№2-272/2011 о назначении досрочной трудовой пенсии



дело № 2-272/2011 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 декабря 2011 года р.п. Майна

Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Глухова А.В., при секретаре Воржецовой Л.А., с участием истца Евстигнеева В.Ф., представителя ответчика Берхеева И.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евстигнеева В.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Майнском районе Ульяновской области о признании отказа в назначении досрочной пенсии незаконным, возложении обязанности включения в специальный стаж работы периода военной службы из расчета один день службы за два дня работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

У С Т А Н О В И Л:

Евстигнеев В.Ф. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Майнском районе Ульяновской области о признании незаконным отказа ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в педагогический стаж периода прохождения военной службы по призыву с 02.11.1983 года по 29.11.1985 года из расчета один день службы за два дня работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 21 июля 2011 года и взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей. В обоснование иска указал, что с 15 августа 1988 года по настоящее время он занимается педагогической деятельностью, работает учителем физики и математики в МОУ Поповской основной общеобразовательной школе. 21 июля 2011 года он обратился с заявлением и необходимыми документами в Управление пенсионного фонда РФ по Майнскому району Ульяновской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. 15 ноября 2011 года получил отказ от ответчика, протокол № 187 от 21.10.2011г. Считает данный отказ незаконным, поскольку в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 79-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ) один день военной службы – за два дня работы. На основании подпункта «г» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначении пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР.

В судебном заседании истец Евстигнеев В.Ф. поддержал заявленные требования в полном объеме и суду пояснил, что в Вооруженных Силах СССР он служил по призыву в период с 02 ноября 1983 года по 29 ноября 1985 года. Участие в боевых действиях не принимал. До настоящего времени он работает учителем физики и математики в МОУ Поповской основной общеобразовательной школе.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Майнском районе Ульяновской области Берхеев И.К., возражая против заявленных требований, суду пояснил, что решением комиссии УПФ РФ в Майнском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 21 октября 2011 года Евстигнееву В.Ф. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа, который на момент обращения, согласно решения комиссии, составлял 22 года 10 месяцев 19 дней. Евстигнееву В.Ф. не был засчитан в специальный стаж период его прохождения срочной службы в Вооруженных Силах СССР с 02.11.1983 года по 29.11.1985 года, поскольку включение периода прохождения военной службы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Списком не предусмотрен. Согласно п.п. «г» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР учителям и другим работникам просвещения засчитывалась в стаж работы по специальности. Однако обязательным условием такого зачета, установленным в п. 4 данного Положения, являлось наличие 2/3 специального стажа, требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на досрочную пенсию. Данное постановление признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 953. Поскольку истец к этому времени проработал в должности, дающей право на льготную пенсию менее требуемых 2/3 специального стажа, в удовлетворении требований истца следует отказать.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 3 ст.123 Конституции Российской Федерации предусматривает осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст.56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Майнском районе от 21 октября 2011 года (протокол № 187) Евстигнееву В.Ф. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого требуемого 25-летнего стажа на соответствующих видах работ, при этом в стаж на соответствующих видах работ засчитаны следующие периоды: с 15.08.1988 г. по 07.11.1994 г. (6 лет 2 месяца 22 дня) – учитель Поповской восьмилетней школы; с 08.11.1994 г. по 10.01.2000 г. (5 лет 2 месяца 2 дня) – учитель Поповской средней общеобразовательной школы; с 11.01.2000 г. по 11.03.2007 г. (7 лет 2 месяца) – учитель МОУ Поповской средней общеобразовательной школы; с 25.03.2007 г. по 03.07.2007 г. ( 3 месяца 9 дней) – учитель МОУ Поповской средней общеобразовательной школы; с 04.07.2007 г. по 20.07.2011 г.( 4 года 16 дней) – учитель МОУ Поповской основной школы. Специальный стаж составил 22 года 10 месяцев 19 дней, страховой стаж – 24 года 11 месяцев 29 дней.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 названного Федерального закона (в редакции от 30.06.2009) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.

В силу пункта 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР.

Согласно военному билету НП № 7362003 Евстигнеев В.Ф. проходил действительную военную службу с 02 ноября 1983 года по 29 ноября 1985 года.

В указанный период времени (период прохождения срочной военной службы истцом) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 и пунктом 2 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР.

В силу пункта 4 названного Положения, в частности служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Период службы Евстигнеева В.Ф. в Вооруженных Силах СССР относится к периоду деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Принимая во внимание, что на момент обращения Евстигнеева В.Ф. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в Армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Таким образом, период срочной службы Евстигнеева В.Ф. в составе Вооруженных Сил СССР с 02 ноября 1983 года по 29 ноября 1985 года подлежит включению в стаж работы по специальности, дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права из расчета один день к одному, на основании вышеназванного Постановления Совета Министров СССР, которое действовало в период прохождения срочной службы истца в Армии.

Доводы истца о льготном исчислении периода прохождения срочной службы в Вооруженных Силах СССР из расчета один день службы за два дня работы со ссылкой на Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», суд находит несостоятельными, поскольку данные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права.

Из п. 3 ст.10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе, офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы.

Вместе с тем, ни названным Федеральным законом, ни Федеральным законом « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ни Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 не предусмотрено льготное исчисление периодов военной службы по призыву для зачета в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Таким образом, оснований для исчисления периодов военной службы истца в составе Вооруженных Сил СССР из расчета один день военной службы за два дня работы, у суда не имеется.

В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение соответствующего заявления со всеми документами.

Принимая во внимание, что к моменту обращения истца 21 июля 2011 года за назначением досрочной пенсии, специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности у Евстигнеева В.Ф. с учетом включения спорного периода - военной службы по призыву с 02 ноября 1983 года по 29 ноября 1985 года, составлял менее 25 лет (24 года 11 месяцев 16 дней), следовательно его требования о назначении досрочной пенсии с момента обращения в УПФ ГУ РФ в Майнском районе Ульяновской области удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, с учетом вышеизложенных обстоятельств, право на назначение трудовой пенсии возникло у истца 05 августа 2011 года, в связи с этим суд считает необходимым обязать ответчика назначить Евстигнееву В.Ф. досрочную пенсию с момента возникновения у него этого права, то есть с 05 августа 2011 года.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Государственная пошлина в размере 200 рублей, уплаченная истцом Евстигнеевым В.Ф. при подаче искового заявления, подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Евстигнеева В.Ф. удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области включить Евстигнееву В.Ф. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, период военной службы по призыву с 02 ноября 1983 года по 29 ноября 1985 года и назначить ему досрочную трудовую пенсию с 05 августа 2011 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области в пользу Евстигнеева Валерия Федоровича судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Майнский районный суд. Судья

Решение 10.01.2012г. вступило в законную силу