Именем Российской Федерации 03 мая 2011 года р.п. Майна Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Глухова А.В., при секретаре Шабровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канина В.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Майнском районе Ульяновской области о признании отказа в назначении досрочной пенсии незаконным, возложении обязанности включения в специальный стаж работы периода военной службы из расчета один день службы за два дня работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, У С Т А Н О В И Л: Канин В.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Майнском районе Ульяновской области о признании незаконным отказа ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в педагогический стаж периода прохождения военной службы по призыву в ПВ КГБ СССР с 22.04.1983 года по 26.06.1985 года (2 года 2 месяца 4 дня) из расчета один день службы за два дня работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 27.12.2010 года и взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей. В обоснование иска указал, что с 15 августа 1989 года по настоящее время он занимается педагогической деятельностью, работает учителем физической культуры в МОУ Старомаклаушинской средней общеобразовательной школе. 27 декабря 2010 года он обратился с заявлением и необходимыми документами в Управление пенсионного фонда РФ по Майнскому району Ульяновской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. 30 марта 2011 года получил отказ от ответчика, протокол № 48 от 25.03.2011г. Считает данный отказ незаконным, поскольку в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 79-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ) один день военной службы – за два дня работы. На основании подпункта «г» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначении пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР. В судебном заседании истец поддержал заявленные требования и суду пояснил, что в Вооруженных Силах СССР он служил по призыву в период с 22 апреля 1983 года по 25 июня 1985 года, поскольку был уволен из части и выехал 25 июня 1985 года. Участие в боевых действиях не принимал. До настоящего времени он работает учителем физической культуры в МОУ Старомаклаушинской средней общеобразовательной школе. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Майнском районе Ульяновской области Берхеев И.К., возражая против заявленных требований, суду пояснил, что решением комиссии УПФ РФ в Майнском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 25 марта 2011 года Канину В.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа, который на момент обращения, согласно решения комиссии, составлял 21 год 4 месяца 10 дней. Канину В.А. не был засчитан в специальный стаж период его прохождения срочной службы в Вооруженных Силах СССР с 22.04.1983 года по 25.06.1985 года, поскольку включение периода прохождения военной службы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Списком не предусмотрен. Согласно п.п. «г» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР учителям и другим работникам просвещения засчитывалась в стаж работы по специальности. Однако обязательным условием такого зачета, установленным в п. 4 данного Положения, являлось наличие 2/3 специального стажа, требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на досрочную пенсию. Данное постановление признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 953. Поскольку истец к этому времени проработал в должности, дающей право на льготную пенсию менее требуемых 2/3 специального стажа, в удовлетворении требований истца следует отказать. Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Часть 3 ст.123 Конституции Российской Федерации предусматривает осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон. В соответствии со ст.56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Майнском районе от 25 марта 2011 года (протокол № 48) Канину В.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого требуемого 25-летнего стажа на соответствующих видах работ, при этом в стаж на соответствующих видах работ засчитаны следующие периоды: с 15.08.1989 г. по 10.01.2000 г. (10 лет 4 месяца 25 дней) – учитель Старомаклаушинской средней школы; с 11.01.2000 г. по 26.12.2010 г. (10 лет 11 месяцев 15 дней) – учитель МОУ Старомаклаушинская СОШ. Специальный стаж составил 21 год 4 месяца 10 дней, страховой стаж - 26 лет 2 месяца 9 дней. Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 названного Федерального закона (в редакции от 30.06.2009) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно ч.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463. В силу пункта 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР. Согласно военному билету НП *** Канин В.А. проходил действительную военную службу с 22 апреля 1983 года по 25 июня 1985 года. В указанный период времени (период прохождения срочной военной службы истцом) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 и пунктом 2 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР. В силу пункта 4 названного Положения, в частности служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Период службы Канина В.А. в Пограничных войсках КГБ СССР относится к периоду деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Принимая во внимание, что на момент обращения Канина В.А. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в Армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Таким образом, период срочной службы Канина В.А. в составе Вооруженных Сил СССР с 22 апреля 1983 года по 25 июня 1985 года подлежит включению в стаж работы по специальности, дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права из расчета один день к одному, на основании вышеназванного Постановления Совета Министров СССР, которое действовало в период прохождения срочной службы истца в Армии. Доводы истца о льготном исчислении периода прохождения срочной службы в Вооруженных Силах СССР – ПВ КГБ из расчета один день службы за два дня работы со ссылкой на Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», суд находит несостоятельными, поскольку данные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права. Из п. 3 ст.10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе, офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы. Вместе с тем, ни названным Федеральным законом, ни Федеральным законом « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ни Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 не предусмотрено льготное исчисление периодов военной службы по призыву для зачета в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии. Таким образом, оснований для исчисления периодов военной службы истца в составе Вооруженных Сил СССР из расчета один день военной службы за два дня работы, у суда не имеется. Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что на момент обращения за назначением пенсии в связи с педагогической деятельностью, истец не имел необходимого 25-летнего стажа, как и не имеет необходимый стаж и в настоящее время, суд полагает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению. Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Государственная пошлина в размере 200 рублей, уплаченная истцом Каниным В.А. при подаче искового заявления, подлежит взысканию с ответчика. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Иск Канина В.А. удовлетворить частично. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области включить Канину В.А. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, период военной службы по призыву с 22 апреля 1983 года по 25 июня 1985 года. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области в пользу Канина В.А. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей. В остальной части заявленных требований отказать.