 Циркулярного письма Министерства просвещения СССР от 5 сентября 1968 года № 84-М «О порядке оплаты труда военных руководителей, учителей, преподавателей и инспекторов в связи с введением в школах и педагогических училищах начальной военной подготовки» занятия по начальной военной подготовке, включая подготовку по гражданской обороне должны проводиться в общеобразовательных школах в 9 и 10 классах, а в педагогических училищах – на старших курсах. В связи с этим в штаты средних школ и педагогических училищ вводится должность военного руководителя. О том, что Горячев Р.Н., работая в Карлинской средней школе, исполнял обязанности венного руководителя в спорный период времени, свидетельствуют представленные истцом тарификационные списки, книги приказов по школе, а также показания свидетелей, допрошенных в судебном заседании. Анализ письменных материалов свидетельствует о том, что указание должности, в которой работал Горячев Р.Н. в спорный период, различно в документах в связи с ошибочным ее написанием в связи с тем, что его должность военного руководителя, на которую он был принят на работу в Карлинскую среднюю школу, ошибочно записана в приказах и его трудовой книжке, как руководитель НВП. То обстоятельство, что должность руководителя НВП не предусмотрена Списком № 781 от 29.10.2002 г. в разделе «Наименование должностей» для включения периода работы в специальный стаж педагогической деятельности, на что ссылается ответчик, не лишает истца права на включение спорного периода времени в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку в судебном заседании установлено, что Горячев Р.Н., работая в Карлинской средней школе в спорный период времени в должности руководителя начальной военной подготовки, фактически исполнял обязанности военного руководителя, так как указанные должности по своим функциональным обязанностям, целям и задачам тождественны. При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования истца о включении в специальный стаж педагогической деятельности периода его работы с 02 января 1990 года по 27 декабря 1992 года в должности руководителя НВП Карлинской средней школы подлежащими удовлетворению. Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что на момент обращения за назначением пенсии в связи с педагогической деятельностью, истец не имел необходимого 25-летнего стажа, как и не имеет необходимый стаж и в настоящее время, суд полагает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению. Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Государственная пошлина в размере 200 рублей, уплаченная истцом Горячевым Р.Н. при подаче искового заявления, подлежит взысканию с ответчика. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Иск Горячева Р.Н. удовлетворить частично. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области включить Горячеву Р.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, период военной службы по призыву с 17 ноября 1987 года по 06 декабря 1989 года (2 года 19 дней); период работы с 02 января 1990 года по 27 декабря 1992 года (2 года 11 месяцев 26 дней) в должности руководителя начальной военной подготовки Карлинской средней школы Майнского района Ульяновской области. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области в пользу Горячева Р.Н. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей. В остальной части заявленных требований отказать.