23 ноября 2010 года р.п. Майна Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Глухова А.В., при секретаре Воржецовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мамедова С.А. об оспаривании отказа территориального пункта Управления федеральной миграционной службы России по Ульяновской области в Майнском районе, Управления федеральной миграционной службы России по Ульяновской области в замене паспорта гражданина Российской Федерации, У С Т А Н О В И Л: Мамедов С.А. обратился в суд с заявлением к ТП УФМС России по Ульяновской области в Майнском районе о признании незаконным отказа в замене паспорта гражданина Российской Федерации в связи с достижением 20-летнего возраста и обязании ТП УФМС России по Ульяновской области в Майнском районе документировать его паспортом гражданина Российской Федерации. В обоснование заявленных требований указал, что в октябре 2009 года он обратился в ТП УФМС России по Ульяновской области в Майнском районе с заявлением о замене паспорта в связи с достижением 20-летнего возраста, однако, в документировании паспортом ему было отказано. Отказ мотивирован тем, что в результате проведенной проверки УФМС России по Ульяновской области было установлено, что в 2004 году паспорт гражданина РФ выдан заявителю в нарушение установленного порядка. Отказ считает необоснованным, поскольку на 6 февраля 1992 года он являлся несовершеннолетним, его родители граждане Российской Федерации. 4 февраля 2004 года ОВД Завложского района Ульяновской области ему был выдан паспорт гражданина Российской Федерации и на основании этого паспорта он был призван в Армию для прохождения военной службы в 2009 году. В судебном заседании заявитель Мамедов С.А. уточнил доводы жалобы, просил суд признать незаконным отказ ТП УФМС России по Ульяновской области в Майнском районе и УФМС России по Ульяновской области в замене паспорта гражданина РФ в связи с достижением 20-летнего возраста, и обязать ТП УФМС России по Ульяновской области в Майнском районе и УФМС России в Ульяновской области заменить ему паспорт гражданина Российской Федерации в связи с достижением 20 летнего возраста. Далее заявитель пояснил, что он родился *** 1988 года в Азербайджане и в этом же году вместе с родителями в малолетнем возрасте приехал на постоянное место жительство в Российскую Федерацию в Архангельскую область, где они все вместе проживали до 1993 года, а затем переехали в г. Брянск. Там он пошел в 1 класс и проучился до 6 класса. В 1998 году умерла его мама – М.С.А. После этого в 1999 году он вместе с отцом и братом переехал в г. Ульяновск, где обучался МОУ СОШ № ***, затем в *** школе-интернате, в государственном учреждении «***», в *** техникуме железнодорожного транспорта. Паспорт гражданина Российской Федерации получил 4 февраля 2004 года в управление внутренних дел Заволжского района г. Ульяновска. В период с 27 ноября 2009 года по 27 ноября 2010 года проходил срочную военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Его родители являются гражданами Российской Федерации. Начальник ТП УФМС России по Ульяновской области в Майнском районе Шутова Т.Н. возражая против заявленных требований, в судебном заседании пояснила, что в октябре 2009 года Мамедов С.А. обратился в ТП УФМС России по Ульяновской области в Майнском районе по вопросу замены паспорта в связи с достижением 20-летнего возраста, но был призван в Армию. За время нахождения Мамедова С.А. в Армии была проведена служебная проверка, по результатам которой УФМС России по Ульяновской области было установлено, что паспорт ему был выдан в нарушении установленного законного порядка, поскольку отсутствуют доказательства принадлежности Мамедова С.А. к гражданству Российской Федерации. Представитель Управления федеральной миграционной службы России по Ульяновской области - в судебное заседание не явился, представив суду письменное возражение, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать Мамедову С.А. в полном объеме. Выслушав заявителя Мамедова С.А., представителя ТП УФМС России по Ульяновской области в Майнском районе Шутову Т.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 254 ГПК Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 257 ГПК Российской Федерации заявление рассматривается судом в течение 10 дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействия) которых оспариваются. В силу ст. 258 ГПК Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Статьей 10 названного Закона установлено, что документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997года №828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образец и описание паспорта гражданина Российской Федерации. Из содержания названных нормативных правовых актов следует, что паспорт является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации только в том случае, если он выдан уполномоченным государственным органом на соответствующем официальном бланке, с соблюдением порядка, предусмотренного упомянутым Положением, и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами. Паспорт, не соответствующий этим требованиям, не может считаться документом и удостоверять гражданство Российской Федерации. Из анализа приведенных правовых норм в единстве с другими нормами того же Закона следует, что паспорт удостоверяет гражданство Российской Федерации, которое возникает не собственно из этого документа, а по основаниям и в порядке, установленным данным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие. Согласно свидетельству о рождении *** *** Мамедов С.А. родился 31 июля 1988 года в *** Азербайджанской ССР. Его родителями являются М.А.Н. Н. и М.С.А.. 4 февраля 2004 года Управлением внутренних дел *** города Ульяновска Мамедову С.А. выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии *** ***. Иными словами Мамедов С.А. имеет документ, удостоверяющий его гражданство Российской Федерации, выданный уполномоченным государственным органом на соответствующем официальном бланке. Согласно паспорту *** *** от 9 июня 2005 года, выданному ОВД ***, отец заявителя – М.А.Н. Н. является гражданином Российской Федерации, с 5 апреля 2005года зарегистрирован по адресу: ***. Мать заявителя – М.С.А., гражданка России, 1963 года рождения, уроженка *** Республики Азербайджан, умерла 17 марта 1998 года в ***, что подтверждается свидетельством о смерти *** *** от 23 мая 2006 года. Из представленных заявителем справок, аттестата об основном общем образовании, диплома, следует, что Мамедов С.А. в период с 2000 года по 2005 год обучался на территории Ульяновской области. Согласно военному билету *** Мамедов С.А. с 27 ноября 2009 года по 27 ноября 2010 года проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Из заключения служебной проверки, утвержденного и.о. начальника УФМС России по Ульяновской области 23 марта 2011 года, видно, что в ходе проведенной служебной проверки по факту обращения Мамедова С.А. в УФМС по Ульяновской области с заявлением о подтверждении наличия у него гражданства Российской Федерации установлено, что сведения о проживании Мамедова С.А. на территории РФ на 06.02.1992 года отсутствуют. Заявление о выдаче паспорта по форме № 1П Мамедова С.А. в картотеке отдела УФМС России по Ульяновской области в Заволжском районе гор. Ульяновска не сохранились. Выдача паспорта серии *** *** на имя Мамедова С.А. подтверждается записями в журнале учета поступления паспортов и выдачи их гражданам по форме № 5П за период с 30.12.2003 года по 10.02.2004 года. Вместе с тем, Управлением Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области не оспаривается порядок выдачи паспорта, предусмотренный упомянутым выше Положением о паспорте гражданина Российской Федерации. Не ставился полномочным органом вопрос и о недействительности паспорта заявителя либо об его изъятии. Согласно п. 12 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, замена паспорта производится при наличии следующих оснований: - достижение возраста, предусмотренного пунктом 7 настоящего Положения (45-летнего); - изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и/или месте рождения; - изменение пола; - непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин; - обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей. Замена паспорта производится и в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 13 вышеназванного Положения предусмотрено, что для замены паспорта гражданин представляет: - заявление по форме, установленной Федеральной миграционной службой; - паспорт, подлежащий замене; - две личные фотографии размером 35 х 45 мм; - документы, подтверждающие указанные в пункте 12 настоящего Положения основания для замены паспорта. В соответствии с п. 14 Положения в приеме документов и личных фотографий может быть отказано только в случае, если представлены не все необходимые документы или если размер и количество личных фотографий не соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 13 настоящего Положения. В судебном заседании представителем ТП УФМС России по Ульяновской области в Майнском районе не оспаривалось, что заявителем были предоставлены все необходимые документы для замены паспорта в связи с достижением им 20-летнего возраста. Следовательно, отказ в замене паспорта заявителю со стороны Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области в лице его Территориального пункта в Майнском районе по мотиву не предоставления Мамедовым С.А. иных документов, которые не предусмотрены пунктом 13 Положения, не может быть признан законным и обоснованным. В соответствии с частью7 статьи4 Федерального закона от 31 мая 2002года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. Полномочиями по определению наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, наделен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (пункт «а» статьи30 указанного Федерального закона). В соответствии с пунктами51 и 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002года №1325, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, вправе осуществлять проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации, и составлять мотивированное заключение о результатах такой проверки. По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия), согласно части1статьи249 ГПК Российской Федерации, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Из заключения по результатам проверки Управлением Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области не усматривается, что Мамедовым С.А. паспорт гражданина Российской Федерации получен незаконно, с нарушением установленного порядка. Анализируя и оценивая совокупность исследованных доказательств, суд находит заявление Мамедова С.А. вполне обоснованным и принимает решение об обязании ТП УФМС России по Ульяновской области в Майнском районе, УФМС России по Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав Мамедова С.А. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Заявление Мамедова С.А. удовлетворить. Признать незаконным отказ территориального пункта Управления федеральной миграционной службы России по Ульяновской области в Майнском районе, Управления федеральной миграционной службы России по Ульяновской области Мамедову С.А. в замене паспорта гражданина Российской Федерации в связи с достижением 20-летнего возраста. Обязать территориальный пункт управления федеральной миграционной службы России по Ульяновской области в Майнском районе, Управление федеральной миграционной службы России по Ульяновской области заменить Мамедову С.А., 31 июля 1988 года рождения, проживающему в с. с.*** ***, *** паспорт гражданина Российской Федерации в связи с достижением 20-летнего возраста. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней, через Майнский районный суд. Судья Решение вступило в законную силу 16.12.2011г.