№ 2-71 о досрочном назначении пенсии



Дело № 2-71/2011Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

30 марта 2011 года р.п. Майна

Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Сизовой Н.В., при секретаре Чагаевой Т.Е.,

с участием истицы Мартыновой М.Ю., представителя ответчика Берхеева И.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартыновой М.Ю. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Мартынова М.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области (далее УПФ РФ в Майнском районе) о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В обоснование своих требований указала, что Решением комиссии УПФ РФ в Майнском районе ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по тем основаниям, что период ее работы с 04 августа 1986 года по 08 января 1992 года на выборной комсомольской должности третьего секретаря РК ВЛКСМ, заведующей отделом учащейся молодежи в специальный стаж включению не подлежит. Отказ УПФ РФ в Майнском районе истица считает незаконным. Просит обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости, включив в специальный стаж период работы с 04 августа 1986 года по 08 января 1992 года в выборных комсомольских органах.

В судебном заседании истица требования поддержала, уточняя, просила обязать УПФ РФ в Майнском районе включить в ее специальный стаж период работы с 04 августа 1986 года по 08 января 1992 года на выборной должности секретаря - заведующей отделом учащейся молодежи и пионеров Майнского райкома ВЛКСМ и назначить ей пенсию с момента ее обращения с 03 ноября 2010 года.

Представитель ответчика Берхеев И.К., возражая против заявленных требований, пояснил, что оснований для включения в стаж истицы для назначения пенсии периода ее работы в должности заведующей отделом учащейся молодежи и пионеров Майнского райкома ВЛКСМ не имеется. В период работы истицы на выборной комсомольской должности действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое предусматривало возможность включения в льготный стаж работу данной должности при наличии определенных условий. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» должность заведующей отделом учащейся молодежи и пионеров не предусмотрена. В виду отсутствия у Мартыновой М.Ю. требуемого 25-летнего стажа на соответствующих видах работ, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из Трудовой книжки Мартыновой М.Ю. видно, что истица с 04 августа 1986 по 08 января 1992 года работала секретарем – заведующей отделом учащейся молодежи Майнского РК ВЛКСМ.

Согласно архивной справке *** от 09 марта 2011 года, выданной на основании протоколов заседаний бюро райкома ВЛКСМ Мартынова М.Ю. (до замужества Старкова) 27 сентября 1986 года избрана секретарем-заведующей школьным отделом Майнского райкома ВЛКСМ, приступила к работе с 04 августа 1986 года. В период с 06 марта 1989 года по 08 января 1990 года ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком.

Работа истицы в указанный период на выборной должности в Майнском районном комитете ВЛКСМ ответчиком не оспаривается.

В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Отказывая Мартыновой М.Ю. включить в льготный стаж период ее работы секретарем – заведующей отделом учащейся молодежи Майнского РК ВЛКСМ, ответчик сослался на то, что должность, в которой истица работала в спорный период, не включена в вышеуказанный Список работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Между тем, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, за указанной категорией лиц сохраняются.

Согласно ч. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.

Согласно п. 3 названного постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В период работы Мартыновой М.Ю. в должности секретаря – заведующей отделом учащейся молодежи райкома ВЛКСМ, действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. В соответствии с п. 1 Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе выборная и другая работа в партийных и комсомольских органах.

Таким образом, Мартынова М.Ю. имеет право на зачет спорного периода работы на выборной должности в комсомольском органе в специальный стаж.

Нахождение Мартыновой М.Ю. в отпуске по уходу за ребенком в период 06 марта 1989 года по 08 января 1990 года также подлежит включению в специальный стаж истицы, по тем основаниям, что в соответствии со ст.167 КЗоТ РФ, действовавшей в данный период, женщине предоставлялся отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, при этом отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Поскольку отпуск по уходу за ребенком Мартыновой М.Ю. протекал до 06 октября 1992 года, т.е. до времени вступления в силу Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ» от 25 сентября 1992 года № 3543-1, с принятием которого период ухода за детьми перестал включаться в специальный стаж работы на льготных условиях.

С учетом включения спорного периода работы в специальный стаж, на момент обращения истицы к ответчику за назначением пенсии у нее имелся необходимый для назначения пенсии педагогический стаж. То обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее право.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования вполне обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Мартыновой М.Ю. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области включить Мартыновой М.Ю. в специальный стаж для назначения льготной пенсии период работы с 04 августа 1986 года по 08 января 1992 года в должности секретаря – заведующей школьным отделом Майнского райкома ВЛКСМ и назначить ей досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 03 ноября 2010 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области в пользу Мартыновой М.Ю. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней.

Судья Н.В. Сизова