о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-237/2011 Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

8 ноября 2011 года р.п. Майна

Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Сизовой Н.В., при секретаре Чагаевой Т.Е.,

с участием истца Болкунова А.П., представителя ответчика Берхеева И.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болкунова А.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Болкунов А.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области (далее УПФ РФ в Майнском районе) о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В обоснование своих требований указал, что, обратившись к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, получил отказ по причине отсутствия необходимого специального стажа. УПФ РФ в Майнском районе не включило в специальный стаж период прохождения им военной службы по призыву с 4 мая 1973 года по 6 июня 1976 года. Отказ УПФ РФ в Майнском районе считает незаконным. Просит решение УПФ РФ в Майнском районе от 17 сентября 2011 года № 159 об отказе ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отменить. Обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 16 июня 2011 года, включив в специальный стаж период прохождения военной службы по призыву с 4 мая 1973 по 6 июня 1976 года в льготном исчислении (один день военной службы за два дня работы).

В судебном заседании истец поддержал требования в полном объеме. Дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Берхеев И.К., возражая против заявленных требований, пояснил, что оснований для включения в специальный стаж истца для досрочного назначения пенсии периода прохождения военной службы по призыву не имеется. Согласно п.п.1 п.1 ст.11 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной пожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» засчитывается в страховой стаж, а не в специальный для назначения досрочной трудовой пенсии. В указанные периоды действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое утратило силу, а новыми Списками включение в льготный стаж периода службы в армии не предусмотрено. Кроме того, согласно Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 09 августа 1972 года № 590, период службы в Вооруженных силах засчитывается в льготный стаж, если службе в армии предшествовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях. Болкунов А.П. до службы в рядах Вооруженных сил, на работах, дающих право на льготную пенсию, не работал. В виду отсутствия у Болкунова А.П. требуемого 25-летнего стажа на соответствующих видах работ, просит в иске отказать.

Заслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации предусматривает осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Обращаясь с заявленными требованиями, истец представил военный билет, трудовую книжку, диплом.

Согласно военному билету *** *** Болкунов А.П. был призван на действительную военную службу и направлен в часть 4 мая 1973 года, демобилизован в запас 13 июня 1976 года.

Из Трудовой книжки Болкунова А.П. видно, что истец с 20 августа 1978 года по 27 июня 1979 года работал военруком в *** средней школе, с 26 августа 1989 года по 5 июля 1993 года учителем в школе № ***, с 1 августа 1993 по 27 декабря 1999 года учителем в *** средней школе, с 28 декабря 1999 года по 10 сентября 2000 года учителем в *** средней школе, с 20 сентября 2000 года по 2 апреля 2006 года учителем в МОУ *** средней общеобразовательной школе, с 16 апреля 2006 года по 15 июня 2011 года учителем в МОУ *** средней общеобразовательной школе.

Согласно диплому *** *** Болкунов А.П. в 1972 году поступил в Ермаковский техникум физической культуры, в 1978 году окончил полный курс по специальности физическое воспитание. Решением Государственной квалификационной комиссии от 1 июля 1978 года присвоена квалификация учитель физического воспитания.

Прохождение Болкуновым А.П. военной службы в Вооруженных силах в период с 4 мая 1973 года по 6 июня 1976 года, ответчиком не оспаривается.

Согласно протоколу № 159 от 17 сентября 2011 года комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Майнском районе установлено, что специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, у Болкунова А.П. по состоянию на 16 июня 2011 года составляет 22 года 7 месяце 25 дней (страховой стаж 35 лет 5 месяцев 9 дней).

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Разрешая заявленные Болкуновым А.П. требования, суд приходит к выводу об их частичном удовлетворении.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года № 320-«О» указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно ч. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.

Согласно п. 3 названного постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В спорный период службы истца в армии действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

В соответствии с п. 1 Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных сил СССР.

Как установлено в судебном заседании, Болкунов А.П. с 4 мая 1973 года по 6 июня 1976 года проходил военную службу в Вооруженных силах СССР, с 20 августа 1978 года стал осуществлять педагогическую деятельность.

Таким образом, период службы истца в Вооруженных Силах СССР подлежат включению в календарном порядке в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это право.

Требование истца о включении периода военной службы по призыву в льготном порядке, из расчета один день службы за два дня работы, не основано на законе и удовлетворению не подлежит.

Из п.3 ст.10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы.

Однако ни Федеральным законом «О статусе военнослужащих», ни Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пи Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 не предусмотрено льготное исчисление периодов военной службы по призыву для зачета в стаж работы дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии.

С учетом включения периода службы в Вооруженных Силах СССР в специальный стаж, на момент обращения истца к ответчику за назначением пенсии у него имелся необходимый для назначения пенсии педагогический стаж.

То обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать его право.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Болкунова А.П. удовлетворить частично.

Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области (протокол № 159 от 17 сентября 2011 года) отменить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области включить Болкунову А.П. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период прохождения военной службы по призыву с 4 мая 1973 года по 6 июня 1976 года (3 года 1 месяц 2 дня) и назначить ему досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 16 июня 2011 года.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней.

Судья Н.В. Сизова