Дело № 2-254/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 ноября 2011 года р.п. Майна Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Сизовой Н.В., при секретаре Чагаевой Т.Е., С участием представителя истицы Ромаданова С.В., представителя ответчика Елфимова С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саранцевой Е.П. к Муниципальному образованию «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области о признании недействительным заключения Межведомственной комиссии администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области, У С Т А Н О В И Л: Саранцева Е.П., в интересах и от имени которой действует по доверенности Ромаданов С.В., обратилась в суд к Муниципальному образованию «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области (далее МО «Игнатовское городское поселение») о признании недействительным заключения Межведомственной комиссии администрации МО «Игнатовское городское поселение» № 14 от 11 октября 2011 года, которым жилое помещение по адресу: ***, признано пригодным для проживания. В обоснование иска указано, что Саранцева Е.П. является вдовой участника Великой Отечественной войны. С 1961 года Саранцева Е.П. проживала по адресу: ***. В последнее время в данном доме не проживает, поскольку дом, построенный в 1947 году, является непригодным для проживания и находится в аварийном состоянии. 29 октября 2010 года Саранцева Е.П. обратилась в администрацию МО «Игнатовское городское поселение» с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и признании дома по вышеуказанному адресу непригодным для проживания. 11 октября 2011 года Межведомственная комиссия администрации МО «Игнатовское городское поселение» вынесла заключение о признании дома пригодным для проживания. На основании данного заключения Саранцевой Е.П. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. С заключением комиссии Саранцева Е.П. не согласна, члены комиссии осмотрели данный дом формально, без проведения обследования всех элементов строения. Согласно техническому заключению ООО «БЭСТ-ПРОЕКТ» от октября 2011 года о результатах обследования технического состояния несущих конструкций жилого дома по адресу: ***, в целом техническое состояние конструкций объекта может характеризоваться как аварийное, строение объекта не отвечает требованиям существующих СНиПов и представляет опасность для людей. Формально проведенное Межведомственной комиссий обследование дома и вынесенное на его основании заключение является незаконным, лишает Саранцеву Е.П. права на получение по договору социального найма жилого помещения, пригодного для проживания. . В судебном заседании представитель Саранцевой Е.П. – Ромаданов С.В. подержал заявленные требования, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Елфимов С.И. в судебном заседании не возражал против иска. Суду пояснил, что выводы технического заключения ООО «БЭСТ-ПРОЕКТ» по дому Саранцевой Е.П. они не оспаривают. Специальные технические исследования дома межведомственной комиссией не проводились, проведено лишь визуальное обследование. Саранцевой Е.П. рекомендовано провести независимую строительную экспертизу или изготовить технический паспорт дома. Заслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на судебную защиту. В соответствии со ст. 3 ГПК Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Часть 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации предусматривает осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке. Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в ред. постановления Правительства РФ от 2 августа 2007 года № 494), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. (п. 43 Положения). Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией). Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением. Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома (п. 45 Положения). В соответствии с п. 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Согласно заключению *** от 11 октября 2011 года Межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации МО «Игнатовское городское поселение» от 20 января 2010 года ***, жилое помещение по адресу: ***, на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, признано пригодным для постоянного проживания. Из акта обследования частного дома Саранцевой Е.П. от 11 октября 2011 года следует, что бревенчато-земляной фундамент частично разрушен. Межведомственной комиссией рекомендовано произвести частичную замену опорных столбов деревоземляного фундамента, провести независимую строительную экспертизу или изготовить технический паспорт. Данных о проведении инструментального контроля, лабораторных испытаний, исследований, заключений экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций, других материалов по признанию жилого помещения пригодным для проживания не имеется. Свидетель Б.Е.Н. – инспектор по благоустройству и жилищным вопросам администрации МО «*** городское поселение» в судебном заседании подтвердила, что при проведении обследования дома Саранцевой Е.П. 11 октября 2011 года члены комиссии каких-либо инструментальных исследований не проводили. Дом обследован визуально, при осмотре обнаружено частичное разрушение бревенчато-земляного фундамента. Технический паспорт при приеме заявления у Саранцевой Е.П. не истребовался. Из показаний свидетеля Г.А.К. – специалиста-администратора *** МО «*** городское поселение» следует, что жилое помещение по адресу: ***, принадлежит Саранцевой Е.П. Таким образом, судом установлено, что принимая решение о признании жилого дома пригодным для проживания, межведомственная комиссия не истребовала у заявителя технический паспорт на дом, не проводила каких-либо исследований, положив в основу заключения акт обследования жилого помещения, проведенный членами комиссии визуально. Оспаривая данное заключение межведомственной комиссии, представитель истицы Ромаданов С.В. представил техническое заключение натурного обследования основных несущих конструкций жилого дома, расположенного по адресу: ***, выполненное ООО «БЭСТ-ПРОЕКТ» в октябре 2011 года. Согласно данному заключению техническое состояние конструкций объекта на момент обследования характеризуется как аварийное. Строение объекта не отвечает требованиям существующих строительных норм и правил и представляет опасность для людей. Стены дома, фундамент, покрытия и перекрытия находятся в недопустимом состоянии, дальнейшая эксплуатация невозможна, ремонту не подлежат. Данное заключение ответчиком не опровергнуто и не оспаривается. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении предусмотренного законом порядка признания жилого дома пригодным для постоянного проживания, в связи с чем, заключение межведомственной комиссии не может быть признано законным. На основании изложенного, суд считает требование Саранцевой Е.П. вполне обоснованным и подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Иск Саранцевой Е.П. удовлетворить. Признать незаконным заключение Межведомственной комиссии администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» *** от 11 октября 2011 года о признании пригодным жилого дома по адресу: ***. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Майнский районный суд. Судья Н.В.Сизова Решение 13.12.2011г. вступило в законную силу.