дело № 2-150/2011 о признан. права собств. в поряд. наслед. на жилой дом с над. постройками



Дело № 2-150/2011Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июля 2011 года р.п. Майна

Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Писаревой Н.В., при секретаре Шабровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Митрофановой Т.Г. к Пилясовой З.А., Пилясову А.Г. о признании права собственности в порядке наследования на жилой дом с надворными постройками,

У С Т А Н О В И Л:

Митрофанова Т.Г. обратилась в суд с иском к Пилясовой З.А. и Пилясову А.Г. о признании в порядке наследования по закону права собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенные по адресу: *** *** ***. В обоснование иска указано, что в соответствии со Свидетельством *** на право бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного на основании решения *** поселкового Совета от 15 июня 1992 года ***, ее отцу – П.Г.И. принадлежит на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок площадью 0,05 га (500 кв.м.), находящийся по адресу: ***, ***, *** (ранее ***). В 1964 году П.Г.И. построил новый жилой дом с надворными постройками взамен старого жилого дома, принадлежащего ему по праву собственности. С 1964 года по день своей смерти 27 марта 2009 года, т.е. в течение 45 лет отец пользовался всеми правами и осуществлял все обязанности собственника нового жилого дома, проживал в доме, использовал приусадебный участок, оплачивал коммунальные услуги. Согласно Техническому паспорту на жилой дом и Кадастровому паспорту сведения о регистрации вышеуказанного жилого дома в органах БТИ отсутствуют. После смерти Пилясова Г.И. его наследниками являются она – дочь, Пилясова З.А. – супруга и Пилясов А.Г. – сын. Ответчики в нотариальном порядке отказались от наследства в ее пользу. В выдаче свидетельства о праве на наследство ей было отказано в связи с тем, что на вновь построенный жилой дом отсутствуют правоустанавливающие документы, а в органах технической инвентаризации дом не зарегистрирован. Она фактически приняла наследство, получила денежную компенсацию по вкладам. В настоящее время в доме проживает ее мама – ответчица по делу, она помогает ей по хозяйству, занимается ремонтом дома, совместно обрабатывают земельный участок, т.е. пользуется всеми правами и осуществляет все обязанности собственника жилого дома. Просит удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании истица Митрофанова Т.Г. заявленные требования поддержала.

Ответчик Пилясов А.Г., не оспаривая изложенных в иске обстоятельств, исковые требования признал.

Ответчица Пилясова З.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть без его участия.

Заслушав явившиеся стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание права.

В силу ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно Свидетельству на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей *** от 15 июня 1992 года, П.Г.И. принадлежит на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок площадью 0,05 га по адресу: ***, ***, ***.

Согласно кадастровому паспорту площадь земельного участка, предоставленного П.Г.И. в постоянное бессрочное пользование для ведения личного подсобного хозяйства, составляет 500 кв.м.

Постановлением администрации муниципального образования «*** городское поселение» *** *** от 16 мая 2011 года уточнен адрес домовладения и земельного участка (кадастровый номер *** П.Г.И., находящиеся и расположенные по адресу: ***, ***, ***, ранее ***, ***, ***.

Из постановления об отказе в совершении нотариального действия от 18 мая 2011 года следует, что после смерти П.Г.И. остался жилой дом, находящийся в ***, ***. Согласно техническому паспорту, составленного Ульяновским областным государственным унитарным предприятием бюро технической инвентаризации, на жилой дом объект индивидуального жилищного строительства, у правообладателя П.Г.И. отсутствуют правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на указанный жилой дом.

Допрошенные по делу в качестве свидетелей Р.М.А., Ф.В.И. – уроженцы и жители *** в судебном заседании подтвердили, что в 1964 году отец Митрофановой Т.Г. и Пилясова А.Г. – П.Г.И. построил на месте принадлежащего ему старого жилого дома новый, возвел хозяйственные постройки, сараи, гараж, баню. По день своей смерти П.Г.И. вместе с супругой Пилясовой З.А. проживал во вновь построенном доме, пользовался земельным участком. После смерти П.Г.И. в доме остались проживать его супруга Пилясова З.А. и сын Пилясов А.Г. За время проживания никаких споров и претензий от соседей по поводу близко расположенных сараев не возникало. С одной стороны расположен полуразрушенный дом, с другой – дачный дом, в который приезжают только в летний период.

Вышеприведенные показания свидетелей подтверждаются письменными доказательствами.

Как следует из Технического паспорта на жилой дом от 16 сентября 2010 года жилой дом, расположенный по адресу: ***, ***, *** введен в эксплуатацию в 1964 году.

Из справки *** от 15 июля 2009 года, выданной администрацией муниципального образование «*** городское поселение» ***, видно, что П.Г.И. был зарегистрирован и постоянно проживал по указанному адресу по день смерти 27 марта 2009 года.

В Техническом паспорте на жилой дом указано, что П.Г.И. является правообладателем спорного жилого дома.

Таким образом, по делу установлено, что П.Г.И. построил в 1964 году жилой дом с надворными постройками по адресу: р.п. ***, ***, добросовестно и открыто владел указанным имуществом и являлся его собственником.

Согласно ч. 2 ст. 209 ГК Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

П.Г.И. умер 27 марта 2009 года, что подтверждается свидетельством о смерти серии *** ***.

Согласно статье 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.

Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Из материалов наследственного дела к имуществу умершего 27 марта 2009 года П.Г.И. следует, что 20 июля 2009 года Митрофанова Т.Г. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Пилясова З.А. и Пилясов А.Г. отказались от доли наследства в пользу Митрофановой Т.Г. Митрофанова Т.Г. получила свидетельство о праве на наследство по закону на денежный вклад. В совершении нотариального действия в отношении жилого дома, оставшегося после смерти П.Г.И., истице отказано в виду отсутствия правоустанавливающих документов.

Исследованными по делу доказательствами установлено, что после смерти П.Г.И. его дочь Митрофанова Т.Г. фактически вступила в наследство по закону, ответчики отказались от наследства в пользу истицы.

По заключению судебной строительной экспертизы жилой дом, сени, сараи, баня (литеры А, а, а1, Г2, Г3, Г4), расположенные в р.п. ***, ***, соответствуют требованиям СНиП. Домовладение расположено на территории исторически сложившейся застройки («старой застройки» - частный сектор), и у собственников домовладений, расположенных в этом районе порядок пользования сложился.

Что касается гаража и сарая (литеры Г, Г1), которые по заключению эксперта расположены без минимально требуемого отступа от межевых границ с соседними участками, то суд считает данное несоответствие не существенным. И по заключению экспертизы, и по показаниям свидетелей следует, что дом Пилясовых расположен в районе старой застройки. Многие жилые строения и надворные постройки этого района расположены на близком расстоянии друг от друга. Однако порядок пользования строениями сложился, и никаких споров по этому поводу у жителей и владельцев домостроений не возникает.

При таких обстоятельствах исковые требования о признании за Митрофановой Т.Г. права собственности на жилой дом с надворными постройками суд находит вполне обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года, вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Митрофановой Т.Г. право собственности в порядке наследования на жилой дом, общей площадью 38,9 кв.м., с принадлежностями, расположенные на земельном участке площадью 500 кв.м., находящиеся в *** ***.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Майнский районный суд.

Судья Н.В. Писарева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200