2-96 о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-96/2011Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

28 апреля 2011 года р.п. Майна

Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Писаревой Н.В., при секретаре Шабровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минеева В.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Минеев В.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области (далее Пенсионный фонд) о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. Иск мотивировал тем, что решением комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан Пенсионного фонда от 18 ноября 2010 года ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего педагогического стажа. При этом ответчик не включил в специальный стаж период работы тренером-преподавателем в Майнской детско-юношеской спортивной школе с 01.09.2006 года по 18.08.2010 года и период службы в армии с 18.04.1979 года по 25.04.1981 года. В связи с этим, просит отменить решение комиссии 18 ноября 2010 года, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, вышеуказанные периоды, причем период службы в армии включить из расчета один день службы за два дня работы, назначить ему досрочную трудовую пенсию с 19 августа 2010 года.

В судебном заседании истец требования поддержал.

Представитель ответчика Берхеев И.К. иск не признал. Не оспаривая наличие у истца педагогического стажа продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, считает, что отсутствует факт работы (независимо от его продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях и учреждениях дополнительного образования детей. Не подлежит включению в педагогический стаж и период службы истца в армии, поскольку Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, предусмотрено включение периодов прохождения службы в Вооруженных Силах СССР при условии выработки 2/3 специального стажа. Данное условие истцом не выполнено. Кроме того, период службы в Вооруженных Силах СССР засчитывается в льготный стаж, если непосредственно службе в армии предшествовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях. Минеев В.Н. ни до службы, ни после службы на работах, дающих право на льготную пенсию, не работал. Требование о включении периода службы в армии из расчета один день за два дня работы необоснованное, просит в иске отказать.

Заслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.

Пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ) установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленных законом полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» утвержденного Списка приведены конкретные наименования должностей и учреждений образования, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Из данных норм следует, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии обладают тренеры-преподаватели в детско-юношеских спортивных школах всех наименований, которые относятся к учреждениям дополнительного образования детей.

Согласно справке за № 85 от 19 августа 2010 года Минеев В.Н. в период с 1 сентября 2006 года по 18 августа 2010 года (3 года 11 месяцев 17 дней) работал в Муниципальном общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей Майнская детско-юношеская спортивная школа в должности тренера-преподавателя с недельной нагрузкой 18 часов. Данное обстоятельство подтверждается приказом директора учреждения за № 78 от 2 октября 2006 года, тарификационными списками педагогических работников, штатными расписаниями за указанный период, и не оспаривается ответчиком при разрешении настоящего спора.

Пунктом 12 Правил определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

- на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Из этого следует, что право на установление досрочной трудовой пенсии по старости предоставляется лицам, работавшим в соответствующих должностях и имеющих стаж работы в образовательных учреждениях, предусмотренных Списком, по состоянию на 1 января 2001 года не менее 16 лет 8 месяцев и одновременно имевшим стаж работы в учреждениях дополнительного образования детей в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 19 августа 2010 года Минеев В.Н. обратился в Пенсионный фонд по вопросу назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В назначении пенсии ему было отказано в виду отсутствия у него необходимого для назначения пенсии 25-летнего стажа педагогической работы. При этом в стаж для назначения пенсии не был включен период его работы тренером-преподавателем Майнской детско-юношеской спортивной школы, поскольку отсутствовало необходимое условие: факт работы (независимо от продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Ответчиком в специальный стаж засчитаны периоды работы истца, составляющие в общей сложности 17 лет 4 месяца 26 дней.

Согласно Приказу и.о. директора Центра детского творчества за № 38 от 12 сентября 2000 года Минеев В.Н. с 1 сентября 2000 года работал по совместительству педагогом дополнительного образования Майнской детско-юношеской спортивной школы временно на 6 часов.

Факт работы истца педагогом дополнительного образования Центра детского творчества не оспаривается ответчиком, подтвержден в судебном заседании справкой за № 51 от 13 декабря 2010 года о заработной плате истца, показаниями свидетелей Б.С.В. – директора Центра детского творчества, К.О.Н., работавшей с 1994 года по 2003 года педагогом дополнительного образования в данном учреждении.

Отказывая во включении периода работы истца тренером-преподавателем Майнской детско-юношеской спортивной школы в специальный стаж, ответчик сослался на то, что Минеев В.Н. не выполнял норму рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).

Суд не соглашается с доводами ответчика, поскольку работа за период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года засчитывается в стаж без всяких ограничений и продолжительность такой работы значения не имеет.

В связи с тем, что в отношении Минеева В.Н. оба необходимые условия соблюдены, период работы истца с 01.10.2006 года по 31.08.2010 года подлежит включению в специальный стаж.

Из Трудовой книжки и военного билета Минеева В.Н. следует, что в период с 18 апреля 1979 года по 25 апреля 1981 года истец проходил службу в Советской Армии.

Утверждения ответчика о том, что период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР в специальный стаж включению не подлежит, несостоятельны.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Подпунктом «г» пункта 1 данного Положения предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, период службы Минеева В.Н. подлежит включению в специальный стаж, независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Требование о необходимости исчисления периода службы в рядах Вооруженных Сил в льготном исчислении суд признает несостоятельным, поскольку данных о прохождении истца службы в таких условиях, которые позволяют исчислять период службы в таком порядке, в деле не имеется.

Истец (даже с учетом включения в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР и периода его работы тренером-преподавателем Майнской детско-юношеской спортивной школы) на момент обращения за назначением пенсии в связи с педагогической деятельностью не имел необходимого 25-летнего стажа на соответствующих видах работ, в связи с чем суд отказывает ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Минеева В.Н. удовлетворить частично.

Включить Минееву В.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, период его работы тренером-преподавателем в Муниципальном общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей Майнская детско-юношеская спортивная школа с 01.09.2006 года по 18.08.2010 года и период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 18.04.1979 года по 25.04.1981 года.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней.Судья Н.В. Писарева